Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи у детей среднего д...

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольное образование
причинно-следственные связи
логическое мышление
дидактические игры
познавательная деятельность
средний возраст

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается вопрос использования дидактических игр как средства формирования умения устанавливать причинно-следственные связи у детей среднего дошкольного возраста.

Текст статьи

Развитие логического мышления у дошкольников является одной из самых распространенных задач в современном обществе. Овладение умением совершать логические, последовательные действия, осознавая при этом причинно-следственные связи окружающего мира – важная компетентность современного человека.

Рассматривая сущность мыслительных процессов как аспекта познавательного развития, мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях [5].

Мышление как познавательный психический процесс берет свое начало уже в раннем возрасте и является важным периодом в его развитии. Сначала мышление зарождается в восприятии им действительности, а затем в особый психический процесс. Ориентируясь в окружающем мире, ребенок воспринимает не только предметы этого мира, но начинает осмыслять связи и отношения между предметами, поэтому простейшие задачи, такие как собрать пирамиду, построить дом из конструктора, достать игрушку из-под стола, требуют активно развитого мышления.

В дошкольном возрасте ребенка возникают предпосылки для развития словесно-логического мышления. Для достижения логической формы мышления ребенок проходит стадии развития мыслительных операций как наглядно-образное, возникающее в рамках восприятия окружающего мира и наглядно-действенное мышление, характеризующееся конкретностью образов.

Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия (Р. С. Немов) [3].

Словесно-логическое мышление – ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, не опираясь на наглядную форму. Оперирует действиями во внутреннем плане. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений (Н. Н. Поддьяков) [4].

Для связи новшеств психики ребенка в мыслительных процессах, возникающих в соответствии с возрастными изменениями и развитии, происходит освоение следующего этапа мыслительных операций. Дошкольники начинают устанавливать причинно-следственные связи, которые являются важнейшим видом сложных и скрытых связей и отношений предметов и явлений окружающего мира (В. Н. Белкина) [1].

Дидактическая игра является эффективным средством для развития мыслительных операций. Игры ставят задачи, решение которых требует больших умственных стараний и сил, они создают все условия для развития мышления дошкольника.

«Игра – основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни» (П. П. Блонский) [7].

«Игра – это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу… Игра устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд» (В. Вундт) [7].

К. Д. Ушинский отмечал, что обучение в игровой форме может и должно быть интересным, увлекательным, но развлекающим. Дидактические игры – это своего рода форма учебной деятельности.

Много заслуженных педагогов и психологов разных времен рассматривали дидактическую игру как метод обучения, самодеятельность, средство формирования психических аспектов личности ребенка.

В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления» (Л. С. Выготский) [2].

Педагог включает дидактические игры в образовательный процесс с целью воспитания и обучения детей. Воспитательное и образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые действия, правила и игровую задачу. Дидактические игры развивают интерес к познавательной деятельности, формируют логическое мышление.

Структура дидактической игры по А.К. Бондаренко включает в себя основные компоненты – дидактическая задача, игровые правила, дидактический материал, результат. А также дополнительные компоненты, такие как роль и сюжет.

Мы провели анализ классификаций видов дидактических игр А. И. Сорокиной, М. В. Сторониной и установили виды игр и определили перечень подходящих дидактических игр для решения проблемы формирования умений устанавливать причинно-следственные связи у детей среднего дошкольного возраста:

  • Игры с использованием логических блоков Дьенеша.
  • Игры и упражнения с использованием палочек Кюизенера.
  • Игра на восстановление последовательности событий.
  • Игры-головоломки.
  • Игры на формирование умений выполнять классификации.
  • Игры на развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов.
  • Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления.
  • Словесные игры: «Наоборот», «Подбери слово», «Верю не верю», «Назови одним словом», Ассоциации».

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи происходит с постоянной периодичностью в необходимых педагогических условиях для дидактической игры, так как мы рассматриваем данный процесс непосредственно через игру.

Педагогическое условие – обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей (В. И. Андреев) [6].

В качестве ориентира педагогических условий для развития формирования умения устанавливать причинно-следственных связей у детей непосредственно среднего дошкольного возраста мы предлагаем:

  • учет психических особенностей детей среднего дошкольного возраста;
  • поэтапная организация дидактических игр;
  • роль педагога в руководстве дидактической игрой.

Путем экспериментальной деятельности нам было доказано, что главным между педагогическими условиями является взаимосвязь и взаимодействие, потому что условие не будет работать, или работать недостаточно, являясь однокомпонентным.

Формирования умения установления причинно-следственных связей дошкольников будет осуществляться наиболее успешно в дидактической игре.

Системный подход, правильно подобранный дидактический материал игры, в том числе и в соответствии с педагогическими условиями, обеспечит качественное формирование причинно-следственных связей у детей среднего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 170 с.
  2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. – 431 с.
  3. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – 4–е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 200 – 688 с.
  4. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова [и др.]. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 452 с.
  5. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В. М. Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
  6. Смага, А. А. Особенности понимания смысловой стороны слова дошкольниками. Сб. научн. тр. Проблемы изучения речи дошкольника под. ред. О.С. Ушаковой. Проблемы изучения речи дошкольника. М. 1994 – 129 с.
  7. Эльконин, Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог").

Поделиться

1144

Жаркова С. В. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 106-108. URL: https://apni.ru/article/6265-formirovanie-umeniya-ustanavlivat-prichinno

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября