Одной из существенных психологических характеристик учащихся, определяющих в значительной степени специфические особенности и успешность обучения, является их умственное развитие. Поэтому в настоящее время школа видит свою задачу не только в обучении основам наук, но и в умственном развитии учащихся. Школьное образование определяют будущее общества и экономики страны, поэтому важно обеспечивать наилучшие условия и возможности для учеников достижения успеха в учебе и профессиональной жизни.
Диагностика умственного развития позволяет определить уровень умственной развитости учащихся и выявить индивидуальные особенности, что позволяет создавать индивидуальные программы обучения, адаптированные к возможностям и потребностям каждого ученика. Кроме того, диагностика умственного развития является основой для проведения психологической коррекции профессиональных и социальных проблем у учащихся, а также для выработки рекомендаций по созданию индивидуальной образовательной траектории и выбора дальнейшей профессии [3].
Исследование умственного развития учащихся является актуальным, так как знание об этом процессе может помочь учителям лучше понимать учебные потребности своих учеников и сделать учебный процесс более эффективным и объективным. Изучение умственного развития может помочь определить причины трудностей в обучении и разработать подходы к их преодолению. Это особенно важно при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Исследование умственного развития также может предложить новые методы и подходы к обучению, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого ученика.
Изучение умственного развития было предметом исследования многих знаменитых авторов в различных областях науки. Ниже представлены несколько крупных исследователей и их вклад в изучение этой темы [4]:
- Жан Пиаже – швейцарский психолог, создатель генетической психологии. Он наиболее известен своей теорией стадий когнитивного развития, которая изучает развитие умственных и познавательных способностей у детей.
- Лев Выготский – российский психолог, создатель культурно-исторической теории развития психики. Он считал, что развитие человека зависит от того, какой опыт он приобретает в окружающей среде, и относительное развитие каждой функции зависит от уровня развития других функций и систем.
- Брунер Джером – американский психолог и пионер в области когнитивного развития детей. Он предложил культурно-исторический подход к изучению развития людей, включая среду, в которой они живут, а также социальные и культурные аспекты.
- Эрик Эриксон – американский психоаналитик. Он выделил в своих трудах восемь стадий развития личности, которые следуют одна за другой, и каждая из которых имеет свои особенности и задачи.
- Альфред Бине – французский психолог, который изучал умственные способности детей и разработал тесты для измерения интеллекта. Он считал, что интеллектуальные способности могут быть измерены и классифицированы, чтобы помогать в образовании и подготовке детей.
Эти и многие другие авторы сделали огромный вклад в изучение умственного развития, и их теории до сих пор используются и обсуждаются учеными во всем мире.
Понятие умственного развития разных авторов может различаться в зависимости от подхода и методологии исследования.
Например, Жан Пиаже, считал умственное развитие процессом формирования логических стадий у детей, начиная с преоперационной стадии (от 2 до 7 лет) и заканчивая стадией формальных операций (от 11 лет и старше) [6].
Лев Семёнович Выготский, считал, что умственное развитие зависит от социальной причинности, а именно - от роли общения и культурных факторов. Он развил теорию зоны ближайшего развития, согласно которой дети могут достигать более высокого уровня умственного развития благодаря помощи взрослых и опыту социального взаимодействия [2].
Джин Пинкет, отличается от предыдущих авторов пониманием умственного развития в контексте исследования мозговых процессов. Согласно ее концепции «пластичности мозга», умственное развитие зависит от постоянного формирования новых нейронных связей в ответ на новые опыты и стимулы [7].
Таким образом, умственное развитие в психологии и педагогике – это процесс, который связан с улучшением когнитивных функций, а именно таких показателей как: восприятие, внимание, память, мышление, речь и творческие способности.
Многие психологи в поисках конкретных показателей умственного развития обращаются к анализу умственной деятельности учащихся, осуществляемой в процессе школьного обучения, к характеристике целостной учебной деятельности.
Показатели умственного развития включают различные аспекты когнитивной функции человека [8]:
- Интеллектуальный уровень – это способность человека к мыслительной деятельности, оценке и решению сложных задач.
- Память – это способность человека запоминать и сохранять информацию.
- Внимание – это способность человека концентрироваться на задаче и игнорировать отвлечения.
- Речь – это способность человека использовать язык для передачи мыслей.
- Мышление – это способность человека строить логические связи между мыслями и делать выводы.
- Сенсорный опыт – это способность человека воспринимать окружающий мир через зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
- Креативность – это способность человека создавать новые и оригинальные идеи и находить нестандартные решения.
- Психомоторика – это способность человека контролировать свои движения и координировать их с задачей, которую нужно выполнить.
- Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать свои и чужие чувства и эмоции, управлять ими и адаптироваться к социальным ситуациям.
Все эти показатели взаимосвязаны и вместе определяют уровень умственного развития человека.
Диагностика показателей умственного развития учащихся заключается в изучении их когнитивных способностей, интеллектуальных возможностей и способности к решению задач [2].
Для диагностики показателей умственного развития используются специализированные тесты, включающие задания на логическое мышление, абстрактное мышление, способность к решению проблем и творческие способности [1]. Также применяются тесты на оценку памяти, внимания, восприятия и реакционной способности.
Наиболее распространены:
- Тест Векслера (или Шкала Векслера), который является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития.
- Школьный тест умственного развития (ШТУР) предназначен для диагностики умственного развития подростков – учащихся 6-8 классов.
- Тест структуры интеллекта Амтхауэра, предназначен для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики.
- Тест умственного развития АСТУР, предназначен для диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов.
- Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) предназначен для детей 9-12 лет – учащихся 5-7 классов с целью диагностики умственного развития.
- Тест Равена предназначен для оценки уровня IQ, коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления.
Оценка показателей умственного развития учащихся может помочь педагогу определить индивидуальные потребности каждого ученика и адаптировать методику обучения. Например, если ученик имеет особенности развития в области логического мышления, то педагог сможет предоставить ему дополнительные задания и материалы по этой теме.
Однако при оценке показателей умственного развития учащихся необходимо учитывать, что тестирование может быть ограничено предельным уровнем знаний и опыта, а также возможными проблемами восприятия и концентрации внимания. Поэтому результаты тестов должны рассматриваться в контексте общего развития ученика и других данных об его умственном состоянии. Лучше всего использовать разные методы диагностики, чтобы получить более полное и объективное представление об уровне умственного развития ребенка [3].
Таким образом, диагностика умственного развития учащихся является важным инструментом для определения наиболее подходящих стратегий обучения и развития их интеллектуальных способностей. Для достижения наилучших результатов следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и подбирать методики, которые наилучшим образом подходят для их усвоения информации и развития способностей. Отслеживание динамики умственного развития также является важным для определения прогресса в курсе обучения и вовлечения учащихся в учебный процесс.