Как никто не может дать другому того,
чего не имеет сам, так не может развивать,
воспитывать и образовывать других тот,
кто сам не является развитым,
воспитанным и образованным.
А. Дистервег
Актуальность выбранной проблемы выступления обусловлена тем, что для понимания человека мы должны иметь представление не только о его мыслях, но и об эмоциях и чувствах. Только имея представление об эмоциональном опыте учителя, мы можем с определенной долей уверенности говорить о его профессиональной пригодности.
Мир эмоций и чувств пронизывает все стороны жизни человека – отношения с другими людьми, деятельность, общение и познание. Профессиональная деятельность педагога не исключение. Более того, для нее характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам.
В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры, включая эмоциональную составляющую.
Работая в школе, для себя отметила, что профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности и огромных затрат душевных сил. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога, которому необходимо развиваться не только как специалисту своего предмета, но и повышать свои личностные качества.
Культура проявления эмоций и чувств человека позволяет судить не только о его воспитанности, но и об умении общаться с другим человеком. Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя и ученика во многом определяет успех его педагогической деятельности и создает эмоциональное благополучие ученика в процессе обучения.
Ученые утверждают, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.
Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной, но неотрицательной.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, эмоциональный фон, отношение к себе и своей деятельности). Все это помогает получению стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства. Поэтому необходима эмоциональная гибкость, проявляющаяся в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Именно такая эмоциональная зрелость личности и влияет на имидж педагога.
Необходимо контролировать, какие чувства излучает на класс, каковы его мимика, жесты, голос и применять педагогические техники.
В своей практике я использую следующее упражнения:
На интерес к учащемуся
Ты мне интересен. Ты мне любопытен. Ты мой ученик.
Упражнение «Иной мир»
Упражнение на тренировку принятия другого человека. Посмотрите «глазами» книги на окружающий мир и примите этот мир как данность.
Упражнение «Погружение в детство»
Вспомните свое детство: события, впечатления, переживания, заботы.
Учитель начинает лучше чувствовать, понимать разных учащихся, планировать и поддерживать их успехи и проявления.
Работа учителя в классе сходна с работой артиста перед залом (в смысле переключения эмоций).
Для эффективного контроля отрицательных эмоций полезно использовать технику "Дебрифинг". Она состоит в том, чтобы ежедневно общаться с партнером и обсуждать важные вопросы, а также испытания, неудачи и радости прошедшего дня. В основном такой разговор длится примерно 15-30 мин. [1]
Для улучшения эмоционального состояния используется техника "Хорошо" (Н. Козлов). Состояние "хорошо" – это состояние приятия мира, позитивное отношение к нему, привычка во всем видеть то лучшее, что в этом есть. Это состояние души, при котором вы действительно учитесь видеть хорошее, то есть вы не называете плохое хорошим, а вы ищете в плохом – хорошее и этому хорошему радуетесь. Такое внутреннее состояние свойственно благодарным и мудрым людям. Благодарный человек всегда найдет за что сказать спасибо жизни и окружающим людям, неблагодарный – даже в хорошем умудрится найти плохое.
Эта техника экономит силы и позволяет не тратить их на ненужные переживания.
Эффективность урока зависит от психологической самоорганизации создание эмоционального фона учителя:
- Позитивное отношение к детям вообще, чувство удовольствия от предстоящей работы с детьми.
- Позитивные установки учителя на активность, взаимодействие, уверенность в себе и учениках. Против этих установок, на равнодушие, формальное проведение урока, агрессивность, так как неуверенность в себе, так разрушают учебную деятельность.
- Психологическая готовность учителя на работу с детьми определённого возраста. Необходимо не только знать возрастные особенности учащихся, но и чувствовать проблемы ученика как свои собственные (эмпатия).
- Психологическая готовность учителя общаться с конкретным классом, т.к. каждый класс обладает своей «психологической индивидуальностью».
- Тактичность учителя в отношении каждого ученика (дети быстро распознают фальшь).
Умение управлять эмоциями других – способность лидера, настоящего учителя. Ведь именно учитель управляет эмоциями целой группы людей, он направляет коллективные эмоции в нужное русло, создает атмосферу дружелюбия.
Компетентность педагога не замыкается только на обучении. Он соединяет урок и жизнь, связан с воспитанием и внеучебной деятельностью. Учитель начальной школы по характеру педагогической деятельности – универсал, который преподаёт несколько различных учебных дисциплин. Кроме того, он является классным руководителем и постоянным организатором детского коллектива, а также связующим звеном между школой и родителями учеников.
Несомненно, успешность учебно-воспитательной работы непосредственно зависит от образованности и педагогического мастерства учителя, в основе которого лежит понятие педагогического такта и создания эмоционального комфорта для учащихся. Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).
Мои практические рекомендации для учителей и родителей:
- Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
- Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
- Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
- Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
- Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности.
- Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
- Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
- Девочки могут капризничать из-за усталости (истощения правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
- Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
- Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности.
- Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
- Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
- Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
- Помните: нормой для ребенка является – не знать что-либо, не уметь, ошибаться.
- Лень ребенка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.
- Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
- Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
- Сделайте своей главной заповедью – «не навреди».