Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Цифровая адаптация проективных диагностических методов

Цифровая адаптация проективных диагностических методов

Автор(-ы):

Успенская Екатерина Константиновна

22 мая 2023

Секция

Психология

Ключевые слова

психологическая диагностика
цифровая адаптация
проективные методы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются история создания и применения проективных методик, основные их виды, а также проблема цифровой адаптации проективных методик в Интернет-пространство.

Текст статьи

Проективные методы всегда занимали особое место в экспериментальной и клинической психологии. Их часто упрекали в «ненаучности», отсутствии четких и обоснованных критериев для последующих выводов, произвольности интерпретаций и т.п., но ими пользовались и пользуются в наиболее сложных случаях, где необходимо тонкое проникновение во внутренний мир человека, в личностное пространство. Именно поэтому вопрос о характере методологии, лежащей в основе проективных методов, не потерял своей актуальности и поныне, несмотря на то что многие известные авторы, внесшие большой вклад в становление и развитие проективных методов, обращались к этой проблеме.

Мир все больше и больше погружается в цифровое пространство, и если тестовые методики достаточно легко перенести в это пространство. То проективные методики с индивидуальной и множественной интерпретацией, «оцифровать» получается не всегда. Но так как проективные методики являются одним из самых популярных диагностических инструментов, важно обеспечить грамотную и эффективную цифровую адаптацию данных методик.

Психологическая диагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях [1].

Можно выделить две функции психологической диагностики – научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Психодиагностические методики – это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение.

Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае существовала система проверки лиц, желавших занять места государственных чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались некоторые качества выпускников в школах для подготовки писарей. Однако история научной психодиагностики началась значительно позже. Психодиагностика как прикладная наука сформировалась не сразу, а прошла значительный путь развития и становления. Рассмотрим основные этапы этого пути [4].

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии [1].

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В. Вундт (1832-1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений:

  • естественно-научного, опирающегося на эксперимент;
  • культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры («психология народов»).

Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты – формы, буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).

Так на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми [5].

Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.

Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Термин «проективные» был впервые использован Л. Френком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Френк попытался дать им классификацию; с некоторыми дополнениями эта классификация принимается и в настоящее время. Различают следующие группы проективных методик:

  • методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции;
  • методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации;
  • методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди;
  • методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга;
  • методики катарзиса: психодрама, проективная игра;
  • методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира-и-Лопеца;
  • методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем и т. д. [4]

Все перечисленные методики, по Френку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач [2].

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

  1. Особенностями стимульного материала.
  2. Особенностями поставленной перед респондентом задачи.
  3. Особенностями обработки и интерпретации результатов.

1. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

2. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

3. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики, прежде всего, характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности. Эти особенности препятствуют цифровой адаптации проективных методик в Интернет-пространство.

Список литературы

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Спб.: Питер, 2002.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.
  3. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М.: Высшая школа, 1998.
  4. Мак-Вильямс Н. Психоаналиическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Класс, 2007.
  5. Негрий В.А. Психодиагностика и коррекция механизмов психологической защиты как фактора сопротивления обучению // Научное мнение. – 2013. – № 3. – С. 175-180.

Поделиться

139

Успенская Е. К. Цифровая адаптация проективных диагностических методов // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.II.С. 82-84. URL: https://apni.ru/article/6277-tsifrovaya-adaptatsiya-proektivnikh-diagnos

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня