Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Особенности организации и проведения воспитательной работы с военнослужащими жен...

Особенности организации и проведения воспитательной работы с военнослужащими женского пола

Автор(-ы):

Дробин Георгий Павлович

18 мая 2023

Секция

Военное дело

Ключевые слова

система
образование
женский
военнослужащий
развитие
воинский коллектив
пол
организация

Аннотация статьи

Ряд изменения принесший нам новый век отмечено кардинальными изменениями в стереотипах полоролевой идентификации личности в рамках социума и эволюции общественного сознания. Одним из проявлений этих изменений является усиление роли и влияния женщины в различных сферах общественной жизни, политико-экономической и социальной. Женщины как субъекты гармонизации общественных отношений стали важнейшими структурными элементами профессионализации различных социальных групп и их профессиональная деятельность, как показывают последние исследования, оказывается существенное влияние на рост национального дохода ведущих стран мира. В настоящее время женщины составляют до 70% экономически активного населения мира.

Текст статьи

Воспитательная работа – деятельность органов управления (должностных лиц) воинских частей (организаций) по развитию личности военнослужащих и сотрудников, формированию их моральных, служебных и боевых качеств, защите от негативного информационно-психологического воздействия, обеспечению готовности к эффективному выполнению задач в любых условиях обстановки.

В Войсках национальной гвардии России с каждым днем увеличивается количество военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Для этого нам необходимо разобраться что такое воспитательная работа, понять её цели, уяснить задачи, а также рассмотреть какие имеются формы и направления.

Ввиду некоторых особенностей, а именно разного уровня подготовленности и развитии профессионально важных качеств у военнослужащих контрактной службы, целесообразно работу по их воспитанию в несколько этапов. Первый этап – это период изучения гражданина (военнослужащего), пожелавшего заключить контракт для поступления на военную службу. На этом этапе необходимо провести качественную диагностику личности военнослужащего контрактной службы. Это необходимо для организации эффективной индивидуально-воспитательной работы с контрактником. Методика этой работы любому офицеру, как правило, известна. В этот период необходимо также в ходе бесед довести до него историю и традиции Войск национальной гвардии, попытаться сформировать у него представления об идеальном образе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, а также довести до него нормативные моральные и нравственные установки, способы взаимоотношений между командирами и подчинёнными, между равными по должностному положению и званию, свои права и обязанности, виды ответственности за те или иные проступки. Итогом работы на первом этапе должна стать четко и прочно сформированная в сознании будущего контрактника установка на то, что он сделал правильный выбор профессии и эта профессия очень важна для безопасности государства; что эта профессия может стать постоянным местом приложения сил и надежным источником дохода; что в дальнейшем возможен профессиональный рост; что профессия военного предполагает необходимость соответствовать определенным нормам поведения. Второй этап - от начала службы до 1 года. Он начинается с заключения контракта и прибытия военнослужащего контрактной службы в подразделение, в котором он будет проходить дальнейшую военную службу. В подразделении он должен адаптироваться к условиям военной службы, определить свое место в коллективе и наладить оптимальные для успешной служебной деятельности отношения с командованием и сослуживцами, усвоить коллективные нормы поведения и традиции данного подразделения. Различные мероприятия морально-психологического обеспечения, занятия по боевой подготовке должны на этом этапе помочь ему успешно выполнить стоящие задачи. Командирам и начальникам необходимо в этот период, изучив анкетные данные, характеристики, результаты различных тестов и бесед организовать воздействие на него с помощью различных форм и методов морально-психологического обеспечения. Очень важно обеспечить благоприятную атмосферу в коллективе для успешной адаптации вновь прибывшего военнослужащего. Как и для молодого солдата, призванного на военную службу по призыву, так и для военнослужащего-контрактника вливание в новый профессиональный коллектив – своего рода стресс. И любая мелочь может сыграть решающую роль в создании устойчивого мнения о новом коллективе, отношениях в нем и своем месте в этом коллективе. И это мнение потом уже сложно будет изменить, а оно нередко определяет мотив на продление или расторжение контракта. Важно также с первых дней организовать планомерный ввод в должность прибывшего военнослужащего с обязательным постоянным контролем за морально-психологическим состоянием контрактника и психологической поддержкой военнослужащего всеми должностными лицами подразделения. В психологическом плане он должен почувствовать и осознать, что он влился в коллектив. Если удастся этого достигнуть, значительно возрастает вероятность того, что все остальные, в том числе и воспитательные, мероприятия принесут максимальный эффект.

Основными направлениями воспитательной работы с данными военнослужащими могут быть:

  • организация теплого приема в подразделении, ознакомление с ее традициями, оказание товарищеской взаимопомощи в учебе, широкий обмен опытом по специальности;
  • разъяснение положений законодательных актов, общевоинских уставов и других документов, определяющих служебный статус;
  • обучение правовым основам служебной деятельности, методике воспитания подчиненных (для сержантов);
  • организация периодических встреч военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с руководством части, проявление ими заботы не только о профессиональном росте, но и о бытовом устройстве; целенаправленная, последовательная реализация гибкой, продуманной системы мер, направленных на повышение профессионализма каждой категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; формирование здоровой морально-психологической атмосферы в смешанных воинских коллективах.

В индивидуальной воспитательной работе с военнослужащими по контракту можно выделить следующие направления:

  • разъяснение значимости службы по контракту в становлении российской армии, повышении ее боеготовности и боеспособности;
  • формирование коллективизма, глубокого осознания главенства общественных интересов над личным, чувства чести, долга, гордости;
  • разъяснение прав, свобод и обязанностей, правового статуса, льгот;
  • повышение авторитета и престижа среди сослуживцев и подчиненных;
  • обеспечение личного примера в службе, овладении воинским мастерством.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст.445.
  2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: ФЗ от 3 июля 2016 г. №-226-ФЗ // СЗ РФ. – 2016. – № 27. – Ст. 4159.
  3. Об утверждении Временного наставления по организации морально-психологического обеспечения войск национальной гвардии: Приказ №625 от 5 декабря 2018 г. Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал армии Золотов В.В.
  4. Методические рекомендации по организации и проведению воспитательной работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Москва, 2019г.

Поделиться

284

Дробин Г. П. Особенности организации и проведения воспитательной работы с военнослужащими женского пола // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.I.С. 37-39. URL: https://apni.ru/article/6251-osobennosti-organizatsii-i-provedeniya-vospit

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля