Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Эмоциональная культура педагога как показатель профессиональной компетенции

Эмоциональная культура педагога как показатель профессиональной компетенции

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

эмоциональная культура педагога
профессиональная компетентность
эмоциональная составляющая
педагогическая деятельность
эффективность обучения
эмоциональное благополучие учащихся

Аннотация статьи

Данная научная статья исследует важность эмоциональной составляющей в профессии педагога и ее влияние на профессиональную компетентность и эффективность педагогической деятельности. Автор отмечает, что понимание эмоционального опыта педагога является неотъемлемой частью понимания личности и ее профессиональной пригодности.

Текст статьи

Как никто не может дать другому того,
чего не имеет сам, так не может развивать,
воспитывать и образовывать других тот,
кто сам не является развитым,
воспитанным и образованным.
А. Дистервег

Актуальность выбранной проблемы выступления обусловлена тем, что для понимания человека мы должны иметь представление не только о его мыслях, но и об эмоциях и чувствах. Только имея представление об эмоциональном опыте учителя, мы можем с определенной долей уверенности говорить о его профессиональной пригодности.

Мир эмоций и чувств пронизывает все стороны жизни человека – отношения с другими людьми, деятельность, общение и познание. Профессиональная деятельность педагога не исключение. Более того, для нее характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам.

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности, высту­пая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры, включая эмоциональную составляющую.

Работая в школе, для себя отметила, что профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности и огромных затрат душевных сил. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога, которому необходимо развиваться не только как специалисту своего предмета, но и повышать свои личностные качества.

Культура проявления эмоций и чувств человека позволяет судить не только о его воспитанности, но и об умении общаться с другим человеком. Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя и ученика во многом определяет успех его педагогической деятельности и создает эмоциональное благополучие ученика в процессе обучения.

Ученые утверждают, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.

Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной, но неотрицательной.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, эмоциональный фон, отношение к себе и своей деятельности). Все это помогает получению стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства. Поэтому необходима эмоциональная гибкость, проявляющаяся в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Именно такая эмоциональная зрелость личности и влияет на имидж педагога.

Необходимо контролировать, какие чувства излучает на класс, каковы его мимика, жесты, голос и применять педагогические техники.

В своей практике я использую следующее упражнения:

На интерес к учащемуся

Ты мне интересен. Ты мне любопытен. Ты мой ученик.

Упражнение «Иной мир»

Упражнение на тренировку принятия другого человека. Посмотрите «глазами» книги на окружающий мир и примите этот мир как данность.

Упражнение «Погружение в детство»

Вспомните свое детство: события, впечатления, переживания, заботы.

Учитель начинает лучше чувствовать, понимать разных учащихся, планировать и поддерживать их успехи и проявления.

Работа учителя в классе сходна с работой артиста перед залом (в смысле переключения эмоций).

Для эффективного контроля отрицательных эмоций полезно использовать технику "Дебрифинг". Она состоит в том, чтобы ежедневно общаться с партнером и обсуждать важные вопросы, а также испытания, неудачи и радости прошедшего дня. В основном такой разговор длится примерно 15-30 мин. [1]

Для улучшения эмоционального состояния используется техника "Хорошо" (Н. Козлов). Состояние "хорошо" – это состояние приятия мира, позитивное отношение к нему, привычка во всем видеть то лучшее, что в этом есть. Это состояние души, при котором вы действительно учитесь видеть хорошее, то есть вы не называете плохое хорошим, а вы ищете в плохом – хорошее и этому хорошему радуетесь. Такое внутреннее состояние свойственно благодарным и мудрым людям. Благодарный человек всегда найдет за что сказать спасибо жизни и окружающим людям, неблагодарный – даже в хорошем умудрится найти плохое.

Эта техника экономит силы и позволяет не тратить их на ненужные переживания.

Эффективность урока зависит от психологической самоорганизации создание эмоционального фона учителя:

  1. Позитивное отношение к детям вообще, чувство удовольствия от предстоящей работы с детьми.
  2. Позитивные установки учителя на активность, взаимодействие, уверенность в себе и учениках. Против этих установок, на равнодушие, формальное проведение урока, агрессивность, так как неуверенность в себе, так разрушают учебную деятельность.
  3. Психологическая готовность учителя на работу с детьми определённого возраста. Необходимо не только знать возрастные особенности учащихся, но и чувствовать проблемы ученика как свои собственные (эмпатия).
  4. Психологическая готовность учителя общаться с конкретным классом, т.к. каждый класс обладает своей «психологической индивидуальностью».
  5. Тактичность учителя в отношении каждого ученика (дети быстро распознают фальшь).

Умение управлять эмоциями других – способность лидера, настоящего учителя. Ведь именно учитель управляет эмоциями целой группы людей, он направляет коллективные эмоции в нужное русло, создает атмосферу дружелюбия.

Компетентность педагога не замыкается только на обучении. Он соединяет урок и жизнь, связан с воспитанием и внеучебной деятельностью. Учитель начальной школы по характеру педагогической деятельности – универсал, который преподаёт несколько различных учебных дисциплин. Кроме того, он является классным руководителем и постоянным организатором детского коллектива, а также связующим звеном между школой и родителями учеников.

Несомненно, успешность учебно-воспитательной работы непосредственно зависит от образованности и педагогического мастерства учителя, в основе которого лежит понятие педагогического такта и создания эмоционального комфорта для учащихся. Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).

Мои практические рекомендации для учителей и родителей:

  1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
  2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
  3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
  5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности.
  6. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
  7. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
  8. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощения правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  9. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
  10. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности.
  11. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
  12. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
  13. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
  14. Помните: нормой для ребенка является – не знать что-либо, не уметь, ошибаться.
  15. Лень ребенка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.
  16. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  17. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
  18. Сделайте своей главной заповедью – «не навреди».

Список литературы

  1. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/3568-berg-kross-l.-terapija-supruzheskikh-par..html

Поделиться

1631

Архипова М. А. Эмоциональная культура педагога как показатель профессиональной компетенции // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 91-94. URL: https://apni.ru/article/6261-emotsionalnaya-kultura-pedagoga-kak-pokazatel

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января