Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улиц...

Формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста посредством метода «Майндмэппинг»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

безопасность
метод
«Майндмэппинг»

Аннотация статьи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода «Майндмэппинг» в формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на улицах города.

Текст статьи

Детский сад «Калинка» расположен в густонаселённом районе с оживлённым транспортным движением, участниками которого часто становятся воспитанники дошкольного учреждения в качестве пешехода, пассажира автотранспортных средств, а нередко и водителя транспортных средств, что обуславливает высокий риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

К тому же результаты проведенной среди выпускников дошкольного учреждения диагностики свидетельствовали о том, что около 44% воспитанников имеют низкий уровень сформированности элементарных представлений о правилах безопасного поведения на дороге, что нередко становится причиной детского дорожно-транспортного травматизма. В связи с этим нас заинтересовала проблема формирования элементарных представлений о безопасности дорожного движения у дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что у детей дошкольного возраста недостаточно сформирована когнитивная сфера, что затрудняет дошкольниками восприятие и усвоение полученных знаний.

Таким образом, возникла необходимость разработки системы работы и внедрению инновационных методов по повышению уровня сформированности у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасного поведения на дорогах города.

Проанализировав ряд современных инновационных технологий, изучив научные работы и исследования многих современных ученых, нами было отмечено утверждение Лилии Александровны Ахметовой о том, что уровень сформированности элементарных представлений о безопасности дорожного движения у дошкольников зависит от уровня сформированности познавательных процессов и когнитивных способностей детей дошкольного возраста: умения правильно рассуждать, логически мыслить, анализировать, систематизировать и обобщать. А по мнению Надежды Александровны Саяпиной прекрасным инструментом активизации познавательных процессов, визуального упорядочивания и структурирования практически любой информации является создание интеллект-карт, составляющих основу метода «Майндмэппинг».

Таким образом, наш выбор остановился на методе «майндмэппинг» или, другими словами, методе «интеллект-карт».

Уникальность метода заключается в радиантной структуре интеллект-карт, способствующей работе обоих полушарий мозга, развитию радиантного мышления, активизации мыслительных операций, благодаря чему изучаемые понятия становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются логические цепочки между ними, и любая информация усваивается гораздо быстрее и качественнее.

Структура составления интеллект-карты очень проста. В центре листа размещается главное изучаемое понятие, смысл которого раскрывают отходящих от него по радиантному принципу ряд понятий и подтем 1, 2 и последующего уровней, возникающих в результате мыслительных операций. Их количество зависит от сложности изучаемой темы и ее специфики.

Однако в практике мы столкнулись с устойчивым противоречием между необходимостью повышения уровня формирования элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города и недостаточной проработкой использования метода «Майндмэппинг».

Целью опыта стало повышение уровня сформированности у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города посредствам использования метода «майндмэппинг». Достижение поставленной цели предполагало решение задач, представленных на следующем слайде.

На начальном этапе работы над опытом была организована соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Метод «майндмэппинг» с детьми дошкольного возраста использовался поэтапно.

На первом этапе с детьми среднего дошкольного возраста была организована совместная игровая деятельность, в процессе которой дошкольники знакомились с готовыми интеллект-картами, с отдельными картинками и пиктограммами, необходимыми при составлении интеллект-карт, с помощью которых учились описывать отдельные предметы и явления, постепенно переходя к составлению рассказа по готовой схеме интеллект-карт.

Еще метод интеллект-карт использовался в совместной деятельности с детьми только при изучении нового понятия, которое определялось как тематикой недели, так и инициировалось самими детьми. Изучаемое понятие фиксировалось в центре интеллект-карты в виде картинки или схематического изображения. В процессе совместного обсуждения, своего рода «мозгового штурма» у детей рождалась масса ассоциаций и новых понятий, дополняющих и раскрывающих смысл главного изучаемого понятия. К каждому из понятий дошкольники подбирали соответствующие изображения и фиксировали их в интеллект-карте. Установленные связи между понятиями визуализировались с помощью разноцветных веточек-дорожек, которые дети с удовольствием изображали самостоятельно. Хотя первые построенные совместно с детьми интеллект-карты были небольшие по содержанию, но ценен был сам процесс построения, который способствовал повышению познавательной активности воспитанников, развитию мыслительных операций, формировал умения работать в команде, проявляя самостоятельность и интерес к совместной деятельности.

Уровень усвоения полученных в результате такой деятельности представлений о безопасном поведении на дороге дошкольники демонстрировали в досуговой деятельности – при проведении познавательно-развлекательных, спортивных мероприятий, игр-путешествий.

Система работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах была выстроена в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. На первом этапе с целью ознакомления родителей с методом «майндмэппинг», организовывались родительские гостиные, мастер-классы, консультирование, разрабатывались и распространялись среди родителей буклеты и листовки.

На втором этапе с детьми старшего дошкольного возраста метод интеллект-карт использовался как при изучении нового материала, так и при закреплении и обобщении имеющихся представлений детей. С детьми рассматривались понятия более сложного характера, требующие от дошкольников более детального анализа изучаемого объекта.

В связи с этим усложнилась структура построения интеллект-карт. Изучаемое понятие классифицировалось уже по нескольким направлениям, каждое из которых в свою очередь соответственно разбивалось на подтемы, дополняющие и уточняющие смысл главного изучаемого понятия. Дети уже самостоятельно подбирали необходимые для создания интеллект-карт картинки, фотографии, сами разрабатывали нужные символы и знаки, рисовали от одного понятия к другому веточки-дорожки, нередко подписывая их словами, раскрывающими смысл главного понятия.

На третьем этапе в подготовительной к школе группе метод «интеллект-карт» активно использовался как итоговый продукт детской деятельности в рамках тематической недели, как результат проектной деятельности. Например, в рамках проекта «Улицы нашего города» воспитанники в течение месяца исследовали сложное, многостороннее понятие «устройство улицы», требующее от них глубокого изучения. Чтобы получить необходимую информацию об изучаемом объекте, дошкольники принимали участие в цикле тематических бесед, экскурсий, прогулок, акций, в развивающих интерактивных играх, в просмотрах видеопрезентаций и мультипликационных фильмов. Полученную информацию, раскрывающую сущность исследуемого объекта, дети фиксировали в интеллект-карте посредством картинок, фотографий, зарисовок. В течение месяца интеллект-карта дополнялась, уточнялась новыми понятиями. Структура построенных интеллект-карт получалась сложного характера и включала понятия первого, второго и более высоких уровней.

Хотелось бы отметить интерес и активное участие родителей в работе с интеллект-картами. Родители совместно с детьми не только подбирали необходимый материал и разрабатывали пиктограммы для построения интеллект-карт, но и создавали простейшие интеллект-карты в домашних условиях. Исследуемое ими понятие определялось как рамками семейных образовательных проектов, так инициировалось самими детьми. Нередко основой для разработки интеллект-карт становилось участие воспитанников в мероприятиях, организованных совместно с родителями, сотрудниками ГИБДД: акции, развлечения, экскурсии, тематические встречи.

Основной нашей задачей было поддержка и развитие детской и родительской инициативы. С этой целью разрабатывались рекомендации по составлению интеллект-карт, проводились семейные творческие мастерские, организовывались выставки семейных работ. Очень часто ребята делились своими разработками в дошкольном учреждении со своими сверстниками.

В результате систематической работы детей с интеллект-картами изучении правил безопасного поведения на дороге мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность, формирование у дошкольников аналитических предпосылок, умение адаптироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания.

Результаты итоговой диагностики свидетельствовали о том, что проделанная работа способствовала повышению уровня сформированности элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у дошкольников. Эти факты говорят об эффективности использования данного опыта.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  2. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
  3. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет. – М., 2001.
  4. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Поделиться

821

Лунина Т. К., Колесникова О. В., Слепченко М. Н. Формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста посредством метода «Майндмэппинг» // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 76-79. URL: https://apni.ru/article/6274-formirovanie-elementarnikh-predstavlenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января