Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Сущность, структура и содержание военно-педагогического процесса, его закономерн...

Сущность, структура и содержание военно-педагогического процесса, его закономерности и противоречия

Автор(-ы):

Литвинов Степан Олегович

18 мая 2023

Секция

Военное дело

Ключевые слова

система
образование
время
военнослужащий
развитие
воинский коллектив
армия

Аннотация статьи

Одной из важных задач, стоящих перед органами военного управления, является обучение и воспитание военнослужащих, то есть их профессиональная подготовка к выполнению своего воинского долга по защите Родины. Чтобы реализовать эту задачу, командиру воинской части (подразделения) необходимо качественно организовать военно-педагогический процесс, опираясь при этом на теоретические основы и практический опыт.

Текст статьи

Военно-педагогический процесс – это целенаправленная, организованная деятельность командиров, штабов, органов по работе с личным составом по обучению, воспитанию военнослужащих, подразделений и воинской части в целом, подготовке их к умелым и мужественным действиям по предназначению. В условиях мирного времени это обеспечение боевой готовности воинской части, подразделений, в боевой обстановке – подготовка и ведение боевых действий, выполнение поставленных задач.

Сущность военно-педагогического процесса состоит в передаче знаний, социального, служебного и боевого опыта командирами (начальниками) и усвоении их подчиненными посредством взаимодействия. При этом передаваемый опыт трансформируется во внутренние черты, идеалы и личные качества военнослужащего, в его военно-профессиональную обученность, культуру и нравственный облик, в способности, умения, навыки, привычки.

Характер целей и задач военно-педагогического процесса во многом определяет его структуру, основными составными частями которой являются обучение и воспитание. Процесс обучения военнослужащих реализуется в ходе боевой подготовки. Боевая подготовка – это система организационно-методических, учебно-воспитательных и специальных мероприятий, направленных на достижение и поддержание необходимого для выполнения боевых задач уровня знаний, навыков, умений и иных качеств личного состава, боевой слаженности войск.

Учет закономерностей функционирования человеческой психики и механизма формирования основных психических образований позволяет на практике эффективно применять различные принципы, формы, методы и средства обучения.

Принципы обучения – это основополагающие теоретические положения, отражающие закономерности процесса формирования у военнослужащих необходимых им знаний, умений и навыков. Важнейшими принципами обучения являются: принцип научности и профессиональной направленности процесса обучения; принцип «Учить войска тому, что необходимо на войне»; принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями; принцип наглядности; принцип обучения на высоком уровне трудности; принцип систематичности, последовательности и комплексности в обучении.

Целью данной курсовой работы является всесторонне рассмотреть сущность и структуру военно-педагогического процесса.

Основными задачами данной курсовой работы является:

  • исследовать сущность, задачи, функции, особенности процесса обучения военнослужащих;
  • рассмотреть закономерности обучения военнослужащих;
  • рассмотреть принципы обучения военнослужащих.

Военно-педагогический процесс – понятие собирательное, выражающее организованную, целенаправленную деятельность командиров, офицеров органов воспитательной работы, штабов и служб, общественных организаций по обучению и воспитанию воинов, воинских коллективов частей (кораблей), подразделений, подготовке их к умелым действиям в условиях современного боя. В рамках военно-педагогического процесса осуществляется общая для всех воинских коллективов задача по формированию активной и развитой личности воина войск национальной гвардии.

Главное предназначение военно-педагогического процесса в мирное время состоит в обеспечении боевой готовности частей (кораблей). Его важнейшей задачей является формирование у личного состава воинского мастерства, высокой всесторонней подготовленности, организованности, дисциплины, патриотизма, верности конституционному долгу и др.

Военно-педагогический процесс в части является динамичным, закономерно развивающимся, управляемым процессом решения воинами и воинскими коллективами последовательно сменяющих друг друга, все усложняющихся учебно-воспитательных задач. Будучи важнейшим показателем специфики военно-педагогического процесса и выразителем его сущности, педагогические задачи представляют собой противоречивые педагогические ситуации, которые объективно обусловливаются потребностями повседневной жизни и деятельности воинов, интересами повышения боевой готовности части (корабля) в целом.

Многообразие педагогических задач и способов их разрешения характеризует специфику деятельности воинов в ходе военно-педагогического процесса. Внутренним содержанием этого процесса выступает активная коллективная (групповая) познавательная и практическая деятельность воинов. Её характер определяется не только содержанием тех идей, норм и принципов поведения, военно-научных положений, образцов техники и вооружения, способов решения учебно-боевых задач, которыми овладевают военнослужащие, но и организацией занятий, их методикой и материально-техническим обеспечением, а также нравственным, социально-психологическим климатом, который складывается в воинских коллективах (группах). Здесь особенно благоприятны общая заинтересованность, устремленность к поиску, дух состязания, доброжелательность и взаимная требовательность.

По своей сущности военно-педагогический процесс является социально обусловленным. Наиболее четко и последовательно его направленность выражена в основной цели военно-педагогического процесса, заключающейся в подготовке воина-гражданина, воина-патриота и воина-специалиста, мастерски владеющего современной техникой и оружием.

Характер цели во многом определяет содержание составных частей данного многофункционального процесса: обучения, воспитания, развития, психологической подготовки. Его функции неравнозначны, не рядоположены. Воспитание представляет собой высший уровень военно-педагогического процесса. В нем синтезируются воздействия и взаимодействия всех других функционально-содержательных его компонентов и реализуются как общие, так и специфические (подготовка военнослужащего – конкретного специалиста) задачи военно-педагогического процесса.

Список литературы

  1. Барабанщиков А.В. Военная педагогика и психология. М.: ВПА, 1986.
  2. Беляев В.И., Шацкий С.Т. Эволюция представлений о целях воспитания. Педагогика, 1995.
  3. Караяни А. Г. Прикладная военная психология : учебно-методическое пособие : [учебное пособие для курсантов и слуш. высш. воен.-учеб. заведений] / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников .— СПб. [и др.] : Питер, 2006. – с. 108.
  4. Константинов Н. А., Медынский Е. Н, Шабаева М. Ф. История педагогики. М.,1983.
  5. Кулаков В.Ф. Военная педагогика и психология. М.: Совершенство, 1998.
  6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Прометей, 199
  7. Мелетичев В. В., Якимов Ю. М. Актуальные проблемы общей и военной педагогики. СПб., 2004.

Поделиться

476

Литвинов С. О. Сущность, структура и содержание военно-педагогического процесса, его закономерности и противоречия // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.I.С. 44-46. URL: https://apni.ru/article/6252-sushchnost-struktura-i-soderzhanie-voenno-ped

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа