Исследуемые объекты:
- Функции государства в области экономического регулирования и контроля;
- Цифровые валюты центральных банков (CBDC) и их характеристики;
- Зарубежный опыт применения государственных цифровых валют;
- Юридические аспекты создания и внедрения цифровых валют.
С технологическим прогрессом и ускорением глобализации, наш мир все больше проникается цифровыми технологиями и увеличивает свою взаимосвязанность. Это привело к появлению цифровых валют, которые представляют новые возможности и вызовы как для государств, так и для отдельных лиц. Государственные цифровые валюты (CBDC), представляющие собой цифровой аналог национальной фиатной валюты, привлекают все большее внимание со стороны крупнейших мировых экономик. Внедрение CBDC может привести к множеству изменений в работе финансовой системы, оказать влияние на денежно-кредитную политику и затронуть множество аспектов гражданской жизни.
Целью данной работы является исследование ключевых функций государства в контексте применения цифровой валюты, а также анализ воздействия этих функций на экономическую, регулятивную, технологическую и социальную сферы. Мы рассмотрим, как государства могут использовать цифровые валюты для обеспечения финансовой стабильности, развития технологической инфраструктуры, а также для способствования финансовому включению населения.
Фундаментальная роль государства в экономической сфере применяется для обеспечения стабильности национального экономического контекста и финансовой гармонии. В свете популярности цифровых валют это подразумевает формирование и применение продуктивных механизмов для управления денежным обращением и монетарной стратегией. Цифровые валюты предоставляют государственным органам актуальные методы для контроля над денежными движениями и регулирования денежной массы [1]. Цифровые Валюты Центрального Банка (ЦВЦБ), к примеру, обладают потенциалом дать центральным банковским структурам инструменты для прямого модулирования денежного предложения, упрощая воплощение монетарной стратегии и обеспечивая увеличенную адаптивность в управлении инфляционными процессами. Цифровые валюты могут функционировать как инструментарий государства для более детализированного контроля над инфляционными трендами и денежным оборотом.
ЦВЦБ может быть формализована в форме программируемой валюты, что предоставляет возможность установления специфических параметров, влияющих на скорость денежного обращения и инфляцию. Это может включать использование негативных процентных ставок для стимуляции потребительских расходов и инвестиционной активности, а также ограничения на хранение значительных сумм в ЦВЦБ.
Такой уровень регулирования предоставляет государствам возможность более точечной корректировки монетарной стратегии с целью стабилизации инфляции и поддержания экономического роста. Однако это также может породить определенные проблематики касательно приватности и финансовой автономии индивидуума, так как государства получают непосредственный доступ к информации о транзакциях и денежных потоках.
Цифровые валюты могут выступать средством, используемым государствами для противодействия неформальной экономике и легализации криминальных денежных средств, так как электронные операции характеризуются увеличенной прозрачностью и возможностью проследить, в отличие от наличных средств. Применение Цифровой Валюты Центрального Банка (ЦВЦБ) может облегчить для государств наблюдение за финансовыми потоками, что сокращает возможности для легализации незаконных средств и финансирования террористической деятельности.
Более того, цифровые валюты могут способствовать «декриминализации» теневой экономики, поскольку компании и отдельные граждане могут проявить большую заинтересованность в легальной экономической деятельности из-за прозрачности и удобства электронных платежей, что способствует увеличению налоговых сборов и поддержанию экономического прогресса.
Однако следует принимать во внимание, что внедрение цифровых валют может вызвать опасения по поводу приватности и защиты личных данных пользователей, так как государственные учреждения получают доступ к детальной информации о транзакциях. В этом контексте необходимо находить равновесие между противодействием теневой экономике и обеспечением права граждан на конфиденциальность [2].
Цифровые валюты могут внести значительный вклад в совершенствование международных платежных систем и улучшение условий для трансграничных финансовых операций. Нынешние международные платежи часто сталкиваются с проблемами, такими как высокие комиссионные сборы, длительные сроки обработки и сложности валютных транзакций. Цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ) могут предложить альтернативный механизм для международных переводов, обеспечивая оперативные, экономически выгодные и безопасные операции.
Такая стратегия может стимулировать рост международной коммерции и инвестиций, способствуя ускорению экономического прогресса и улучшению благосостояния граждан. Однако для достижения такой степени интеграции требуется сотрудничество между различными странами и международными финансовыми учреждениями, а также установление унифицированных стандартов и протоколов для обмена данными и осуществления транзакций.
Цифровые валюты могут также способствовать финансовому включению, обеспечивая доступ к финансовым сервисам для тех, кто оказался за пределами банковской системы, особенно в странах с развивающейся экономикой. ЦВЦБ могут уменьшить преграды для открытия банковских счетов и получения финансовых услуг, таких как кредиты и страхование.
Через мобильные устройства и интернет, цифровые валюты могут расширить доступность финансовых услуг для широкого спектра населения, что в итоге может привести к снижению уровня бедности, стимулированию предпринимательства и повышению качества жизни.
Однако для успешного выполнения финансового включения необходимо преодолеть ряд препятствий, включая недостаток цифровой грамотности и ограниченный доступ к интернету в некоторых регионах. Кроме того, важно гарантировать конфиденциальность пользовательских данных и предотвратить возможные злоупотребления со стороны государственных или коммерческих структур.
В более широкой перспективе национальные цифровые валюты представляют собой новаторский инструмент, способный кардинально преобразовать экономическую функцию государства. Они могут содействовать стабилизации национальной экономики, борьбе с теневой экономикой и отмыванию денег, улучшению условий для трансграничных переводов и продвижению финансового включения. Но при этом важно учитывать возможные риски и проблемы, связанные с внедрением цифровых валют, такие как защита личной информации и цифровая грамотность. Успешное использование цифровых валют требует сбалансированного подхода и сотрудничества между государствами и финансовыми учреждениями.
Одним из ключевых аспектов государственной роли в контексте цифровых валют является регулирование и лицензирование участников рынка, включая криптовалютные биржи, платежные системы и компании, работающие с цифровыми активами. Цель такого регулирования – обеспечение стабильности и безопасности финансовой системы, защита интересов инвесторов и пользователей, а также предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма.
Таблица 1
Примеры лицензирования участников рынка цифровых валют в разных странах
Страна |
Требования к лицензированию |
---|---|
США |
Федеральное и штатное регулирование, лицензии BitLicense в Нью-Йорке |
Европейский Союз |
Лицензирование согласно пятой директиве о борьбе с отмыванием денег (5AMLD) и MiFID II |
Япония |
Регистрация и лицензирование криптовалютных бирж в соответствии с законом о платежных услугах |
Южная Корея |
Регистрация и лицензирование криптовалютных бирж согласно специальным требованиям |
Для обеспечения соблюдения требований регуляторов и выполнения обязательств по борьбе с отмыванием денег и финансирования терроризма, участникам рынка необходимо применять процедуры «Знай своего клиента» (KYC) и мониторинга сделок (AML). Это позволяет идентифицировать пользователей и отслеживать подозрительные транзакции [3].
С целью предотвращения злоупотреблений и обеспечения безопасности финансовой системы, государство должно осуществлять надзор и контроль за соблюдением требований регуляторов участниками рынка цифровых валют. Это включает проверку комплаенс-процедур, регулярное предоставление отчетности и проведение аудиторских проверок.
Таблица 2
Показатели надзора и контроля на рынке цифровых валют
Показатель |
Статистические данные |
---|---|
Количество проведенных проверок |
В США, за 2020 год, проведено более 200 проверок криптовалютных бирж и компаний |
Штрафы и санкции |
В 2020 году, глобально, штрафы и санкции составили более $200 млн для компаний, нарушивших AML/KYC-требования |
Уровень соблюдения регулятивных требований |
Около 90% криптовалютных бирж и предприятий в развитых странах соответствуют регулятивным требованиям |
Государственные органы, ответственные за надзор и контроль, могут применять санкции и штрафы к участникам рынка, нарушающим регулятивные требования, а также приостанавливать или аннулировать их лицензии. Это позволяет сохранять доверие к рынку и защищать интересы инвесторов и пользователей.
Поскольку частные цифровые валюты основаны на блокчейн-технологиях и во многих случаях используют алгоритмы искусственного интеллекта для анализа данных и принятия решений, государство должно регулировать использование этих технологий с целью предотвращения злоупотреблений и обеспечения защиты прав пользователей.
Научные исследования показывают, что 65% крупных криптовалютных бирж используют алгоритмы искусственного интеллекта для мониторинга транзакций и выявления подозрительной активности. Однако это также может вызвать опасения относительно конфиденциальности пользовательских данных и возможных злоупотреблений со стороны компаний и государственных органов.
В связи с глобальным характером рынка цифровых валют международное сотрудничество в области регулирования и надзора становится все более актуальным. Это может включать координацию усилий национальных регуляторов, обмен информацией и опытом, а также разработку общих стандартов и принципов регулирования.
Одним из примеров международного сотрудничества является деятельность Международного денежного фонда (МВФ) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), которые активно привлекаются к вопросам регулирования цифровых валют и выработке соответствующих рекомендаций для стран-участников [4].
Функции регулирования и надзора государства в контексте цифровых валют представляют собой важный аспект обеспечения стабильности и безопасности финансовой системы. Они включают лицензирование участников рынка, контроль за соблюдением требований регуляторов, регулирование искусственного интеллекта и блокчейн-технологии, а также международное сотрудничество в области регулирования.
Успешное выполнение этих функций требует сбалансированного подхода, учитывающего специфику рынка цифровых валют и потребность в защите прав пользователей, а также необходимость предотвращения злоупотреблений и обеспечения финансовой стабильности. Только таким образом государство сможет эффективно выполнять свою роль в условиях развития цифровой экономики.
Примеры внедрения государственных цифровых валют в разных странах являются показателем развития и адаптации финансовой системы к технологическим инновациям. Вот некоторые примеры внедрения государственных цифровых валют в разных странах:
1. Китай
Китай является одним из лидеров в области разработки и внедрения государственной цифровой валюты. Проект цифрового юаня, известный как DC/EP (Digital Currency/Electronic Payment), был запущен в 2014 году и прошел через несколько этапов разработки и испытаний:
- В 2020 году в Китае было проведено несколько пилотных проектов по использованию цифрового юаня в городах Шэньчжэнь, Сучжоу, Чэнду и Сямынь.
- В ходе этих проектов было распределено около 200 миллионов юаней (порядка 31 миллиона долларов) через лотереи среди граждан для использования в розничных магазинах и онлайн-платежах.
- По состоянию на конец 2021 года, более 100 миллионов граждан Китая зарегистрировались в приложении для использования цифрового юаня, а общий объем транзакций превысил 62 миллиарда юаней (около 9,7 миллиарда долларов).
2. Швеция
Шведский центральный банк, Riksbank, начал разработку цифровой версии шведской кроны под названием e-krona в 2017 году. Этот проект был мотивирован снижением использования наличных денег в стране и потенциальными рисками для финансовой стабильности:
- По данным Riksbank, в 2020 году только 9% оплат в Швеции производилось наличными, что является одним из самых низких показателей среди развитых стран.
- В феврале 2020 года Riksbank объявил о начале пилотной программы для e-krona, которая продлится до 2022 года.
- В ходе пилотной программы Шведский центральный банк сотрудничает с различными финансовыми учреждениями и технологическими компаниями для тестирования e-krona в условиях реальных транзакций и интеграции с существующей платежной инфраструктурой [5].
Таким образом, государство играет ключевую роль в контексте внедрения цифровой валюты, выполняя функции, направленные на обеспечение стабильности, безопасности и доступности финансовых услуг для граждан. В частности, основные функции государства включают:
- Экономическая функция: обеспечение макроэкономической стабильности, поддержка инноваций и развитие инфраструктуры для цифровых валют.
- Регулятивная функция: создание правовой базы, установление требований и стандартов для участников рынка цифровых валют, а также обеспечение соблюдения законодательства.
- Надзорная функция: контроль и мониторинг деятельности участников рынка цифровых валют с целью предотвращения злоупотреблений, отмывания денег и финансирования терроризма.
Внедрение цифровых валют центрального банка предоставляет возможности для модернизации национальных финансовых систем и усиления конкурентоспособности на международной арене. Различные страны активно изучают и внедряют свои версии государственных цифровых валют, адаптируясь к новым вызовам и технологическим инновациям.
Важно подчеркнуть, что эффективное выполнение функций государства в контексте внедрения цифровой валюты требует сбалансированного подхода, учитывающего интересы всех сторон – государства, бизнеса и граждан. Такой подход обеспечит создание благоприятных условий для развития цифровой экономики и повышения благосостояния населения.