Термин «протест» имеет множество определений. Согласно политологическому словарю, протест – это вид политического участия, выражающийся в проявлении отрицательного отношения к политической системе в целом или к её отдельным элементам, нормам, ценностям в открытой, демонстративной форме. Данный процесс является видом политического участия, направленного на противодействие политической системе государства. Теоретические основы данного феномена изучались с точки зрения различных подходов. Более глубоко данный феномен раскрылся в состоянии человека, при котором он может проявлять как политическую активность через определённые действия, так быть и аполитичным, но при этом внутренне не соглашаться с господствующими установками в обществе.
Изучение данного феномена уходит своими корнями глубоко в прошлое [2]. Ещё в период Античности мыслителями того времени выдвигались гипотезы, пытающиеся объяснить предрасположенность человека к неприятию установленных законов и порядков как минимум, а как максимум – прямому выступлению против них. В те времена философское изучение человека акцентировалось на его духовно-моральном состоянии, определяя его как причину тех или иных действий и побуждений. Сильными факторами развития в человеке протестных настроений являлись социальное и экономическое неравенство и несправедливость в обществе.
Среди исследователей того времени стоит отметить Аристотеля, который отнёс к причинам протестов универсальную природу человека. Люди, видя в обществе социальное и экономическое неравенство, которое кроется в несовместимости экономических и политических статусов внутри класса, прибегают к протесту и мятежу.
Позже, с развитием различных научных течений, к изучению протестного феномена подошли социологи, экономисты, данный вопрос актуален также и в политологии. Последняя наука включает в себя исследования из других сфер, так как она сама по себе эклектична.
Социологический подход определяет в качестве причин возникновения массовых протестов социальные и экономические проблемы в обществе. Э. Дюргейм является одним из первых, кто выявил феномен аномии, при которой в обществе происходит социальный упадок, Она является причиной роста недовольства в обществе, провоцирующее людей на определённые деструктивные действия против господствующих устоев [5].
Экономические проблемы если не являются всеобщей основой, или каркасом, на котором зарождается политический протест, то как минимум на них общество реагирует наиболее остро. Экономический подход выявил теорию относительной депривации: её суть заключается в том, что при ухудшении уровня жизни люди начинают чувствовать неблагоприятное положение. Одни считают, что их возможности и доход является ниже, чем у других, отчего возникает ощущение несправедливости. Сама депривация не приводит к возникновению протеста непосредственно. Характер возникновения протестного поведения носит динамический характер. Американский исследователь Т. Гарр полагает, что относительная депривация и протест возникает тогда, когда люди, сравнивая себя с другими в статусной структуре, замечают положение других людей выше: у них больше возможностей для ускоренного перемещения в статусной структуре на более высокие позиции. Среди ключевых моментов теории относительной депривации исследователь выделяет риски, на которые могут пойти люди во время протеста, а также готовность государства к репрессиям в ответ на протест [3].
Вышеуказанные проблемы, по отдельности или в совокупности, способны привести к росту социальной напряжённости – рассогласованности интересов, возможностей и средств отдельных индивидов или большой группы населения, что создаёт определённые причины для появления острых социальных противоречий, лежащих в основе протестной активности. Изучение исследовательских работ показало, что социальная напряжённость проходит через определённые стадии и имеет скрытую и открытую форму, что характеризует собой возможное протекание самого протеста в двух формах: в конвенциональной и неконвенциональной.
Как обозначенные выше проблемы могу стать причинами политизации протестов? Характерная черта большинства политических протестов заключается в том, что начальной точкой движения данных процессов являются проблемы, зачастую охватывающие социально и экономическую жизнь общества. Последующей точкой движения протестной стихии является политическая сфера: накопленные вопросы и противоречия в обществе двигают людей искать ответы именно в ней – у тех, кто принимает политические решения. В этом случае протест приобретает новые цели.
Политическая сфера находит своё отражение в других сферах, особенно в экономической. Если протест вызван экономическими причинами, то, как правило, протестующие пытаются решить проблемы, не убрав их симптомы, а находя их конкретный источник. При этом если изначально общество требовало каких-либо изменений в политике, в том числе и отставки тех или иных должностных лиц, то ситуация может обостриться, так как регулятором социального напряжения в этом случае выступает само государство. Таким образом политический протест может принять более масштабное течение и вовлечь в него тех, кто ранее не принимал участие в данном процессе.
Во время протекающих волн заболеваемости Covid-19 во всём мире государства принимали меры для стабилизации эпидемической обстановки в обществе. Делалось это на законодательном уровне: запрещались массовые собрания в общественных местах, усиливались меры контроля за гражданами в вопросе ношения средств индивидуальной защиты, наличия сертификатов о вакцинации. Последнее находило своё отражение в трудовой сфере и бизнесе. За несоблюдение установленных порядков шли определённые меры: людей увольняли со своих мест, некоторые работники были вынуждены делать это сами. В Европе повысился общий уровень безработицы, а крупные фирмы понесли свои убытки. Эпидемия нанесла вред мировой экономике, это в свою очередь сказалось на благосостоянии населения многих стран: общество оказалось не готово к резкому ухудшению социальной обстановки, а также к постоянно новым вводимым ограничениям. Это вылилось в массовые протесты. Самыми яркими среди них можно выделить в Германии и Италии, когда на улицы выходило огромное количество людей с требованиями изменить политику государства.
Все протесты, произошедшие в период пандемии, имеют как общие черты, делающие их практически идентичными, так и индивидуальные характеристики: например, в Германии протесты характерны своей централизованностью и ярким радикализмом по отношению к власти; в Италии протест смог просочиться и в ряды политической элиты, расколов её на сторонников ужесточения антиковидных мер и их противников. В обоих случаях политизировали массовые протесты определённые конгломерации, состоящие из представителей различных идеологических течений и радикалов: они подливали масло в огонь антиправительственными лозунгами, распространением типичных мифов о самом Covid-19, о вакцинации и т.д., зачастую выставляя власть в нелицеприятном ключе. Всё это в совокупности осложняло взаимодействие общества и государства во многих странах Европы в период пандемии: общество хотело ослабления мер и возвращения если не полностью, то частично прежних порядков; государство же отвечало на массовые протесты насилием, а сами меры вынуждено было ужесточать.
В России к этой проблеме общество и государство подошло более терпимо: несмотря на разногласия, в нашей стране не было массовой протестной стихии, как это было за рубежом, а те выступления, которые всё же имели место быть, в основе своей носили конвенциональный характер.
Таким образом следует выделить основные причины политизации массовых протестов против антиковидных ограничений: экономические, политические и психологические (неготовность к резкому ухудшению социальной обстановки).