Начало ХХ века в России ознаменовалось политическими событиями (революционные выступления рабочего класса и крестьянства, поражение России в русско-японской войне и массовые революционные выступления солдат и матросов в 1905–1907 гг.), которые свидетельствовали не только о кризисе самодержавия и глубоких противоречиях, но и о кризисе военной организации, системы обучения и воспитания личного состава армии и флота [3]. В советский период военная педагогика не отбросила прогрессивного военно-педагогического наследия прошлого. Она исходила из того, что в русской армии и на флоте всегда служили патриоты своего Отечества – талантливые офицеры, полководцы и флотоводцы, которые были носителями прогрессивных взглядов в обучении и воспитании войск, подготовке российского офицерского корпуса армии и флота. В истории советской военной педагогики выделяются этапы, которые соответствуют периодам истории советских Вооруженных Сил:
1918–1920 гг. – создание и становление системы воспитания и обучения солдат и офицеров РККА;
1921–1941 гг. – развитие советской военной педагогики в период мирного социалистического строительства;
1941–1945 гг. – развитие теории и практики воспитания и обучения советских воинов в период Великой Отечественной войны;
1945–1991 гг. – развитие советской военной педагогики в послевоенный период [6].
История Советского государства, его Вооруженных Сил свидетельствует о том, что партийные лидеры неоднозначно относились к подготовке офицерских кадров. В. И. Ленин понимал, что проблема подготовки качественного профессионального и верного революции командного состава требует дифференцированного подхода.
В своей речи в «День красного офицера» он отмечал, что «только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм. Такая армия будет непобедима». Вместе с тем он отчетливо осознавал, что без знаний и опыта царских военных кадров невозможно разрешить проблему обучения и воспитания в армии и на флоте. В своем докладе на I Всероссийском съезде трудовых казаков 1 марта 1920 г. он говорил: «Нужно набирать командный состав из бывших офицеров, чтобы рабочие и крестьяне могли у них учиться, ибо без науки современную армию построить нельзя, и приходится отдавать ее в руки военспецов».
Одной из основных задач в первые годы советской власти стала подготовка командных кадров новой формации. Для этого требовалось развернуть широкую сеть командных курсов, военных школ, училищ и военных академий. По указанию В. И. Ленина, была создана первая Московская революционная пулеметная школа командного состава. В феврале 1918 г. Совет народных комиссаров утвердил «Основные положения об ускоренных курсах по подготовке состава РККА». Приказом народного комиссара по военным делам от 14 февраля 1918 г. на их основе было объявлено об открытии первых 13 командных курсов в Москве, Петрограде, Ораниенбауме, Твери, Казани. Курсы готовили командиров и политработников для пехоты, кавалерии, артиллерии, инженерных войск, войск связи, автоброневых и электрических частей, а также оружейников, медиков и т. д. Эти курсы положили начало развертыванию сети военно-учебных заведений РККА. 6 октября 1918 г. открылись курсы по подготовке морского командного состава. Кроме того, курсы по подготовке командиров были открыты при штабах фронтов, армий.
Так, 19 октября 1918 г. в телеграмме в адрес Совета народных комиссаров сообщалось, что на организованных в Устюге инструкторских курсах обучается 140 старших унтер-офицеров, которые после завершения учебы будут направлены на фронт для укомплектования командного состава. Всего на курсах в действующей армии было подготовлено около 25 тысяч командиров. Большое внимание уделялось классовому отбору курсантов. В условиях приема в военные школы и на курсы начсостава подчеркивалось: «Красными офицерами могут стать преданные Советской власти только рабочие и крестьяне».
В результате среди выпускников высших школ и курсов рабочие и трудовые крестьяне составляли в 1918 г. – 67,4 %, в 1919 г. – 71,6 %, в 1920 г. – 81 %.
Сугубо классовый диктаторский подход к подготовке командного состава РККА лишил русскую интеллигенцию права участвовать в защите отечества в роли профессионалов. Вместе с тем не использовать профессиональные кадры в условиях становления армии было невозможно.
В Красную Армию призывали старых военных специалистов. За период с июня 1918 по август 1920 г. были призваны 48 409 бывших офицеров и генералов царской армии, которые широко использовались в качестве командующих флотами и армиями, начальников дивизий, командиров бригад, начальников штабов, управлений и отделов, преподавателей военно-учебных заведений, инструкторов всеобуча и т. д. Большую военно-педагогическую работу провели бывшие генералы и офицеры русской армии, ставшие на сторону.