Особенности организации и проведения воспитательной работы с военнослужащими женского пола

Ряд изменения принесший нам новый век отмечено кардинальными изменениями в стереотипах полоролевой идентификации личности в рамках социума и эволюции общественного сознания. Одним из проявлений этих изменений является усиление роли и влияния женщины в различных сферах общественной жизни, политико-экономической и социальной. Женщины как субъекты гармонизации общественных отношений стали важнейшими структурными элементами профессионализации различных социальных групп и их профессиональная деятельность, как показывают последние исследования, оказывается существенное влияние на рост национального дохода ведущих стран мира. В настоящее время женщины составляют до 70% экономически активного населения мира.

Аннотация статьи
воинский коллектив
образование
система
женский
пол
организация
развитие
военнослужащий
Ключевые слова

Воспитательная работа – деятельность органов управления (должностных лиц) воинских частей (организаций) по развитию личности военнослужащих и сотрудников, формированию их моральных, служебных и боевых качеств, защите от негативного информационно-психологического воздействия, обеспечению готовности к эффективному выполнению задач в любых условиях обстановки.

В Войсках национальной гвардии России с каждым днем увеличивается количество военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Для этого нам необходимо разобраться что такое воспитательная работа, понять её цели, уяснить задачи, а также рассмотреть какие имеются формы и направления.

Ввиду некоторых особенностей, а именно разного уровня подготовленности и развитии профессионально важных качеств у военнослужащих контрактной службы, целесообразно работу по их воспитанию в несколько этапов. Первый этап – это период изучения гражданина (военнослужащего), пожелавшего заключить контракт для поступления на военную службу. На этом этапе необходимо провести качественную диагностику личности военнослужащего контрактной службы. Это необходимо для организации эффективной индивидуально-воспитательной работы с контрактником. Методика этой работы любому офицеру, как правило, известна. В этот период необходимо также в ходе бесед довести до него историю и традиции Войск национальной гвардии, попытаться сформировать у него представления об идеальном образе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, а также довести до него нормативные моральные и нравственные установки, способы взаимоотношений между командирами и подчинёнными, между равными по должностному положению и званию, свои права и обязанности, виды ответственности за те или иные проступки. Итогом работы на первом этапе должна стать четко и прочно сформированная в сознании будущего контрактника установка на то, что он сделал правильный выбор профессии и эта профессия очень важна для безопасности государства; что эта профессия может стать постоянным местом приложения сил и надежным источником дохода; что в дальнейшем возможен профессиональный рост; что профессия военного предполагает необходимость соответствовать определенным нормам поведения. Второй этап - от начала службы до 1 года. Он начинается с заключения контракта и прибытия военнослужащего контрактной службы в подразделение, в котором он будет проходить дальнейшую военную службу. В подразделении он должен адаптироваться к условиям военной службы, определить свое место в коллективе и наладить оптимальные для успешной служебной деятельности отношения с командованием и сослуживцами, усвоить коллективные нормы поведения и традиции данного подразделения. Различные мероприятия морально-психологического обеспечения, занятия по боевой подготовке должны на этом этапе помочь ему успешно выполнить стоящие задачи. Командирам и начальникам необходимо в этот период, изучив анкетные данные, характеристики, результаты различных тестов и бесед организовать воздействие на него с помощью различных форм и методов морально-психологического обеспечения. Очень важно обеспечить благоприятную атмосферу в коллективе для успешной адаптации вновь прибывшего военнослужащего. Как и для молодого солдата, призванного на военную службу по призыву, так и для военнослужащего-контрактника вливание в новый профессиональный коллектив – своего рода стресс. И любая мелочь может сыграть решающую роль в создании устойчивого мнения о новом коллективе, отношениях в нем и своем месте в этом коллективе. И это мнение потом уже сложно будет изменить, а оно нередко определяет мотив на продление или расторжение контракта. Важно также с первых дней организовать планомерный ввод в должность прибывшего военнослужащего с обязательным постоянным контролем за морально-психологическим состоянием контрактника и психологической поддержкой военнослужащего всеми должностными лицами подразделения. В психологическом плане он должен почувствовать и осознать, что он влился в коллектив. Если удастся этого достигнуть, значительно возрастает вероятность того, что все остальные, в том числе и воспитательные, мероприятия принесут максимальный эффект.

Основными направлениями воспитательной работы с данными военнослужащими могут быть:

  • организация теплого приема в подразделении, ознакомление с ее традициями, оказание товарищеской взаимопомощи в учебе, широкий обмен опытом по специальности;
  • разъяснение положений законодательных актов, общевоинских уставов и других документов, определяющих служебный статус;
  • обучение правовым основам служебной деятельности, методике воспитания подчиненных (для сержантов);
  • организация периодических встреч военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с руководством части, проявление ими заботы не только о профессиональном росте, но и о бытовом устройстве; целенаправленная, последовательная реализация гибкой, продуманной системы мер, направленных на повышение профессионализма каждой категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; формирование здоровой морально-психологической атмосферы в смешанных воинских коллективах.

В индивидуальной воспитательной работе с военнослужащими по контракту можно выделить следующие направления:

  • разъяснение значимости службы по контракту в становлении российской армии, повышении ее боеготовности и боеспособности;
  • формирование коллективизма, глубокого осознания главенства общественных интересов над личным, чувства чести, долга, гордости;
  • разъяснение прав, свобод и обязанностей, правового статуса, льгот;
  • повышение авторитета и престижа среди сослуживцев и подчиненных;
  • обеспечение личного примера в службе, овладении воинским мастерством.
Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст.445.
  2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: ФЗ от 3 июля 2016 г. №-226-ФЗ // СЗ РФ. – 2016. – № 27. – Ст. 4159.
  3. Об утверждении Временного наставления по организации морально-психологического обеспечения войск национальной гвардии: Приказ №625 от 5 декабря 2018 г. Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал армии Золотов В.В.
  4. Методические рекомендации по организации и проведению воспитательной работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Москва, 2019г.
Список литературы