Основные средства популяризации молодежного массового спорта в современном обществе

В данной статье затрагивается вопрос о роли физической культуры и спорта в жизни современного человека, об их значении в становлении гармоничной личности, а также анализируются наиболее актуальные средства популяризации здорового образа жизни.

Аннотация статьи
физическая культура
здоровье
спорт
развитие
пропаганда
СМИ
Ключевые слова

Физическая культура, являясь часть общей культуры общества, существенно влияет на все грани жизни человека: бытовые, образовательные, профессиональные и коммуникативные. Сегодня, в эпоху, ориентированную на потребительские ценности, в эпоху, когда здоровый образ жизни уже не является базовой потребностью молодежи, особенно остро встает вопрос о необходимости повышения социокультурной роли спорта, позволяющего укрепить и сохранить не только физическое, но и ментальное здоровье, а также способствующего формированию гармоничной духовно-социальной личности.

Популяризация массового спорта формирует ценностную систему, которая воспитывает веру в себя, свои силы и возможности, развивает трудолюбие, тренирует силу воли.

Пропаганда здоровой физической активности с целью убедительной демонстрации её приоритетного значения в процессе социализации, а также в профилактике различных явлений негативного характера (заболевания, курение, алкоголизм и наркомания и др.) должна быть адресно направлена на молодежь [1].

Одним из наиболее актуальных каналов рекламы спорта по-прежнему остаются печатные и электронные СМИ. Периодическая печать, конечно, имеет ряд недостатков [2]:

  • она менее оперативна, чем иные СМИ;
  • невозможны прямые репортажи с мест соревнований или стадионов;
  • нельзя увидеть ход и динамику событий, детали и нюансы спортивных состязаний.

Однако газеты и журналы обладают и преимуществами. Во-первых, это аналитические обзоры, проведенные опытными специалистами (тренерами, комментаторами, спортсменами). Во-вторых, удобство использования (печатные СМИ можно читать практически везде – дома, на работе, в транспорте). Третьим их достоинством можно считать возможность собирать тематические подборки (актуально для поклонников определенного спортсмена или любителей статистики) [2].

Этими превосходствами активно пользуются PR-специалисты, публикующие в газетах и журналах («Спорт-Экспресс», «На улице», «Езда на велосипеде» и др.) материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни, правильное питание и активный двигательный режим, этические ценности спорта.

Отметим также, что важную роль в привлечении молодёжи к спорту сегодня играют книги о спортсменах, тренерах, системах физической подготовки (например, «Быстрее и легче. Моя автобиография» Усэйн Болт, «Безусловная правда» Майк Тайсон, «Пеле. Автобиография» Пеле), популяризирующие идею самодисциплины, способствующей достижению желаемых результатов.

Ведущим источником информации и развлечений выступает, конечно, телевидение, обеспечивающее зрителям одновременно два канала восприятия: зрительный и слуховой, что увеличивает усвоение материала в 2,5 раза, придавая самому процессу яркость и красочность. Ему же [телевидению], как максимально эффективному инструменту воздействия на большие группы людей (спортивные новости, трансляции спортивных мероприятий, просветительно-образовательные телепрограммы, спортивные телешоу и др.) принадлежит ведущая роль в пропаганде идеалов и ценностей физической культуры [2].

В настоящее время лидирующие позиции среди медиа-ресурсов спортивной отрасли России занимает канал «Матч! ТВ» – актуальный, современный, творческий – он ведет трансляции главных спортивных событий мира, разрабатывает развлекательные передачи и, разумеется, программы, посвященные здоровому образу жизни.

Значительное место как в просветительно-образовательных, так и в рекламных целях в сфере физической культуры занимают фильмы разных жанров (документальные, художественные, мультипликационные), посвященные спортивной тематике. Большой популярность у зрителей пользуется спортивная драма «Движение вверх», основанная на реальных событиях (в основе сюжета лежит история победы сборной СССР на сборной США в финальном матче мужского баскетбольного турнира ХХ летних олимпийских игр в Мюнхене). Интересна лента «Легенда №17», повествующая о знаменитом советском хоккеисте Валерии Харламове. Сложности спортивного пути нашли отражение в драматическом биографическом фильме «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее».

Действенным средством привлечения внимания к интересующей нас проблеме является и сеть Интернет, вобравшая в себя достоинства и телевидения, и печатных СМИ. Государственные и коммерческие структуры, общественные и физкультурно-спортивные организации, спортивные издания размещают в Интернете свои официальные сайты, порталы, web-страницы, на которых делятся различными нормативно-правовыми документами, информационными и просветительно-образовательными материалами физкультурно-спортивной направленности, распространяют сведения о спортивных товарах и услугах и т.п. [2].

В топ российских спортивных интернет-порталов сегодня входит championat.com («Чемпионат»), где можно найти календари игр, обзоры матчей, турнирные таблицы, интересные новости, фото и видео. Сайт регулярно публикует эксклюзивные материалы и широкие интервью.

Не менее популярен сервис Sports.ru, являющийся самой масштабной в России блоговой площадкой, участниками которой выступают известные спортсмены и журналисты.

Приведенными нами выше метолами и средствами популяризация молодёжного массового спорта не ограничивается. В ряду менее популярных пропагандистских подходов можно обозначить спортивные праздники, конкурсы различного уровня сложности, музеи спортивной славы, корпоративные олимпиады, присвоение спортивных разрядов и званий. Эффективность таких мероприятий во много определяется интересами целевой группы, половозрастным составом и психологическими установками участников.

Итак, подводя итоги нашим рассуждениям, мы можем сделать следующий вывод: главным инструментом популяризации массового молодёжного спорта сегодня являются средства массовой информации. Будучи разными по своей природе, они находят новые способы привлечения внимания широких слоев общества к вопросу здорового образа жизни и, получая поддержку государственных и коммерческих организаций, создают позитивный образ здоровой и развитой во всех отношениях личности, к которому стремится современное юное поколение.

Текст статьи
  1. Пономарев И.Е., Стриева Л.Ю., Самыгин С.И. Популяризация в российском обществе физической культуры и спорта как фактора формирования ценностных ориентаций молодежи / И.Е. Пономарев, Л.Ю. Стриева, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarizatsiya-v-rossiyskom-obschestve-fizicheskoy-kultury-i-sporta-kak-faktora-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-molodezhi?ysclid=lhx8wb1om0831892003
  2. Галкин В.В. Формы, методы и инструменты ведения рекламы и пропаганды в сфере физической культуры и спорта. [Электронный ресурс]. URL: https://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-management/forms-and-methods/?ysclid=lhx0ollcu9656714397
  3. Гаврилов Н.В. Средства популяризации физической культуры / Н.В. Гаврилов // Вестник науки и образования. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-populyarizatsii-fizicheskoy-kultury?ysclid=lhx0aa5h3f696404092
Список литературы