Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Роль менеджмента в повышении эффективности управления в банке

Роль менеджмента в повышении эффективности управления в банке

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

банк
финансовый менеджмент
финансовые ресурсы
трудовой капитал
эффективность

Аннотация статьи

Банковский менеджмент – система управления кредитной организацией как коммерческим предприятием. Банк аккумулирует сбережения юридических и физических лиц. Поэтому, помимо задачи получения прибыли, не меньшее значение имеет обеспечение сохранности средств кредиторов. В банковском менеджменте принято выделять четыре составляющие: планирование, анализ, регулирование, контроль. Статья посвящена роли банковского менеджмента в повышении эффективности управления кредитной организацией.

Текст статьи

Менеджмент представляет собой науку о рациональных системах организации и управления. Развитые с промышленной точки зрения страны осознали важность менеджмента уже в 1930-х годах. Менеджмент кредитной организации представляет собой самостоятельный вид специализированной управленческой деятельности, сопряженный с достижением конкретных целевых ориентиров посредством рационального использования банковских и человеческих ресурсов и применения специфического рода принципов, функционала и методологии. Использование банковского менеджмента связано с преодолением проблематики банковского, финансового и социально-психологического характера, возникающей в процессе хозяйственной деятельности, и извлечением прибыли. Он обусловлен банковскими операциями в среде рыночного типа, когда результаты управленческой и банковской деятельности проходят оценку в ходе различных банковских мероприятий.

Банковский менеджмент представляет собой деятельность практического характера, связанную с непосредственным управлением процессами, посредством которых коммерческие банки выполняют свой функционал. В этом отношении он функционирует как система разработки контрольных действий над объектами управления, включая активные и пассивные операции, расчетно-кассовое обслуживание, выполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутренний аудит и контроль. Банки должны постоянно реагировать на изменяющиеся требования рынка, клиентов, небанковских финансовых институтов и усиливающуюся конкуренцию неценового характера. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности с целью разработки и продвижения на рынок банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, связанные с отсутствием должного взаимодействия между функциональными подразделениями банка, обмена информацией между ними и координации их усилий.

По мнению Ахмадеева М.Г. и Шакиров Д.Т., банковский менеджмент представляет собой комплексную систему управленческого воздействия, осуществляя которую организационные структуры соответствующего типа обеспечивают непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов для достижения преимуществ микро- и макроэкономического характера [1, с. 40]. На микроуровне банковский менеджмент связан с обеспечением устойчивости коммерческого банка, сохранностью и доходностью имеющихся у него и его клиентской базы ресурсов. Макроэкономические целевые ориентиры сопряжены с поддержанием национальной денежной единицы на стабильном уровне, активностью использования ресурсного потенциала в экономической системе.

Функционал банковского менеджмента может быть подразделен на две составные части – финансовый менеджмент (включая управление активами и пассивами, банковской ликвидностью, собственным и заемным капиталом, банковскими рисками, кредитным портфелем, а также организацию внутрибанковского контроля) и управление трудовым коллективом (включая выполнение административных функций по отношению к системам организации и оплаты труда, организацию формирования трудового коллектива и системы его подготовки) [3].

Основным направлением финансового менеджмента для обеспечения операционной эффективности кредитных организаций является применение финансовых средств с целью увеличения доходной и сокращения расходной составляющей, а также построение эффективно функционирующих финансовых взаимоотношений между кредитными организациями и их контрагентами посредством качественной работы финансовых механизмов, обеспечивающих эффективную схему управления финансами банка, которая реализуется в формате стратегии управления балансом банка и управления финансовыми потоками. С целью повышения эффективности процесса управления финансовыми ресурсами кредитной организации необходимо следующее:

  • во-первых, банкам важно выстроить оценку управления активным комплексом и располагаемыми пассивами посредством расчета коэффициентов. Произвести оценку активов и пассивов баланса возможно посредством расчета коэффициентов. В ходе экспертной оценки баланса могут быть получены отклонения как в сторону сокращения минимально допустимых значений, так и в сторону их увеличения. При возникновении первого случая коммерческий банк обязан в рамках одного месяца довести показатель до уровня нормативного значения. С другой стороны, для коммерческих банков, как и для других предприятий, базой ликвидности является обеспечение прибыльности производственной деятельности (выполняемых операций). В этой связи, если фактически достигнутое значение ключевых нормативов ликвидности в значительной мере превышает определенный минимум допустимого значения, деятельность такой кредитной организации может быть оценена негативно, что побуждает к одновременному проведению анализа ликвидности баланса с анализом прибыльности банка.
  • во-вторых, банки должны определить свои потребности в ликвидности, по крайней мере, на краткосрочную перспективу. Как уже упоминалось, для прогнозирования отмеченной потребности могут быть использованы 2 метода. Первый – анализ кредитных потребностей и ожидаемых уровней депозитов каждого крупного клиента. Другой – прогнозирование объемов кредитования и депозитов. Для того чтобы решить данную задачу, необходимо использовать предварительное изучение экономической и финансовой ситуации на местном рынке, клиентской базы, возможностей выхода на новые рынки и вероятного развития банковских услуг, таких как новые виды открытия счетов, трастовые, лизинговые и факторинговые операции. Помимо региональных факторов, следует учитывать и национальные факторы.
  • в-третьих, поддержание ликвидности на необходимом уровне, осуществляемое посредством определенной политики банка по отношению к пассивным и активным операциям, учитывающей конкретные условия финансового рынка и особенности проводимых операций. Другими словами, банки должны разрабатывать разумную политику управления своими банковскими ресурсами.

Совокупность мероприятий, связанных с совершенствованием управления финансовыми ресурсами банка, включает в себя:

  1. Осуществлять внутреннюю проверку бухгалтерской документации и финансовой отчетности на ежемесячной основе в случае получения недостоверного информационного массива, связанного с аккумуляцией и использованием финансовых ресурсов.
  2. Использовать международный формат финансового анализа банковской деятельности в случае, если используемый формат устарел.
  3. Произвести разработку эффективно функционирующей политики, позволяющей настроить управление активными и пассивными операциями, в случае сокращения ликвидности баланса компании.
  4. Для того, чтобы производить проверку с достижением максимально возможного эффекта, необходимо назначение комиссии, состоящей из представителей Центрального банка, аудиторской компании, принципиальным образом из другого региона.

При этом банкам необходимо иметь в виду следующие аспекты управления активами [4, с. 39-40]:

  • необходимость повышения эффективности управления денежными средствами, т.е. планирования притоков и оттоков денежных средств и разработки графиков платежей;
  • ориентация на повышение доходности операций в целом и отдельных операций рентабельность операций в целом и отдельных операций в частности;
  • внедрение в практику методов управления резервными позициями.

Работа по улучшению организации труда в кредитной организации сопряжена с достижением следующих целевых ориентиров:

  • устранение непродуктивной работы;
  • стандартизация процессов и повышение их эффективности;
  • сокращение количества ошибочно выполняемых операций;
  • сокращение времени, затрачиваемого на исполнение процессов;
  • повышение уровня производительности труда.

Для того чтобы исполнить указанный набор задач необходимо:

  • провести глубокий анализ всего поступающего массива работы, входящих ошибок и незавершенного производства для целей дальнейшей оптимизации;
  • оптимизировать производственный процесс;
  • установить поток обработки документов, включающий минимальные действия, которые не добавляют ценности для клиента;
  • разработать и внедрить стандартный набор операционных процедур, чтобы устранить вариативность процесса;
  • сократить существующие излишки;
  • произвести сокращение объемов входящего брака и переделки;
  • произвести равномерное распределение рабочей нагрузку сотрудников на основе расчетных данных [2].

На основании работы Долженко Р.А. и Илюшникова К.К. приведем пример оптимизированных процессов для отдельно взятых банковских подразделений – например:

  • процесс кредитования физических лиц, сопряженный с выдачей кредита и его сопровождением – (осуществляется подразделением кредитования и обслуживания физических лиц) – может быть улучшен посредством перераспределения функционала, выполняемого трудовым коллективом, устранения операций-дубликатов, стандартизации выполняемой работы, внедрения инструментария, позволяющего осуществлять контроль качества между этапами процесса;
  • финансово-технический мониторинг устройств самообслуживания – (осуществляется подразделением, ответственным за процессы кредитования и обслуживания физических лиц) – может быть улучшен посредством доработки модели, опирающейся на инструментарий математики, позволяющей выстраивать прогноз загрузки устройств самообслуживания, автоматизации мониторингового процесса, внедрения системы, информирующей дополнительные офисы касательно временного периода заезда технической поддержки, доработки формата применяемых заявок.

Таким образом, банковский менеджмент обладает значительной ролью в повышении эффективности управления коммерческим банком, и от того, насколько эффективно он будет осуществлен, каким образом будет подобран используемый инструментарий и продумана методология, зависит достигаемый эффект от управления.

Список литературы

  1. Ахмадеев М.Г., Шакиров Д.Т. Экономическая безопасность в банковском секторе // Актуальные проблемы экономики и права. – 2011. – № 2. – С. 39-45.
  2. Долженко Р.А., Илюшников К.К. Возможности совершенствования организации труда персонала за счет оптимизации трудовых процессов в банке / Р.А. Долженко, К.К. Илюшников // Управленец. – 2014. – № 1/47/ – С. 41-45.
  3. Курилова А.А., Городничева М.А. Банковский менеджмент, его понятия и элементы / А.А. Курилова, М.А. Городничева – [Электронный источник]: https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskiy-menedzhment-ego-ponyatie-i-elementy
  4. Ушанов А.Е. Оптимизация кредитного процесса в условиях вызовов // Финансы и кредит. – 2015. – № 21. – С. 37-43.

Поделиться

545

Бакиева У. Д. Роль менеджмента в повышении эффективности управления в банке // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 6-9. URL: https://apni.ru/article/6283-rol-menedzhmenta-v-povishenii-effektivnosti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа