Введение
Процессы интеграции на постсоветском пространстве не прекращаются со времён распада СССР. Определённо наиболее успешным интеграционным объединением является Евразийский экономический союз, который отражает экономические интересы всех участников, а также имеет достаточно предпосылок для углубления данного интеграционного проекта. Основным фактором развития интеграционного взаимодействия стран – членов Союза является развёртывание процессов глобализации, в результате чего растёт взаимозависимость составных частей экономики.
Каспийская проблематика в свете природно-ресурсного и транспортно-коммуникационного потенциала, а также геополитической значимости региона представляет особую актуальность. В научный оборот введено новое определение – «Большой Каспий», которое рассматривается многими учеными без должной взаимосвязанности с геополитическими, географическими, пространственными и иными характеристиками. В геополитическом понимании регион представляет собой элемент глобального пространства, который характеризуется соответствующей географической средой, сформированными и стабильными политическими, торгово-экономическими, культурными и иными связями.
Каспийское геополитическое пространство представляет большой практический интерес для многих стран Содружества Независимых Государств, политико-правовое пространство которых представляет собой более схожую национальную политику государств. Однако на безопасность и стабильность региона существенное влияние оказывает положение дел на сопряженных территориях [2].
Гипотеза
Улучшение внутренних экономик стран-членов Евразийского экономического союза будет способствовать увеличению сферы международного влияния и росту мировой экономики.
Методы
В ходе написания научной статьи авторами были проанализированы фактическое состояние, проблемы и возможности в развития интеграционного взаимодействия стран-членов Евразийского экономического союза. Кроме того, использовались такие методы исследования, как: аналитический, статистический, монографический, а также анализ экономической литературы.
Авторами обработан большой блок фактической информации о взаимодействии Российской Федерации с зарубежными странами, а особенно со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Результаты и обсуждение
В рамках распоряжения Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 года реализация мер по повышению устойчивости экономик государств-членов Евразийского экономического союза остановимся на некоторых проблемах международного экономического сотрудничества союза. В современных условиях представленную тематику необходимо рассматривать в единой системе геополитических и геоэкономических измерений. Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) – это не только самостоятельная социально-экономическая единица, система, но и важный сегмент более сложных макрорегиональных образований. Это и СНГ, ШОС, Большое евразийское партнерство, АСЕАН и многие другие [1].
Большой Каспийский регион представляет собой единое многомерное геополитическое пространство, в ареале которого расположено четыре государства-члена Евразийского экономического союза – это Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика. Значительное количество окружающих государств также являются членами СНГ и ШОС. С другой стороны, это общее экономическое пространство Евразийского континента, определяющее основу развития международного сотрудничества и интеграционных процессов.
Большой Каспийский регион расположен на пересечении транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад» и занимает центральное место в формировании инфраструктурного каркаса, или локомотива пространственного развития, Евразийского континента. Экономическая значимость транспортного коридора «Север – Юг» состоит в возможности вовлечения Республики Беларусь в активную международную кооперацию на евразийском пространстве [6]. В 2022 году в Астрахани состоялось открытие дилерского центра Минского тракторного завода. По словам президента Республики Казахстан К. Токаева – территория Центральной Азии также выступает важным связующим звеном между цивилизациями и полюсами глобальной политики и экономики.
На рисунке продемонстрировано географической расположение Российской Федерации и стран Большого Каспийского региона.
Рис. Российская Федерация и Большой Каспийский Регион
Основной целью стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года является устойчивое развитие как союза в целом, так и его государств-членов. Данная стратегия была закреплена решением Высшего евразийского экономического совета в декабре 2020 года. Достижение указанного условия возможно в едином геополитическом пространстве на основе комплексного и сбалансированного социального, экономического и экологического развития, которые необходимо учитывать в интеграционном процессе. Реализация триады факторов ресурсов, представляющих цивилизационные основы современного мира, актуализирует направление развития наступающего технологического уклада.
Формирование нового мирохозяйственного уклада и самостоятельных центров мировой экономики обостряет противостояние между различными геополитическими полюсами влияния, сопровождается нарастанием многочисленных проблем экономической безопасности. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем выступлении на I Евразийском экономическом форуме в мае 2022 года обозначил не только ключевые проблемы, но и стратегические направления интеграционного развития в рамках глобального цивилизационного проекта «Большая Евразия» («Большое евразийское партнерство»). В рамках реализации проекта Владимир Путин предложил сформировать комплексную стратегию развития Большого евразийского партнерства, а также институты развития, призванные изменить политическую и экономическую архитектуру Евразии с учетом многообразия моделей развития культур и традиций ее народов.
Современная экономика ЕАЭС характеризуется низкими показателями развития. По размеру номинального ВВП по паритету покупательной способности союз занимает пятое место в мире и отстает от ведущих экономик. Например, от Китайской Народной Республики – в пять раз. Перспективы наращивания экономики Евразийского экономического союза к 2030 году за счет новых государств постсоветского пространства, естественно, СНГ, крайне ограничены и оцениваются в пределах ее прироста до 10,6%, и носят геополитическую и цивилизационную целесообразность [3].
Экономический эффект может быть достигнут за счет сопряжения союза с ведущими евразийскими экономиками, входящими в Шанхайскую организацию сотрудничества. Участие стран ЕАЭС в реализации совместных инвестиционных проектов, проектов глобального характера, например, «Один пояс – один путь», формирует кратный рост совокупного потенциала. По некоторым оценкам это до девяти с половиной раз.
Второй по значимости комплекс проблем – это особенности развития общего рынка труда, уровня подготовки и квалификации кадров. Демографический кризис в России восполняется миграционным приростом граждан из центральноазиатских стран. По экспертным оценкам накопленная численность трудовых мигрантов из стран СНГ в Россию к 2030 году может превысить 7,3 миллиона человек, а общий потенциал прироста численности населения Евразийского экономического союза достигнет 30% [5].
Российская Федерация выступает центром экономического развития Евразийского экономического союза, а триада государств «Россия, Казахстан и Беларусь» – стратегическим ядром союза. Россия занимает доминирующее положение по основным интеграционным показателям – это ВВП (около 86%) и доля в промышленном производстве (практически 90%). Очевидно, что санкционная политика коллективного Запада направлена на длительное истощение экономического потенциала России. Поэтому в современных условиях необходимо диверсифицировать внешнеэкономические связи. По мнению ряда исследователей, предполагается расширение интеграционного взаимодействия с постсоветскими странами на основе соблюдения их национальных интересов, реализации эффективных механизмов и программ политико-экономического, культурно-гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества.
Доминирующее положение России в экономике Евразийского экономического союза находит пропорциональное отражение и на показателях внешней взаимной торговли. Россия занимает во внешнеторговом обороте союза более 80%. Однако из общего оборота около 60% приходится на недружественные страны ЕАЭС и некоторые другие, что негативно отражается на состоянии и развитии внешних рынков труда, капитала, товаров и услуг. Нарастание геополитической и экономической напряженности сопровождается разрывом транспортно-логистических цепочек, нарастанием трансграничных барьеров и препятствий во внешней торговле.
Слабый уровень интеграции на пространстве ЕАЭС объясняет крайне низкая доля взаимной торговли, на которую приходится порядка 8% оборота. Для примера и сравнения: до двух третей объема торговли стран Европейского союза приходится на взаимную торговлю. Следовательно, экономические интересы государств-членов Евразийского экономического союза находятся за пределами союза, сопровождаемые ростом политической зависимости от внешних факторов. Следствием указанных проблем выступает нарастание напряжения в отношениях, а порой – разрыв в отдельных сферах международного научно-технологического, образовательного и гуманитарного сотрудничества.
Товарная структура внешней торговли имеет качественные характеристики, определяющие инновационную направленность экономического развития. Во-первых, в экспортной структуре внешней торговли союза 80,2% приходится на промежуточные товары (это сырьевые ресурсы) и только 2,3% – на инновационные продукты. Во-вторых, в импортной структуре государств ЕАЭС вводятся 22,3% инвестиционных, 42% промежуточных (для функционирования экономик) и 23% высокотехнологичных, непродовольственных товаров. В-третьих, структурный оборот взаимной торговли практически дублирует импорт товаров. Торговые диспропорции свидетельствуют о нарастании проблем технологического развития национальных экономик и в первую очередь – отраслей Российской Федерации.
В качестве важнейшего направления укрепления технологического суверенитета страны выступает необходимость модернизации системы подготовки кадров (инженерных, научных, научно-педагогических), вовлечение молодежи в научно-исследовательскую и гуманитарную деятельность. Развитие интеграционных процессов целесообразно связать с модернизацией научно-образовательной системы, повышением человеческого и интеллектуального капитала. На евразийском пространстве реализуются инновационные образовательные проекты Сетевого университета СНГ, Сетевого университета БРИКС, университета ШОС.
Двадцать шестого мая текущего года подписан меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета. В современных условиях евразийское научно-образовательное пространство необходимо рассматривать как совокупность партнерских консорциумов, функционирующих и развивающихся как по горизонтали, так и по вертикали. До настоящего времени отсутствуют координационные начала между сетевыми университетами по приоритетным направлениям международного научно-исследовательского и гуманитарного сотрудничества. Накопились многочисленные проблемы подготовки инженерных кадров и IT-специалистов, научно-исследовательских и научно-педагогических кадров.
Указанные и иные приоритетные направления формирования единого евразийского научно-образовательного пространства целесообразно предусмотреть в разрабатываемой комплексной стратегии развития большого европейского партнерства. Указом президента Российской Федерации от 5 сентября текущего года утверждена концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом с глубоко проработанными целями, задачами и направлениями ее реализации. Однако вопросы материально-технического и финансового обеспечения остаются за скобками данного документа, что затрудняет формирование четких ориентиров стратегического планирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономика Евразийского экономического союза отстает от ведущих экономик мира и нуждается в совместной работе со странами Шанхайской организации сотрудничества, а также в улучшении образования и квалификации кадров, но в то же время обладает мощным экономическим потенциалом, значительной сферой международного влияния и реальными перспективами развития как один из важнейших субъектов мировой экономики, а в случае, если интеграционный блок достигнет положительного экономического эффекта и обеспечит свою экономическую безопасность, может стать региональным лидером.