Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Сущность, структура и содержание военно-педагогического процесса, его закономерн...

Сущность, структура и содержание военно-педагогического процесса, его закономерности и противоречия

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

система
образование
время
военнослужащий
развитие
воинский коллектив
армия

Аннотация статьи

Одной из важных задач, стоящих перед органами военного управления, является обучение и воспитание военнослужащих, то есть их профессиональная подготовка к выполнению своего воинского долга по защите Родины. Чтобы реализовать эту задачу, командиру воинской части (подразделения) необходимо качественно организовать военно-педагогический процесс, опираясь при этом на теоретические основы и практический опыт.

Текст статьи

Военно-педагогический процесс – это целенаправленная, организованная деятельность командиров, штабов, органов по работе с личным составом по обучению, воспитанию военнослужащих, подразделений и воинской части в целом, подготовке их к умелым и мужественным действиям по предназначению. В условиях мирного времени это обеспечение боевой готовности воинской части, подразделений, в боевой обстановке – подготовка и ведение боевых действий, выполнение поставленных задач.

Сущность военно-педагогического процесса состоит в передаче знаний, социального, служебного и боевого опыта командирами (начальниками) и усвоении их подчиненными посредством взаимодействия. При этом передаваемый опыт трансформируется во внутренние черты, идеалы и личные качества военнослужащего, в его военно-профессиональную обученность, культуру и нравственный облик, в способности, умения, навыки, привычки.

Характер целей и задач военно-педагогического процесса во многом определяет его структуру, основными составными частями которой являются обучение и воспитание. Процесс обучения военнослужащих реализуется в ходе боевой подготовки. Боевая подготовка – это система организационно-методических, учебно-воспитательных и специальных мероприятий, направленных на достижение и поддержание необходимого для выполнения боевых задач уровня знаний, навыков, умений и иных качеств личного состава, боевой слаженности войск.

Учет закономерностей функционирования человеческой психики и механизма формирования основных психических образований позволяет на практике эффективно применять различные принципы, формы, методы и средства обучения.

Принципы обучения – это основополагающие теоретические положения, отражающие закономерности процесса формирования у военнослужащих необходимых им знаний, умений и навыков. Важнейшими принципами обучения являются: принцип научности и профессиональной направленности процесса обучения; принцип «Учить войска тому, что необходимо на войне»; принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями; принцип наглядности; принцип обучения на высоком уровне трудности; принцип систематичности, последовательности и комплексности в обучении.

Целью данной курсовой работы является всесторонне рассмотреть сущность и структуру военно-педагогического процесса.

Основными задачами данной курсовой работы является:

  • исследовать сущность, задачи, функции, особенности процесса обучения военнослужащих;
  • рассмотреть закономерности обучения военнослужащих;
  • рассмотреть принципы обучения военнослужащих.

Военно-педагогический процесс – понятие собирательное, выражающее организованную, целенаправленную деятельность командиров, офицеров органов воспитательной работы, штабов и служб, общественных организаций по обучению и воспитанию воинов, воинских коллективов частей (кораблей), подразделений, подготовке их к умелым действиям в условиях современного боя. В рамках военно-педагогического процесса осуществляется общая для всех воинских коллективов задача по формированию активной и развитой личности воина войск национальной гвардии.

Главное предназначение военно-педагогического процесса в мирное время состоит в обеспечении боевой готовности частей (кораблей). Его важнейшей задачей является формирование у личного состава воинского мастерства, высокой всесторонней подготовленности, организованности, дисциплины, патриотизма, верности конституционному долгу и др.

Военно-педагогический процесс в части является динамичным, закономерно развивающимся, управляемым процессом решения воинами и воинскими коллективами последовательно сменяющих друг друга, все усложняющихся учебно-воспитательных задач. Будучи важнейшим показателем специфики военно-педагогического процесса и выразителем его сущности, педагогические задачи представляют собой противоречивые педагогические ситуации, которые объективно обусловливаются потребностями повседневной жизни и деятельности воинов, интересами повышения боевой готовности части (корабля) в целом.

Многообразие педагогических задач и способов их разрешения характеризует специфику деятельности воинов в ходе военно-педагогического процесса. Внутренним содержанием этого процесса выступает активная коллективная (групповая) познавательная и практическая деятельность воинов. Её характер определяется не только содержанием тех идей, норм и принципов поведения, военно-научных положений, образцов техники и вооружения, способов решения учебно-боевых задач, которыми овладевают военнослужащие, но и организацией занятий, их методикой и материально-техническим обеспечением, а также нравственным, социально-психологическим климатом, который складывается в воинских коллективах (группах). Здесь особенно благоприятны общая заинтересованность, устремленность к поиску, дух состязания, доброжелательность и взаимная требовательность.

По своей сущности военно-педагогический процесс является социально обусловленным. Наиболее четко и последовательно его направленность выражена в основной цели военно-педагогического процесса, заключающейся в подготовке воина-гражданина, воина-патриота и воина-специалиста, мастерски владеющего современной техникой и оружием.

Характер цели во многом определяет содержание составных частей данного многофункционального процесса: обучения, воспитания, развития, психологической подготовки. Его функции неравнозначны, не рядоположены. Воспитание представляет собой высший уровень военно-педагогического процесса. В нем синтезируются воздействия и взаимодействия всех других функционально-содержательных его компонентов и реализуются как общие, так и специфические (подготовка военнослужащего – конкретного специалиста) задачи военно-педагогического процесса.

Список литературы

  1. Барабанщиков А.В. Военная педагогика и психология. М.: ВПА, 1986.
  2. Беляев В.И., Шацкий С.Т. Эволюция представлений о целях воспитания. Педагогика, 1995.
  3. Караяни А. Г. Прикладная военная психология : учебно-методическое пособие : [учебное пособие для курсантов и слуш. высш. воен.-учеб. заведений] / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников .— СПб. [и др.] : Питер, 2006. – с. 108.
  4. Константинов Н. А., Медынский Е. Н, Шабаева М. Ф. История педагогики. М.,1983.
  5. Кулаков В.Ф. Военная педагогика и психология. М.: Совершенство, 1998.
  6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Прометей, 199
  7. Мелетичев В. В., Якимов Ю. М. Актуальные проблемы общей и военной педагогики. СПб., 2004.

Поделиться

939

Литвинов С. О. Сущность, структура и содержание военно-педагогического процесса, его закономерности и противоречия // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.I.С. 44-46. URL: https://apni.ru/article/6252-sushchnost-struktura-i-soderzhanie-voenno-ped

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря