Актуальность исследования. В нашей эпохе научно-технического прогресса креативное мышление становится все более востребованным, и его развитие является необходимым для успешной и адаптированной жизни в этом мире. Именно поэтому нужно больше уделять внимание на творческую натуру человека, именно она позволяет человеку решать задачи, которые не могут быть решены стандартным способом, находить неожиданные решения, создавать что-то новое, инновационное и оригинальное. Креативное мышление помогает человеку успешно справляться с профессиональными, личностными и социальными задачами. И должен поддаваться развитию с самого детства, как одно из важных пунктов.
По мнению В. К. Козленко, в мышлении креативных личностей преобладают, такие составляющие креативности как беглость, гибкость и оригинальность. На креативность благоприятно действуют такие факторы, как радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение к независимости, нарушению порядка, снятие чувства страха, фрустрации. Креативность – одна из ведущих жизненных потребностей личности в преобразовании действительности.
Таким образом, креативное мышление можно определить, как творческие навыки, которые способствуют к созданию уникальных и нестандартных идей. Созданные идеи не поддаются традиционным или принятым схемам мышления и норм. Все знания, которые сейчас в доступе для человечества – это следы креативного мышление отдельных личностей.
Развитие креативного мышление у младших школьников зависит от ряда факторов, включая наличие социальных и культурных возможностей для творческой самореализации, а также индивидуальных особенностей личности ребенка.
В эксперименте приняли участие учащиеся 3-го «Д», «Е» классов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26 им. Е.Ю. Келле-Пелле» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск», в количестве 24 учащихся. Период опытно-экспериментальной работы охватывает с 1 марта по 29 марта 2023 года:
1 этап – начальный (констатирующий);
2 этап – основной (формирующий);
3 этап – контрольный.
Чтобы понять, насколько у учащихся в 3 Д», «Е» классах развита креативное мышление, была проведена диагностика по методике оценки сочинённой ребёнком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой. Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
- 0-1 балла – низкий уровень. За отказ от задания или пересказ знакомой сказки или за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
- 2-3 балла – средний уровень. При внесении существенных элементов новизны в известную сказку, если это было дополнено деталями;
- 4- 5 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку, если изложение её было развёрнутым.
В контрольной группе низкий уровень у 5 (33%) учеников, средний уровень у 9-х (60%) учеников и высокий уровень 1 (6%).
В экспериментальной группе низкий уровень у 9 (75%) учеников, средний уровень у 3-х (3%) учеников и высокий уровень 0.
Следующим был сокращенный вариант фигурного теста Е. Торренса. Учащимся предлагается бланк «Завершение фигуры», где нужно дорисовать десять незаконченных стимульных фигур, а также придумать название к каждому рисунку.
На основании оценки этих умений мы выделили 3 уровня креативного мышления младших школьников:
- Низкий уровень – идеи повторяющие. Рисунки не дорисованы или отсутствует «полнота картинки», разнообразность категорий. Этот уровень включает 5 студентов экспериментальной группы и 8 студентов контрольной группы.
- Средний уровень – стимулирующие рисунки все дорисованы, соответствуют своим названию или одной тематики, детализованы. Разнообразия из категории № 1. Этот уровень включает 5 студентов из экспериментальной и 4 из контрольной группы.
- Высокий уровень – стимулирующие рисунки все дорисованы, соответствуют названию, задумка интересная и не повторяющиеся, много деталей. Разнообразие категорий из списка №2. В этот уровень входят 2 студента из экспериментальной группы и 3 студента из контрольной группы.
Для составления бланка задания были использованы словесные и картинные типы ребусов, а также у ребусов была литературная тематика. Оценивалось по количеству ответов. Время выполнение 7 минут, количество 10. Если учащийся решил:
- 1-5 – низкий уровень.
- 6-8 – средний уровень.
- 9-10 – высокий уровень.
В контрольной группе низкий уровень у 1 (7%) учеников, средний уровень у 10-х (67%) учеников и высокий уровень выявлено у 4 (27%) ученика.
В экспериментальной группе низкий уровень у 6 (33%) учеников, средний уровень у 4-х (50%) учеников и высокий уровень выявлено у 2-х (1%) учеников.
Таким образом, полученные нами результаты по трём методикам, свидетельствуют о том, что потенциал явно нераскрыт. Хотя есть индивидуальные случаи, когда некоторые ученики проявляют высокий уровень креативности.
Цель формирующего этапа опытно-экспериментальной работы – развитие креативного мышления младших школьников посредством творческих заданий на уроках литературного чтения.
До начала эксперимента была проведена беседа с классным руководителем 3 «Д» класс, чтобы узнать уровень и особенности класса. Экспериментальная группа работает по УМК «Школа России».
При составлении заданий учитывались возрастные особенности, а также календарный тематический план по литературному чтению. Опорным материалам служил учебник «Литературного чтения» 3 класс 2 часть, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, УМК «Школа России» и книга Э. Э. Кац «200 заданий по литературному чтению для тематического контроля».
Первый урок – осмысление и обсуждение прочитанного. Творческое задание использованная в данном уроке – придумать другую (альтернативную) концовку для одного из героя. После того как каждый из детей представил свою версию, я провела общее обсуждение, высказывая свои мысли по поводу каждой концовки, а также предложила несколько вариантов заключения, подходящих под тематику. В итоге урока дети смогли узнать, что литература – это не только чужие истории, но и истории, которые они могут создавать самостоятельно.
Второй урок – урок изучения нового произведения. Творческое задание на уроке – придумать обложку для произведения и составить рассказ по предложенным словам. Рисование обложки для произведения и составление своего рассказа требуют от учеников творческого мышления, воображения, самостоятельности и оригинальности Ребята рассказывали друг другу, что они нарисовали на обложке и почему выбрали именно эти изображения.
Третий урок – изучение нового произведения. Творческие задания, которые были задействованы: творческий пересказ и написать рассказ на одну букву.
Я внимательно выслушала и оценивала каждый пересказ, указывая на достоинства и недостатки. Все дети получили положительную оценку это послужило мотивацией для улучшения навыков чтения и рассказа.
Сочиненные сказки удивили меня своим разнообразием, если первые разы дети не могли придумать что-то действительно уникальное, то в этот раз они раскрылись мне совсем, с другой стороны. Примеры: «Сара сошла с синих саней со своей собакой. Сегодня светит солнце, собака спит с Сарой».
Четвертый урок – изучение нового материала. Творческое задание, использованное в данном уроке – иллюстрация.
Дети с большим удовольствием и энтузиазмом приступили к выполнению задания. Первым делом они обдумали, какое настроение несет в себе стихотворение и как это можно передать через иллюстрацию. Далее они начали рисовать, используя карандаши, фломастеры и другие материалы. На протяжении всего урока я оказывала помощь детям, давала советы и подсказки по выполнению работы.
После проведения формирующего эксперимента нами было проведено повторное обследование уровня развития креативного мышления у младших школьников.
Мы использовали те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего среза (диагностика по методике оценки сочинённой ребёнком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой, тест на креативность Е. Торренса и решение ребусов).
Итоговый уровень развития креативного мышления посредством творческих заданий на уроке литературного чтение предполагает следующее обобщение:
- Низкий уровень – к ним относятся 1 (8%) ученика экспериментальной группы и 5 (33%) учеников из контрольной группы. Учащиеся пассивны и медлительны. В основном работают только при индивидуальном методе. Таким ученикам нужно больше времени усваивать материал.
- Средний уровень – к ним относятся 5 (42%) учащихся экспериментальной группы и 8 (53%) учащихся из контрольной группы. Ученики осознанно выполняют свои задания, в основном работают самостоятельно. Любознательные, на уроках придумывают разные идеи, высказывают свои точки зрения при вопросах учителя.
- Высокий уровень – это половина группы – 6 (50%) учеников из экспериментальной группы и 2 (13%) учеников из контрольной группы. Эти обучающиеся проявляют инициативу и самостоятельность, у них вырабатывается привычка к свободному самовыражению. Проявляют наблюдательность, смекалку, воображение, высокую скорость мышления.
Сравнивая результаты, можно сделать вывод о положительной динамике роста уровня креативного мышление у младших школьников на уроке креативного мышления.
Наш мир развивается с необычайной скоростью, при каждой смене ведущего поколения меняется требования к нему. На сегодняшний день человек обладающий высоким уровнем креативного мышления является ключевым элементом развития общества, поэтому воспитание и поддержка такой личности должно быть приоритетной задачей для каждого из нас.