Гордей Максимович Иосифов родился в семье мелкого торговца во Владикавказе 15 января 1870 года (по старому стилю 3 января 1870 года). Окончив в 1888 году гимназию, юный Г.М. Иосифов поступил на медицинский факультет Харьковского университета и в октября 1894 года «был удостоен степени лекаря». По протекции профессора Митрофана Алексеевича Попова его пригласили на кафедру описательной анатомии работать помощником прозектора. Покровитель молодого специалиста серьезно занимался изучением бальзамирования и даже разработал свой метод. В стеклянных витринах кафедры, в специальном растворе хранилась целая коллекция созданных им анатомических препаратов. Особенный трепет у студентов вызывала так называемая «спящая красавица» – забальзамированная умершая девушка, которая словно утопала в волнах розового газа. Подобные «экспонаты» леденят кровь, но такова специфика медицины: работа в анатомическом музее и морге – неотъемлемая часть подготовки будущего врача.
Слава о том, какие чудеса творит харьковский профессор Попов, докатилась до императорского дворца. В 1894 году Митрофану Алексеевичу вместе с другим известным анатомом Дмитрием Николаевичем Зерновым доверили бальзамировать ушедшего из жизни Александра III (это было нужно, чтобы тело покойного царя сохранило до похорон надлежащий вид). Маститым ученым ассистировал их молодой коллега Гордей Иосифов. Он уже в начале своего творческого пути поражал окружающих изумительным мастерством исследователя и экспериментатора. Об этом писал впоследствии другой великий русский анатом Владимир Петрович Воробьев. Он был на 6 лет моложе Г.М. Иосифова и, будучи студентом – первокурсником, с интересом, удивлением и даже восторгом наблюдал, как умело орудовал Гордей Максимович скальпелем, пользовался лупой и микроскопом, как окрашивал, сшивал, изготовлял препараты, как изобретал все новые и новые методики, помогавшие лучше видеть, тоньше понимать, глубже изучать свойства тех или иных органов человека. Именно наблюдения за работой прозектора Иосифова заронили в сердце юноши Воробьева искру любви к анатомии и повлияли на выбор им жизненного пути. Много лет спустя В.П. Воробьев, говоря о своем постоянном «пристрастии» к изучению нервной системы, с благодарностью вспоминал о Г.М. Иосифове, который впервые раскрыл перед любознательным юношей своеобразие этого сложнейшего раздела анатомии. А впоследствии Г.М. Иосифов буквально очаровал своего молодого друга необычайными по тонкости и невероятными по сложности экспериментами по изучению лимфатической системы. В своих лекциях В.П. Воробьев любил вспоминать о том, как благотворно повлияли на него сложные не только по исполнению, но и необычайно остроумные замыслы и методы Г.М. Иосифова, с помощью которых он проникал в сущность лимфатической системы. «Желаю каждому из вас, – говорил В.П. Воробьев на лекциях и семинарских занятиях, – встретиться на заре своей деятельности с таким глубоким аналитиком и беззаветным тружеником, как Гордей Максимович. Вы поймете тогда, что в нашей медицинской профессии пытливый ум и золотые руки нерасторжимы» [5, c.11]. Г.М. Иосифов и В.П. Воробьев дружили в течение всей жизни, они даже стали родственниками, когда Гордей Максимович женился на сестре Владимира Петровича. Но работать вместе им довелось только до переезда Гордея Максимовича в Томск в 1906 году.
Молодой анатом Иосифов вел практические занятия со студентами, ассистировал на лекциях, много препарировал для лекций и для музея. Любовь к препарированию, проявившуюся в первые годы работы Гордея Максимовича как анатома, он сохранял до последних дней. Характерно, что первая его печатная работа посвящена анатомической технике («Об эстетико-экономических целях консервирования трупов и анатомических препаратов в анатомическом театре Императорского Харьковского университета». – Харьков 1897). В течение следующих лет Гордей Максимович работал над диссертацией «О нервах зобной железы у человека» под руководством профессора Алексея Константиновича Белоусова, занявшего кафедру после выхода М.А. Попова в отставку. В 1899 году состоялась защита диссертации. Г.М. Иосифов на материале тщательного препарирования нервов, обработанных осмиевой кислотой, впервые подробно описал ветви симпатического ствола и блуждающего нерва, подходящие к вилочковой железе.
Уже с 19 августа 1897 года Гордей Максимович исполнял обязанности прозектора. После защиты диссертации 5 января 1900 года он был официально утвержден в этой должности. В первые годы нового века Г.М. Иосифов начинает инъекции лимфатической системы животных и человека, и эта малоизученная область морфологии постепенно целиком овладевает его вниманием. Пробную лекцию на звание приват-доцента в 1903 году он посвящает общему обзору лимфатической системы человека. В 1904 году Г.М. Иосифов заканчивает и выпускает в свет ценное исследование «Начало грудного протока и его расширение», которое Пауль Бартельс в 1909 году охарактеризовал как «первое планомерное статистическое исследование в данной области» [2, c. 3]. На 40 препаратах грудного протока и образующих его коллекторов, инъецированных изобретенной автором тушь-желатиновой массой, он установил варианты слияния поясничных и кишечного лимфатических стволов, формы и положения млечной цистерны грудного протока, начав, таким образом, изучение индивидуальной изменчивости лимфатической системы.
В начале 1904 года Гордей Максимович участвовал в IX Пироговском съезде врачей в Петербурге, где демонстрировал свои препараты и докладывал о способах инъекции лимфатических сосудов. Есть термин «жидкость Иосифова для фиксации (2)». Это жидкость, состоящая из китайской туши (10 г), желатина (20 г) и воды (100 мл). Впервые тушь для инъекции лимфатических сосудов предложил в 1877 г. Н.Ф. Высоцкий, а Г.М. Иосифов в 1900-1904 годах усовершенствовал пропись, добавив желатин [4, c. 134].
Несколько раньше работы о начале грудного протока, в 1903 году, Г.М. Иосифов опубликовал первое в ряду исследований по сравнительной анатомии лимфатической системы сообщение «К учению о лимфатической системе у головастика, лягушки и ящерицы», напечатанное в «Известиях Академии Наук» в Петербурге [1, c. 4]. Эта работа была продолжена на морских рыбах во время заграничной командировки на русской морской биологической станции в Вилла Франко в Италии.
В заграничную командировку Гордей Максимович отправился 15 сентября 1904 года через Варшаву, Мюнхен и Цюрих, где около месяца работал в Анатомическом институте. Из Швейцарии он отправился в Италию, путешествуя по университетским городам этой страны. В Павии Гордей Максимович видел замечательные восковые муляжи лимфатической системы. Результатом трехмесячной работы в Вилла Франко явилось исследование о лимфатических сосудах и органах движения лимфы у костистых рыб. Приехав из Италии в Париж, Гордей Максимович сделал 4 февраля 1905 года доклад об этой своей работе на заседании Societѐ de Biologie. Исследовав лимфатическую систему морского и речного угря, Гордей Максимович установил, что она состоит из лимфатических сосудов, синусов и аппаратов, отводящих лимфу в кровь. Лимфатические сосуды делятся на млечные сосуды пищеварительных органов и лимфатические сосуды тела. Те и другие впадают в ряд синусов, служащих одновременно коллекторами лимфы в вены. Особенно важны в этом смысле головные синусы, которые могут быть названы пассивными лимфатическими сердцами. Работа их – перекачивание лимфы в кровь – всецело зависит от дыхательных движений в отличие от контрактильной функции активных лимфатических сердец низших позвоночных, также изученных Г.М. Иосифовым. Гордей Максимович был одним из пионеров исследования сравнительной анатомии лимфатической системы в нашей стране. Пассивные и активные механизмы оттока лимфы в вены у различных животных были подробно разобраны им в работах: «Значение расширения грудного протока для движения лимфы» («Русский врач», 1904) и «Истечение лимфы в кровь у позвоночных» («Русский врач», 1905). В первой из этих работ Гордей Максимович обосновал предположение о механическом действии ритмически сокращающейся диафрагмы на проходящую между ножками диафрагмы млечную цистерну. Вторая работа представила филогенез активных и пассивных механизмов оттока лимфы в кровь у позвоночных. Интересно, что в последующие годы зарубежные авторы (Крессман и Блейлок, 1939; Иоффи и Кауртис, 1956) вновь открыли давно открытое Г.М. Иосифовым значение млечной цистерны как своеобразного «лимфатического сердца» млекопитающих [2, c. 7].
В Париже Гордей Максимович пробыл около 2 месяцев, работая в библиотеках и посещая лекции знаменитого Пуарье. На обратном пути Гордей Максимович остановился в Берлине и до конца командировки работал в Анатомическом институте у проф. Вальдейера. Здесь он выполнил работу «Имеет ли послед лимфатические сосуды?». Многочисленные инъекции плаценты животных и человека привели Г.М. Иосифова к отрицательному ответу на этот вопрос. По возвращении из заграничной командировки Гордей Максимович был приглашен занять кафедру анатомии в Томском университете, куда и был назначен экстраординарным профессором 10 февраля 1906 года [2, c. 7].
Переехав в Томск, Г.М. Иосифов долго не мог начать курс лекций, т. к. занятия в университете после студенческих волнений были прерваны. Вступительную лекцию «Общий очерк строения и жизненных явлений человека» он начал выражением сожаления о «мучительно долгом перерыве в культурной деятельности университета».
Вступительную лекцию новый профессор читал еще в старом анатомическом институте. Скоро под наблюдением Гордея Максимовича было построено обширное здание нового анатомического института. В новых помещениях профессор Г.М. Иосифов расположил большой, охватывающий все разделы анатомии учебный музей. Он широко открыл двери анатомического музея для населения, сделав его культурно-просветительным учреждением. Оборудуя музей, Г.М. Иосифов начал изучать вопрос о сохранении объемистых препаратов и даже целых трупов в герметически закрытом пространстве без жидкости. Решающие эту задачу методы изложены в статье «Сохранение объемистых препаратов и трупов в герметически закрытых пространствах без жидкости» («Русский врач», 1913). Сохранился рецепт фиксатора, который Г.М. Иосифов предлагал вводить в сосуды и мягкие ткани бальзамируемых трупов. Это так называемая «жидкость Иосифова для фиксации (1)», состоящая из денатурированного спирта (5000 мл), формалина (400 мл), кристаллической карболовой кислоты (200 г) и глицерина (500 мл) [4, c. 134].
После неотложных работ по оборудованию кафедры Гордей Максимович продолжил заниматься наукой. Он систематически исследовал лимфатические сосуды и узлы ряда внутренних органов, а главное – впервые инъецировал глубокие лимфатические сосуды конечностей [1, c. 3]. Г.М. Иосифов объединил опыт личных исследований и литературные данные в монографии «Лимфатическая система с описанием аденоидов и органов движения лимфы» (Томск, 1914 г.) Эта книга была первой оригинальной русской монографией о лимфатической системе человека. За этот труд Г.М. Иосифов получил от Военно-медицинской академии премию им. академика П.А. Загорского [2, c. 8].
Уже в этой монографии выкристаллизовалась теория лимфатических коллекторов, обоснована тесная топографическая связь лимфатической и кровеносной систем, дано исходящие из филогенеза пассивных и активных лимфатических сердец понимание механизмов движения лимфы, впервые после Масканьи и Саппея описаны на основании удачных инъекций глубокие лимфатические сосуды конечностей.
В 1923 году проф. Г.М. Иосифов переехал в Воронеж и занял кафедру анатомии человека в Университете, недавно переведенном в Воронеж из г. Юрьева (Тарту). Прежде всего он деятельно принялся за изготовление препаратов для анатомического музея и организацию препаровочных занятий студентов. Наладив преподавание, Г.М. Иосифов стал отдавать большую часть времени научной работе. В 1924 году его дважды вызывали в Москву для консультации при бальзамировании тела В.И. Ленина. В.П. Воробьев и Б.И. Збарский приняли во внимание метод бальзамирования, ранее опубликованный Г.М. Иосифовым, и его соображения, основанные на долголетнем опыте анатома.
Следующее после переезда в 1925 году в новое здание Анатомического института 5-летие было особенно плодотворным в творческой жизни Гордея Максимовича. Результатом этого наполненного творческими усилиями периода было создание школы лимфологов и написание новой монографии о лимфатической системе.
Главной заслугой Гордея Максимовича в этот период явилась дальнейшая разработка глубоких отделов лимфатической системы конечностей, туловища, головы и шеи. Впервые в мире изображение глубоких лимфатических сосудов представил в 1787 году итальянский анатом Паоло Масканьи, через сто лет их описал французский профессор анатомии Мари Филиберт Саппей [3, c. 593]. Но эти авторы не оставили указаний о методике инъекции глубоких лимфатических сосудов. Они инъецировали лимфатические сосуды ртутью и имели успех лишь на отдельных препаратах. Систематические исследования глубоких лимфатических сосудов у человека не производились. Еще в 1912 году в Томске Гордей Максимович изготовил ряд препаратов глубоких лимфатических сосудов конечностей, полученных прямой инъекцией туши в просвет лимфатического сосуда. В 1926-27 годах Г.М. Иосифов разрешил проблему инъекции глубоких лимфатических сосудов конечностей человека, применив интерстициальную инъекцию массы Герота в толщу складок синовиальных оболочек суставов, апоневрозов, надкостницы, мышц подошвы и предплечья. Препараты демонстрировались на III съезде анатомов в Ленинграде в декабре 1927 года.
Летом 1927 года Гордей Максимович во Владикавказе, в лаборатории своего брата Ивана Максимовича Иосифова, – руководителя кафедры анатомии животных Владикавказского политехнического института – произвел инъекцию тушью глубоких лимфатических сосудов конечностей на живых собаках. Это положило начало ряду работ по физиологической инъекции лимфатической системы. С другой стороны, эта работа явилась первой в ряду проведенных И.М. Иосифовым совместно с Г.М. Иосифовым и под его руководством сранительноанатомических исследований лимфатической системы собаки, свиньи, овцы, кролика, голубя.
1927-1929 годы были годами большой работы Гордея Максимовича по составлению исчерпывающего монографического описания лимфатической системы. Лимфатические сосуды и узлы многих органов и областей в эти годы были заново исследованы Гордеем Максимовичем, а данные литературных источников были на материале собственных препаратов критически проверены. Летом 1929 года монография, озаглавленная «Лимфатическая система человека с описанием аденоидных органов и органов движения лимфы» объемом около 200 страниц текста со 120 рисунками, была закончена. Осенью того же года монография была премирована комиссией ЦЕКУБУ при Совнаркоме РСФСР, а в 1930 году вышла в свет на немецком языке в издании Густава Фишера в Иене, вызвав значительный резонанс в мировой медицинской печати.
1930 год в жизни Г.М. Иосифова был отмечен рядом выдающихся событий. Ему исполнилось 60 лет, 35 лет – его научной и преподавательской деятельности. Вышел в свет плод многолетнего труда – монография о лимфатической системе. В мае 1930 года Гордей Максимович выступил с программным докладом «О путях движения лимфы у позвоночных животных» как руководитель советской школы исследователей лимфатической системы на IV Всесоюзном съезде анатомов, зоологов и гистологов в Киеве.
В 1930-1932 годах под руководством Гордея Максимовича был закончен ряд новых систематических работ о лимфатической системе двигательного аппарата. Начались искания новых физиологических методов исследования лимфатической системы. Сам профессор Г.М. Иосифов работал над детальным исследованием лимфатической системы глаза. Эта была его лебединая песнь. Работа была напечатана за месяц до смерти ученого. Проф. Г.М. Иосифов рассматривает глаз как производное мозга и проводит аналогию между током цереброспинальной жидкости в периваскулярных и подоболочечных пространствах мозга и током водянистой влаги глазного яблока в камерах, перихориоидальном и вокругсосудистых пространствах глаза. В многочисленных опытах Гордей Максимович доказал переход водянистой влаги в Шлеммов канал, соответствующий синусам твердой мозговой оболочки. На ряде препаратов обнаружилось недоразвитие Шлеммова канала, которому Гордей Максимович придавал большое значение в патогенезе глаукомы. Перихориоидальное пространство, по его мнению, соединено периваскулярными щелями вортикозных вен с полостью теноновой капсулы, а последняя – с лимфатическими сосудами глазничной клетчатки и конъюнктивы. Таким образом, водянистая влага глаза оттекает не только в вены, но в лимфатические сосуды теноновой капсулы. конъюнктивы, слезной железы, век, мышц глазного яблока. Работа Г.М. Иосифова внесла ценные данные в учение о питании глазного яблока и оттоке жидкости из глаза.
Приехав в сентябре 1932 года в Ливадию на Южном берегу Крыма, Гордей Максимович простудился и заболел воспалением легких. Коварная болезнь ослабила защитные силы организма и обострила старый туберкулезный процесс. Болезнь затянулась. В тяжелом состоянии он был перевезен в январе в Воронеж. 24 марта 1933 года Гордея Максимовича не стало.
Во всем мире общепризнаны достижения передовой отечественной науки в анатомии лимфатической системы. Они были начаты упорным трудом Гордея Максимовича Иосифова. Долг наших ученых достойно продолжать дело его жизни новыми методами, новой творческой инициативой, новыми трудовыми усилиями.