Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Большой Каспийский регион в системе экономической безопасности и интеграции Евра...

Большой Каспийский регион в системе экономической безопасности и интеграции Евразийского экономического союза

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

Евразийский экономический союз
региональная экономическая интеграция
экономическое сотрудничество
Большой Каспийский регион

Аннотация статьи

В статье рассматриваются проблемы международного экономического сотрудничества, различные геополитические и геоэкономические аспекты в рамках Евразийского экономического союза и его важном месте в макрорегиональных интеграционных образованиях. Также речь идет о Большом Каспийском регионе, занимающем центральное место в формировании инфраструктурного каркаса Евразийского континента, а также о проектах, направленных на изменение политической и экономической архитектуры региона.

Текст статьи

Введение

Процессы интеграции на постсоветском пространстве не прекращаются со времён распада СССР. Определённо наиболее успешным интеграционным объединением является Евразийский экономический союз, который отражает экономические интересы всех участников, а также имеет достаточно предпосылок для углубления данного интеграционного проекта. Основным фактором развития интеграционного взаимодействия стран – членов Союза является развёртывание процессов глобализации, в результате чего растёт взаимозависимость составных частей экономики.

Каспийская проблематика в свете природно-ресурсного и транспортно-коммуникационного потенциала, а также геополитической значимости региона представляет особую актуальность. В научный оборот введено новое определение – «Большой Каспий», которое рассматривается многими учеными без должной взаимосвязанности с геополитическими, географическими, пространственными и иными характеристиками. В геополитическом понимании регион представляет собой элемент глобального пространства, который характеризуется соответствующей географической средой, сформированными и стабильными политическими, торгово-экономическими, культурными и иными связями.

Каспийское геополитическое пространство представляет большой практический интерес для многих стран Содружества Независимых Государств, политико-правовое пространство которых представляет собой более схожую национальную политику государств. Однако на безопасность и стабильность региона существенное влияние оказывает положение дел на сопряженных территориях [2].

Гипотеза

Улучшение внутренних экономик стран-членов Евразийского экономического союза будет способствовать увеличению сферы международного влияния и росту мировой экономики.

Методы

В ходе написания научной статьи авторами были проанализированы фактическое состояние, проблемы и возможности в развития интеграционного взаимодействия стран-членов Евразийского экономического союза. Кроме того, использовались такие методы исследования, как: аналитический, статистический, монографический, а также анализ экономической литературы.

Авторами обработан большой блок фактической информации о взаимодействии Российской Федерации с зарубежными странами, а особенно со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Результаты и обсуждение

В рамках распоряжения Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 года реализация мер по повышению устойчивости экономик государств-членов Евразийского экономического союза остановимся на некоторых проблемах международного экономического сотрудничества союза. В современных условиях представленную тематику необходимо рассматривать в единой системе геополитических и геоэкономических измерений. Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) – это не только самостоятельная социально-экономическая единица, система, но и важный сегмент более сложных макрорегиональных образований. Это и СНГ, ШОС, Большое евразийское партнерство, АСЕАН и многие другие [1].

Большой Каспийский регион представляет собой единое многомерное геополитическое пространство, в ареале которого расположено четыре государства-члена Евразийского экономического союза – это Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика. Значительное количество окружающих государств также являются членами СНГ и ШОС. С другой стороны, это общее экономическое пространство Евразийского континента, определяющее основу развития международного сотрудничества и интеграционных процессов.

Большой Каспийский регион расположен на пересечении транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад» и занимает центральное место в формировании инфраструктурного каркаса, или локомотива пространственного развития, Евразийского континента. Экономическая значимость транспортного коридора «Север – Юг» состоит в возможности вовлечения Республики Беларусь в активную международную кооперацию на евразийском пространстве [6]. В 2022 году в Астрахани состоялось открытие дилерского центра Минского тракторного завода. По словам президента Республики Казахстан К. Токаева – территория Центральной Азии также выступает важным связующим звеном между цивилизациями и полюсами глобальной политики и экономики.

На рисунке продемонстрировано географической расположение Российской Федерации и стран Большого Каспийского региона.

Рис. Российская Федерация и Большой Каспийский Регион

Основной целью стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года является устойчивое развитие как союза в целом, так и его государств-членов. Данная стратегия была закреплена решением Высшего евразийского экономического совета в декабре 2020 года. Достижение указанного условия возможно в едином геополитическом пространстве на основе комплексного и сбалансированного социального, экономического и экологического развития, которые необходимо учитывать в интеграционном процессе. Реализация триады факторов ресурсов, представляющих цивилизационные основы современного мира, актуализирует направление развития наступающего технологического уклада.

Формирование нового мирохозяйственного уклада и самостоятельных центров мировой экономики обостряет противостояние между различными геополитическими полюсами влияния, сопровождается нарастанием многочисленных проблем экономической безопасности. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем выступлении на I Евразийском экономическом форуме в мае 2022 года обозначил не только ключевые проблемы, но и стратегические направления интеграционного развития в рамках глобального цивилизационного проекта «Большая Евразия» («Большое евразийское партнерство»). В рамках реализации проекта Владимир Путин предложил сформировать комплексную стратегию развития Большого евразийского партнерства, а также институты развития, призванные изменить политическую и экономическую архитектуру Евразии с учетом многообразия моделей развития культур и традиций ее народов.

Современная экономика ЕАЭС характеризуется низкими показателями развития. По размеру номинального ВВП по паритету покупательной способности союз занимает пятое место в мире и отстает от ведущих экономик. Например, от Китайской Народной Республики – в пять раз. Перспективы наращивания экономики Евразийского экономического союза к 2030 году за счет новых государств постсоветского пространства, естественно, СНГ, крайне ограничены и оцениваются в пределах ее прироста до 10,6%, и носят геополитическую и цивилизационную целесообразность [3].

Экономический эффект может быть достигнут за счет сопряжения союза с ведущими евразийскими экономиками, входящими в Шанхайскую организацию сотрудничества. Участие стран ЕАЭС в реализации совместных инвестиционных проектов, проектов глобального характера, например, «Один пояс – один путь», формирует кратный рост совокупного потенциала. По некоторым оценкам это до девяти с половиной раз.

Второй по значимости комплекс проблем – это особенности развития общего рынка труда, уровня подготовки и квалификации кадров. Демографический кризис в России восполняется миграционным приростом граждан из центральноазиатских стран. По экспертным оценкам накопленная численность трудовых мигрантов из стран СНГ в Россию к 2030 году может превысить 7,3 миллиона человек, а общий потенциал прироста численности населения Евразийского экономического союза достигнет 30% [5].

Российская Федерация выступает центром экономического развития Евразийского экономического союза, а триада государств «Россия, Казахстан и Беларусь» – стратегическим ядром союза. Россия занимает доминирующее положение по основным интеграционным показателям – это ВВП (около 86%) и доля в промышленном производстве (практически 90%). Очевидно, что санкционная политика коллективного Запада направлена на длительное истощение экономического потенциала России. Поэтому в современных условиях необходимо диверсифицировать внешнеэкономические связи. По мнению ряда исследователей, предполагается расширение интеграционного взаимодействия с постсоветскими странами на основе соблюдения их национальных интересов, реализации эффективных механизмов и программ политико-экономического, культурно-гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества.

Доминирующее положение России в экономике Евразийского экономического союза находит пропорциональное отражение и на показателях внешней взаимной торговли. Россия занимает во внешнеторговом обороте союза более 80%. Однако из общего оборота около 60% приходится на недружественные страны ЕАЭС и некоторые другие, что негативно отражается на состоянии и развитии внешних рынков труда, капитала, товаров и услуг. Нарастание геополитической и экономической напряженности сопровождается разрывом транспортно-логистических цепочек, нарастанием трансграничных барьеров и препятствий во внешней торговле.

Слабый уровень интеграции на пространстве ЕАЭС объясняет крайне низкая доля взаимной торговли, на которую приходится порядка 8% оборота. Для примера и сравнения: до двух третей объема торговли стран Европейского союза приходится на взаимную торговлю. Следовательно, экономические интересы государств-членов Евразийского экономического союза находятся за пределами союза, сопровождаемые ростом политической зависимости от внешних факторов. Следствием указанных проблем выступает нарастание напряжения в отношениях, а порой – разрыв в отдельных сферах международного научно-технологического, образовательного и гуманитарного сотрудничества.

Товарная структура внешней торговли имеет качественные характеристики, определяющие инновационную направленность экономического развития. Во-первых, в экспортной структуре внешней торговли союза 80,2% приходится на промежуточные товары (это сырьевые ресурсы) и только 2,3% – на инновационные продукты. Во-вторых, в импортной структуре государств ЕАЭС вводятся 22,3% инвестиционных, 42% промежуточных (для функционирования экономик) и 23% высокотехнологичных, непродовольственных товаров. В-третьих, структурный оборот взаимной торговли практически дублирует импорт товаров. Торговые диспропорции свидетельствуют о нарастании проблем технологического развития национальных экономик и в первую очередь – отраслей Российской Федерации.

В качестве важнейшего направления укрепления технологического суверенитета страны выступает необходимость модернизации системы подготовки кадров (инженерных, научных, научно-педагогических), вовлечение молодежи в научно-исследовательскую и гуманитарную деятельность. Развитие интеграционных процессов целесообразно связать с модернизацией научно-образовательной системы, повышением человеческого и интеллектуального капитала. На евразийском пространстве реализуются инновационные образовательные проекты Сетевого университета СНГ, Сетевого университета БРИКС, университета ШОС.

Двадцать шестого мая текущего года подписан меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета. В современных условиях евразийское научно-образовательное пространство необходимо рассматривать как совокупность партнерских консорциумов, функционирующих и развивающихся как по горизонтали, так и по вертикали. До настоящего времени отсутствуют координационные начала между сетевыми университетами по приоритетным направлениям международного научно-исследовательского и гуманитарного сотрудничества. Накопились многочисленные проблемы подготовки инженерных кадров и IT-специалистов, научно-исследовательских и научно-педагогических кадров.

Указанные и иные приоритетные направления формирования единого евразийского научно-образовательного пространства целесообразно предусмотреть в разрабатываемой комплексной стратегии развития большого европейского партнерства. Указом президента Российской Федерации от 5 сентября текущего года утверждена концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом с глубоко проработанными целями, задачами и направлениями ее реализации. Однако вопросы материально-технического и финансового обеспечения остаются за скобками данного документа, что затрудняет формирование четких ориентиров стратегического планирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономика Евразийского экономического союза отстает от ведущих экономик мира и нуждается в совместной работе со странами Шанхайской организации сотрудничества, а также в улучшении образования и квалификации кадров, но в то же время обладает мощным экономическим потенциалом, значительной сферой международного влияния и реальными перспективами развития как один из важнейших субъектов мировой экономики, а в случае, если интеграционный блок достигнет положительного экономического эффекта и обеспечит свою экономическую безопасность, может стать региональным лидером.

Список литературы

  1. Аллаярова Н.И. Экономическое сотрудничество стран – участниц формирующегося общего рынка газа ЕАЭС: проблемы и возможности // Глобалистика – 2020: глобальные проблемы и будущее человечества: сборник статей участников Международного научного конгресса. М.: МГУ имени Ломоносова, 2020.
  2. Маркелов К.А., Головин В.Г. Большой Каспий в системе природно-геополитических координат // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2020. №2.
  3. Мельников Л. Б., Маркевич Ю. А., Фалина Н. В., 2020. Состояние и уровень развития интеграционных процессов в ЕАЭС как составляющие экономической безопасности интеграционного объединения. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. Т. 28. № 1. С. 55-71.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2021 № 1447-р (ред. от 14.09.2021) «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // Правовая справочно-информационная система «Консультант плюс». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386439/ (дата обращения 10.05.2023).
  5. Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Распоряжение ВЕЭС от 6 декабря 2018 г. № 9. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.eaeunion. org/docs/ru-ru/01420213/ms_10122018 (дата обращения 10.05.2023).
  6. Справочная информация о МТК «Север-Юг» / Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/nsdipecon.nsf/a591a1e97b9a36ce43256a0c003fb95e/e00374fae612da0543256b5900493e7f?OpenDocument (дата обращения 10.05.2023).

Поделиться

846

Никитина А. В., Куприков А. А. Большой Каспийский регион в системе экономической безопасности и интеграции Евразийского экономического союза // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 79-83. URL: https://apni.ru/article/6262-bolshoj-kaspijskij-region-v-sisteme-ekonomich

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля