Развитие логического мышления у дошкольников является одной из самых распространенных задач в современном обществе. Овладение умением совершать логические, последовательные действия, осознавая при этом причинно-следственные связи окружающего мира – важная компетентность современного человека.
Рассматривая сущность мыслительных процессов как аспекта познавательного развития, мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях [5].
Мышление как познавательный психический процесс берет свое начало уже в раннем возрасте и является важным периодом в его развитии. Сначала мышление зарождается в восприятии им действительности, а затем в особый психический процесс. Ориентируясь в окружающем мире, ребенок воспринимает не только предметы этого мира, но начинает осмыслять связи и отношения между предметами, поэтому простейшие задачи, такие как собрать пирамиду, построить дом из конструктора, достать игрушку из-под стола, требуют активно развитого мышления.
В дошкольном возрасте ребенка возникают предпосылки для развития словесно-логического мышления. Для достижения логической формы мышления ребенок проходит стадии развития мыслительных операций как наглядно-образное, возникающее в рамках восприятия окружающего мира и наглядно-действенное мышление, характеризующееся конкретностью образов.
Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия (Р. С. Немов) [3].
Словесно-логическое мышление – ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, не опираясь на наглядную форму. Оперирует действиями во внутреннем плане. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений (Н. Н. Поддьяков) [4].
Для связи новшеств психики ребенка в мыслительных процессах, возникающих в соответствии с возрастными изменениями и развитии, происходит освоение следующего этапа мыслительных операций. Дошкольники начинают устанавливать причинно-следственные связи, которые являются важнейшим видом сложных и скрытых связей и отношений предметов и явлений окружающего мира (В. Н. Белкина) [1].
Дидактическая игра является эффективным средством для развития мыслительных операций. Игры ставят задачи, решение которых требует больших умственных стараний и сил, они создают все условия для развития мышления дошкольника.
«Игра – основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни» (П. П. Блонский) [7].
«Игра – это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу… Игра устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд» (В. Вундт) [7].
К. Д. Ушинский отмечал, что обучение в игровой форме может и должно быть интересным, увлекательным, но развлекающим. Дидактические игры – это своего рода форма учебной деятельности.
Много заслуженных педагогов и психологов разных времен рассматривали дидактическую игру как метод обучения, самодеятельность, средство формирования психических аспектов личности ребенка.
В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления» (Л. С. Выготский) [2].
Педагог включает дидактические игры в образовательный процесс с целью воспитания и обучения детей. Воспитательное и образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые действия, правила и игровую задачу. Дидактические игры развивают интерес к познавательной деятельности, формируют логическое мышление.
Структура дидактической игры по А.К. Бондаренко включает в себя основные компоненты – дидактическая задача, игровые правила, дидактический материал, результат. А также дополнительные компоненты, такие как роль и сюжет.
Мы провели анализ классификаций видов дидактических игр А. И. Сорокиной, М. В. Сторониной и установили виды игр и определили перечень подходящих дидактических игр для решения проблемы формирования умений устанавливать причинно-следственные связи у детей среднего дошкольного возраста:
- Игры с использованием логических блоков Дьенеша.
- Игры и упражнения с использованием палочек Кюизенера.
- Игра на восстановление последовательности событий.
- Игры-головоломки.
- Игры на формирование умений выполнять классификации.
- Игры на развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов.
- Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления.
- Словесные игры: «Наоборот», «Подбери слово», «Верю не верю», «Назови одним словом», Ассоциации».
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи происходит с постоянной периодичностью в необходимых педагогических условиях для дидактической игры, так как мы рассматриваем данный процесс непосредственно через игру.
Педагогическое условие – обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей (В. И. Андреев) [6].
В качестве ориентира педагогических условий для развития формирования умения устанавливать причинно-следственных связей у детей непосредственно среднего дошкольного возраста мы предлагаем:
- учет психических особенностей детей среднего дошкольного возраста;
- поэтапная организация дидактических игр;
- роль педагога в руководстве дидактической игрой.
Путем экспериментальной деятельности нам было доказано, что главным между педагогическими условиями является взаимосвязь и взаимодействие, потому что условие не будет работать, или работать недостаточно, являясь однокомпонентным.
Формирования умения установления причинно-следственных связей дошкольников будет осуществляться наиболее успешно в дидактической игре.
Системный подход, правильно подобранный дидактический материал игры, в том числе и в соответствии с педагогическими условиями, обеспечит качественное формирование причинно-следственных связей у детей среднего дошкольного возраста.