Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Творческие задания на уроке литературного чтения как средство развития креативно...

Творческие задания на уроке литературного чтения как средство развития креативного мышления младших школьников

Научный руководитель

Шадрина Софья Николаевна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

креативное мышление
младшие школьники
развитие
мышление

Аннотация статьи

В статье рассматриваются понятие креативного мышления в психолого-педагогического литературе, особенности развитие креативного мышления младшего школьника и факторы, влияющие на его формирование и развитие. В этой статье также представлен опытно-экспериментальная работа проведенное на базе средней общеобразовательного учреждение.

Текст статьи

Актуальность исследования. В нашей эпохе научно-технического прогресса креативное мышление становится все более востребованным, и его развитие является необходимым для успешной и адаптированной жизни в этом мире. Именно поэтому нужно больше уделять внимание на творческую натуру человека, именно она позволяет человеку решать задачи, которые не могут быть решены стандартным способом, находить неожиданные решения, создавать что-то новое, инновационное и оригинальное. Креативное мышление помогает человеку успешно справляться с профессиональными, личностными и социальными задачами. И должен поддаваться развитию с самого детства, как одно из важных пунктов.

По мнению В. К. Козленко, в мышлении креативных личностей преобладают, такие составляющие креативности как беглость, гибкость и оригинальность. На креативность благоприятно действуют такие факторы, как радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение к независимости, нарушению порядка, снятие чувства страха, фрустрации. Креативность – одна из ведущих жизненных потребностей личности в преобразовании действительности.

Таким образом, креативное мышление можно определить, как творческие навыки, которые способствуют к созданию уникальных и нестандартных идей. Созданные идеи не поддаются традиционным или принятым схемам мышления и норм. Все знания, которые сейчас в доступе для человечества – это следы креативного мышление отдельных личностей.

Развитие креативного мышление у младших школьников зависит от ряда факторов, включая наличие социальных и культурных возможностей для творческой самореализации, а также индивидуальных особенностей личности ребенка.

В эксперименте приняли участие учащиеся 3-го «Д», «Е» классов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26 им. Е.Ю. Келле-Пелле» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск», в количестве 24 учащихся. Период опытно-экспериментальной работы охватывает с 1 марта по 29 марта 2023 года:

1 этап – начальный (констатирующий);

2 этап – основной (формирующий);

3 этап – контрольный.

Чтобы понять, насколько у учащихся в 3 Д», «Е» классах развита креативное мышление, была проведена диагностика по методике оценки сочинённой ребёнком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой. Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

  • 0-1 балла – низкий уровень. За отказ от задания или пересказ знакомой сказки или за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
  • 2-3 балла – средний уровень. При внесении существенных элементов новизны в известную сказку, если это было дополнено деталями;
  • 4- 5 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку, если изложение её было развёрнутым.

В контрольной группе низкий уровень у 5 (33%) учеников, средний уровень у 9-х (60%) учеников и высокий уровень 1 (6%).

В экспериментальной группе низкий уровень у 9 (75%) учеников, средний уровень у 3-х (3%) учеников и высокий уровень 0.

Следующим был сокращенный вариант фигурного теста Е. Торренса. Учащимся предлагается бланк «Завершение фигуры», где нужно дорисовать десять незаконченных стимульных фигур, а также придумать название к каждому рисунку.

На основании оценки этих умений мы выделили 3 уровня креативного мышления младших школьников:

  1. Низкий уровень – идеи повторяющие. Рисунки не дорисованы или отсутствует «полнота картинки», разнообразность категорий. Этот уровень включает 5 студентов экспериментальной группы и 8 студентов контрольной группы.
  2. Средний уровень – стимулирующие рисунки все дорисованы, соответствуют своим названию или одной тематики, детализованы. Разнообразия из категории № 1. Этот уровень включает 5 студентов из экспериментальной и 4 из контрольной группы.
  3. Высокий уровень – стимулирующие рисунки все дорисованы, соответствуют названию, задумка интересная и не повторяющиеся, много деталей. Разнообразие категорий из списка №2. В этот уровень входят 2 студента из экспериментальной группы и 3 студента из контрольной группы.

Для составления бланка задания были использованы словесные и картинные типы ребусов, а также у ребусов была литературная тематика. Оценивалось по количеству ответов. Время выполнение 7 минут, количество 10. Если учащийся решил:

  • 1-5 – низкий уровень.
  • 6-8 – средний уровень.
  • 9-10 – высокий уровень.

В контрольной группе низкий уровень у 1 (7%) учеников, средний уровень у 10-х (67%) учеников и высокий уровень выявлено у 4 (27%) ученика.

В экспериментальной группе низкий уровень у 6 (33%) учеников, средний уровень у 4-х (50%) учеников и высокий уровень выявлено у 2-х (1%) учеников.

Таким образом, полученные нами результаты по трём методикам, свидетельствуют о том, что потенциал явно нераскрыт. Хотя есть индивидуальные случаи, когда некоторые ученики проявляют высокий уровень креативности.

Цель формирующего этапа опытно-экспериментальной работы – развитие креативного мышления младших школьников посредством творческих заданий на уроках литературного чтения.

До начала эксперимента была проведена беседа с классным руководителем 3 «Д» класс, чтобы узнать уровень и особенности класса. Экспериментальная группа работает по УМК «Школа России».

При составлении заданий учитывались возрастные особенности, а также календарный тематический план по литературному чтению. Опорным материалам служил учебник «Литературного чтения» 3 класс 2 часть, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, УМК «Школа России» и книга Э. Э. Кац «200 заданий по литературному чтению для тематического контроля».

Первый урок – осмысление и обсуждение прочитанного. Творческое задание использованная в данном уроке – придумать другую (альтернативную) концовку для одного из героя. После того как каждый из детей представил свою версию, я провела общее обсуждение, высказывая свои мысли по поводу каждой концовки, а также предложила несколько вариантов заключения, подходящих под тематику. В итоге урока дети смогли узнать, что литература – это не только чужие истории, но и истории, которые они могут создавать самостоятельно.

Второй урок – урок изучения нового произведения. Творческое задание на уроке – придумать обложку для произведения и составить рассказ по предложенным словам. Рисование обложки для произведения и составление своего рассказа требуют от учеников творческого мышления, воображения, самостоятельности и оригинальности Ребята рассказывали друг другу, что они нарисовали на обложке и почему выбрали именно эти изображения.

Третий урок – изучение нового произведения. Творческие задания, которые были задействованы: творческий пересказ и написать рассказ на одну букву.

Я внимательно выслушала и оценивала каждый пересказ, указывая на достоинства и недостатки. Все дети получили положительную оценку это послужило мотивацией для улучшения навыков чтения и рассказа.

Сочиненные сказки удивили меня своим разнообразием, если первые разы дети не могли придумать что-то действительно уникальное, то в этот раз они раскрылись мне совсем, с другой стороны. Примеры: «Сара сошла с синих саней со своей собакой. Сегодня светит солнце, собака спит с Сарой».

Четвертый урок – изучение нового материала. Творческое задание, использованное в данном уроке – иллюстрация.

Дети с большим удовольствием и энтузиазмом приступили к выполнению задания. Первым делом они обдумали, какое настроение несет в себе стихотворение и как это можно передать через иллюстрацию. Далее они начали рисовать, используя карандаши, фломастеры и другие материалы. На протяжении всего урока я оказывала помощь детям, давала советы и подсказки по выполнению работы.

После проведения формирующего эксперимента нами было проведено повторное обследование уровня развития креативного мышления у младших школьников.

Мы использовали те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего среза (диагностика по методике оценки сочинённой ребёнком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой, тест на креативность Е. Торренса и решение ребусов).

Итоговый уровень развития креативного мышления посредством творческих заданий на уроке литературного чтение предполагает следующее обобщение:

  1. Низкий уровень – к ним относятся 1 (8%) ученика экспериментальной группы и 5 (33%) учеников из контрольной группы. Учащиеся пассивны и медлительны. В основном работают только при индивидуальном методе. Таким ученикам нужно больше времени усваивать материал.
  2. Средний уровень – к ним относятся 5 (42%) учащихся экспериментальной группы и 8 (53%) учащихся из контрольной группы. Ученики осознанно выполняют свои задания, в основном работают самостоятельно. Любознательные, на уроках придумывают разные идеи, высказывают свои точки зрения при вопросах учителя.
  3. Высокий уровень – это половина группы – 6 (50%) учеников из экспериментальной группы и 2 (13%) учеников из контрольной группы. Эти обучающиеся проявляют инициативу и самостоятельность, у них вырабатывается привычка к свободному самовыражению. Проявляют наблюдательность, смекалку, воображение, высокую скорость мышления.

Сравнивая результаты, можно сделать вывод о положительной динамике роста уровня креативного мышление у младших школьников на уроке креативного мышления.

Наш мир развивается с необычайной скоростью, при каждой смене ведущего поколения меняется требования к нему. На сегодняшний день человек обладающий высоким уровнем креативного мышления является ключевым элементом развития общества, поэтому воспитание и поддержка такой личности должно быть приоритетной задачей для каждого из нас.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
  2. Романов К.М. Развитие креативности школьников // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 2. – С. 161-175.
  3. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/ 974/ 974020.htm

Поделиться

1372

Аргунова С. П. Творческие задания на уроке литературного чтения как средство развития креативного мышления младших школьников // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 65-68. URL: https://apni.ru/article/6276-tvorcheskie-zadanie-na-uroke-literaturnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря