Физическая культура, являясь часть общей культуры общества, существенно влияет на все грани жизни человека: бытовые, образовательные, профессиональные и коммуникативные. Сегодня, в эпоху, ориентированную на потребительские ценности, в эпоху, когда здоровый образ жизни уже не является базовой потребностью молодежи, особенно остро встает вопрос о необходимости повышения социокультурной роли спорта, позволяющего укрепить и сохранить не только физическое, но и ментальное здоровье, а также способствующего формированию гармоничной духовно-социальной личности.
Популяризация массового спорта формирует ценностную систему, которая воспитывает веру в себя, свои силы и возможности, развивает трудолюбие, тренирует силу воли.
Пропаганда здоровой физической активности с целью убедительной демонстрации её приоритетного значения в процессе социализации, а также в профилактике различных явлений негативного характера (заболевания, курение, алкоголизм и наркомания и др.) должна быть адресно направлена на молодежь [1].
Одним из наиболее актуальных каналов рекламы спорта по-прежнему остаются печатные и электронные СМИ. Периодическая печать, конечно, имеет ряд недостатков [2]:
- она менее оперативна, чем иные СМИ;
- невозможны прямые репортажи с мест соревнований или стадионов;
- нельзя увидеть ход и динамику событий, детали и нюансы спортивных состязаний.
Однако газеты и журналы обладают и преимуществами. Во-первых, это аналитические обзоры, проведенные опытными специалистами (тренерами, комментаторами, спортсменами). Во-вторых, удобство использования (печатные СМИ можно читать практически везде – дома, на работе, в транспорте). Третьим их достоинством можно считать возможность собирать тематические подборки (актуально для поклонников определенного спортсмена или любителей статистики) [2].
Этими превосходствами активно пользуются PR-специалисты, публикующие в газетах и журналах («Спорт-Экспресс», «На улице», «Езда на велосипеде» и др.) материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни, правильное питание и активный двигательный режим, этические ценности спорта.
Отметим также, что важную роль в привлечении молодёжи к спорту сегодня играют книги о спортсменах, тренерах, системах физической подготовки (например, «Быстрее и легче. Моя автобиография» Усэйн Болт, «Безусловная правда» Майк Тайсон, «Пеле. Автобиография» Пеле), популяризирующие идею самодисциплины, способствующей достижению желаемых результатов.
Ведущим источником информации и развлечений выступает, конечно, телевидение, обеспечивающее зрителям одновременно два канала восприятия: зрительный и слуховой, что увеличивает усвоение материала в 2,5 раза, придавая самому процессу яркость и красочность. Ему же [телевидению], как максимально эффективному инструменту воздействия на большие группы людей (спортивные новости, трансляции спортивных мероприятий, просветительно-образовательные телепрограммы, спортивные телешоу и др.) принадлежит ведущая роль в пропаганде идеалов и ценностей физической культуры [2].
В настоящее время лидирующие позиции среди медиа-ресурсов спортивной отрасли России занимает канал «Матч! ТВ» – актуальный, современный, творческий – он ведет трансляции главных спортивных событий мира, разрабатывает развлекательные передачи и, разумеется, программы, посвященные здоровому образу жизни.
Значительное место как в просветительно-образовательных, так и в рекламных целях в сфере физической культуры занимают фильмы разных жанров (документальные, художественные, мультипликационные), посвященные спортивной тематике. Большой популярность у зрителей пользуется спортивная драма «Движение вверх», основанная на реальных событиях (в основе сюжета лежит история победы сборной СССР на сборной США в финальном матче мужского баскетбольного турнира ХХ летних олимпийских игр в Мюнхене). Интересна лента «Легенда №17», повествующая о знаменитом советском хоккеисте Валерии Харламове. Сложности спортивного пути нашли отражение в драматическом биографическом фильме «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее».
Действенным средством привлечения внимания к интересующей нас проблеме является и сеть Интернет, вобравшая в себя достоинства и телевидения, и печатных СМИ. Государственные и коммерческие структуры, общественные и физкультурно-спортивные организации, спортивные издания размещают в Интернете свои официальные сайты, порталы, web-страницы, на которых делятся различными нормативно-правовыми документами, информационными и просветительно-образовательными материалами физкультурно-спортивной направленности, распространяют сведения о спортивных товарах и услугах и т.п. [2].
В топ российских спортивных интернет-порталов сегодня входит championat.com («Чемпионат»), где можно найти календари игр, обзоры матчей, турнирные таблицы, интересные новости, фото и видео. Сайт регулярно публикует эксклюзивные материалы и широкие интервью.
Не менее популярен сервис Sports.ru, являющийся самой масштабной в России блоговой площадкой, участниками которой выступают известные спортсмены и журналисты.
Приведенными нами выше метолами и средствами популяризация молодёжного массового спорта не ограничивается. В ряду менее популярных пропагандистских подходов можно обозначить спортивные праздники, конкурсы различного уровня сложности, музеи спортивной славы, корпоративные олимпиады, присвоение спортивных разрядов и званий. Эффективность таких мероприятий во много определяется интересами целевой группы, половозрастным составом и психологическими установками участников.
Итак, подводя итоги нашим рассуждениям, мы можем сделать следующий вывод: главным инструментом популяризации массового молодёжного спорта сегодня являются средства массовой информации. Будучи разными по своей природе, они находят новые способы привлечения внимания широких слоев общества к вопросу здорового образа жизни и, получая поддержку государственных и коммерческих организаций, создают позитивный образ здоровой и развитой во всех отношениях личности, к которому стремится современное юное поколение.