Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Как воспитателю сотрудничать с семьями воспитанников (из опыта работы с родителя...

Как воспитателю сотрудничать с семьями воспитанников (из опыта работы с родителями в железнодорожной школе-интернате)

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

семья
родители
воспитание
дети
образование
школа
сотрудничество
родительское участие
жизненный опыт
интернат

Аннотация статьи

Данная научная статья исследует роль семьи в формировании характера и поведения детей. Автор отмечает, что семья является первым и основным окружением, где ребенок приобретает первый жизненный опыт, умения и навыки, а также устанавливает отношения с родителями. Основной акцент делается на сложности работы с родителями и важности их активного участия в воспитании ребенка. Школа, хотя и является важным образовательным институтом, не должна полностью заменять родительскую роль. Исследование проведено на основе опыта работы автора в железнодорожной школе-интернате.

Текст статьи

«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А. Сухомлинский

Семья – это мир, в котором ребенок живет, делает открытия, действует, учится любить, радоваться, сочувствовать. Являясь членом семьи, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые оказывают на него как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому часто ребенок растет либо доброжелательным, общительным, либо грубым, лживым, тревожным, циничным.

Семья – самая первая ступень в жизни любого человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В семье ребенок проводит большую часть всей жизни.

Самое сложное в работе с семьей – это работа с их родителями. Главными задачами являются: установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности. Многие родители перекладывают с себя воспитание на школу. Школа не должна заменять ребенку семью. Она должна помочь ему взрослеть, приобретать опыт и знания, расширять кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои возможности. Многие родители неохотно идут в школу за советом, помощью, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, а большинство остаются сторонними наблюдателями.

Более 10 лет работаю в железнодорожной школе-интернате. До этого я была сельским учителем начальных классов и классным руководителем. Каждый раз, строя работу с родителями, задумывалась о тесном сотрудничестве между школой и семьей. Из опыта работы в обычной школе поняла, что в большинстве своем, родители, выбрав родительский комитет на первом родительском собрании в начале учебного года, возложив на него всю помощь классному руководителю, мало принимают участие в жизни класса и школы. Иногда все вопросы с организацией досуга решает сам классный руководитель.

В школе-интернате, где обучаются дети железнодорожников, работа с семьей построена по такому же принципу. Вся работа строится на тесном сотрудничестве с родительским комитетом класса и в целом с родителями. Роль классного руководителя в нашей школе-интернате несут на себе воспитатели. С первого класса начинается работа с детьми и их родителями. Учитывая специфику работы родителей – железнодорожников очень трудно выбрать в родительский комитет 3–4 постоянных человека. Бывает так, что присутствие представителя родительского комитета класса необходимо, но каждый из них мог быть на смене, в поездке, командировке. Приходилось разыскивать и приглашать того родителя, который в этот момент был не занят. В результате таких моментов пришло решение: в родительский комитет в начале года выбирать не 3-4 человека, а гораздо больше.

Набрав 8 лет назад первоклашек, предложила всем родителям разбиться на родительские комиссии: спортивно-оздоровительную, культурно-массовую, учебно-воспитательную, производственно-хозяйственную. На первом родительском собрании рассказала о том, какую помощь классу или школе могут оказать каждая из этих родительские комиссии. В классе есть родители, которые не работают на железной дороге. Каждой семье было предложено подумать и обсудить их участие в жизни класса и помощи в воспитании детей. Кроме родителей в жизни класса решили принять участие старшее поколение семей. Эти комиссии функционируют до сих пор. Помимо этого, мы выбрали представителей в Совет школы из родителей, не работающих на железной дороге. Из 26 семей активно принимают участие в жизни класса 22, стараясь быть нужными своим детям, несмотря на специфику работы на железной дороге.

Постараюсь кратко охарактеризовать деятельность родительских комиссий. Спортивно-оздоровительная комиссия родителей организовывает и проводит ежегодно походы на природу осенью, зимой на лыжах, санках и выходы на каток, весной – шуточные веселые старты, соревнования по футболу (команда мальчишек и пап), в боулинге, лазертаге, скалолазании, преодоление веревочного городка. Дети эти мероприятия воспринимают очень оживленно, так как большинство воспитанников в классе подвижные спортивные дети, и все это проходит вместе с родителями. Чем старше становятся дети, меняются спортивные интересы детей. Сейчас у нас практикуется семейные тренировки в спортивных клубах, сдача норм ГТО. Даже мероприятие, посвященное окончанию начальной школы, родители решили организовать на природе со спортивными эстафетами, в которых участвовали не только дети. В течение шести лет у нас в классе сформировалась своя футбольная команда, которая активно принимает участие в соревнованиях разного уровня. Не без помощи родителей, и даже дедушек и бабушек, наши футболисты ежегодно побеждают в муниципальных футбольных соревнованиях «Мишки», затем области, регионе и три года назад заняли 3 место в Москве на Всероссийских соревнованиях по мини футболу.

Культурно-массовая комиссия родителей помогает организовывать выходы в драмтеатр и кинотеатр, на выставки, концерты, цирковые представления, экскурсии в музеи не только нашего города; помогает составлять сценарии для классных мероприятий; делает видео и фотосъемки с последующим размещением материала в социальных сетях в группе класса, предназначенной для информирования родителей; ставят для детей театральные представления. Например, «Посвящение в первоклассники», «Прощание с Азбукой», «Праздник первой оценки», новогодние сказки – квесты, выпускной бал (торжественная часть). В школе проводится директорский бал, на котором мамы и папы моих воспитанников с удовольствием принимают активное участие. Мамы – рукодельницы неоднократно поражали своим мастерством: изготовление декора для оформления кабинета на новогодние праздники, театральных костюмов. Не отказывали в помощи организации участия в различных музыкальных и танцевальных конкурсах разного уровня. Например, для участия в региональном танцевальном конкурсе «Первые шаги» изготовление некоторых реквизитов, костюмов и доставку детей на конкурс взяли на себя родители. В межрегиональном конкурсе «Самоцветы Севера» родители поддерживали своих детей при множественных репетициях, вселяя уверенность в победе.

Родители из учебно-воспитательной комиссии помогают в проведении классных часов: приглашают интересных людей на беседы с детьми, в том числе и железнодорожников; сами проводят беседы о соблюдении правил поведения на дорогах, в общественных местах; помогают организовать экскурсии на предприятия железной дороги и свое рабочее место. С 8 класса родители класса помогают в профориентационной работе; организуем совместные встречи с воспитанниками, на которых обсуждаем вопросы будущего поступления, что может помочь при поступлении, о востребованных профессиях в железнодорожной отрасли. Родители помогают обучать детей правильно маршировать, четко выполнять команды при подготовке к участию в ежегодном смотре строя и песни. Активно принимают участие в муниципальных олимпиадах, занимая первые места. Не малую роль в этих победах сыграли родители. Начиная со 2 класса, воспитанники принимают участие в написании и защите исследовательских работ на школьном, муниципальном, областном уровнях. Вместе с родителями дети подробно изучили такие темы: «Моя семья и железная дорога», «Сколько весит твой портфель», «Железнодорожная династия моей семьи» на английском языке, «Теория происхождения человека», «Какие бывают календари», «Интернет-вирусы», «Куда исчезает мусор?». Родители помогают вести наш интернет-сайт, куда помещают интересные статьи о воспитании детей, профилактические статьи, статьи о здоровье, о проблемах подросткового возраста.

Производственно-хозяйственная комиссия родителей радует и удивляет детей мастер-классами, которые проводят вместе с детьми. Например, изготовление поздравительных открыток в форме «ангелочков» к Дню матери и пасхальных сувениров из природного материала, оформление букета из конфет для бабушек и дедушек на День пожилого человека, создание панно в технике «квиллинг» для учителей на 8 марта. Родители всегда помогают детям в оформлении кабинета к новому году (из 7 учебных лет мы шесть раз занимали первые места!), причем в последние три года родители помогали только советом, воспитанники делали все сами. Дети вместе с родителями делали различные поделки из всевозможного материала на конкурсы в школе, муниципалитете, занимая призовые места. Например, «Город мастеров», «Неопалимая купина», конкурс новогодних поделок в драмтеатре. Поделки воспитанников участвуют в железнодорожных конкурсах. На каждое чаепитие класса у нас всегда есть торты домашнего производства.

Стараемся сохранить и традиционные формы работы с родителями. Не реже одного раза в четверть проводим родительские собрания и индивидуальные консультации, которые организуются по инициативе не только педагогов, но и родителей. Заседания родительского комитета иногда проходят в форме «World café». В конце учебного года предлагаю каждой семье выбрать из представленного списка темы для родительских собраний на будущий год. Приветствую предложенные родителями варианты для встреч.

Использование различных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам и родителям в направлении развития гармонично развитой личности ребенка.

Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Влияние работы с родителями на дальнейшее развитие творческой спортивной активности воспитанников нашей школы планирую изучать и в дальнейшем. И хотя школа играет важную роль в воспитании ребенка, главными воспитателями своих детей все-таки являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Как писал А.С. Макаренко, «семьи бывают разные». Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Успех в конкурсах стимулирует деятельность детей и родителей. Ведь каждому родителю приятно, когда его ребенка хвалят, отмечают за высокие творческие, интеллектуальные и спортивные достижения. А каждый ребенок гордится тем, что его родители приходят в школу не только на родительское собрание, но и для того, чтобы чему-нибудь научить, чем-то помочь педагогам и одноклассникам.

Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Поделиться

844

Бегоулева Е. А. Как воспитателю сотрудничать с семьями воспитанников (из опыта работы с родителями в железнодорожной школе-интернате) // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 95-98. URL: https://apni.ru/article/6266-kak-vospitatelyu-sotrudnichat-s-semyami-vospi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря