Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Диагностика умственного развития учащихся

Диагностика умственного развития учащихся

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

умственное развитие
способность человека
умственное развитие учащихся
логическое мышление
учебный процесс
диагностика показателей

Аннотация статьи

В статье рассмотрено понятие умственное развитие с точки зрений разных авторов. Выявлены показатели умственного развития, такие как: интеллектуальный уровень; память; внимание; речь; мышление; сенсорный опыт; креативность; психомоторика и эмоциональный интеллект. Раскрыты особенности диагностики показателей умственного развития, а также определены и сгруппированы методы диагностики уровня умственного развития.

Текст статьи

Одной из существенных психологических характеристик учащихся, определяющих в значительной степени специфические особенности и успешность обучения, является их умственное развитие. Поэтому в настоящее время школа видит свою задачу не только в обучении основам наук, но и в умственном развитии учащихся. Школьное образование определяют будущее общества и экономики страны, поэтому важно обеспечивать наилучшие условия и возможности для учеников достижения успеха в учебе и профессиональной жизни.

Диагностика умственного развития позволяет определить уровень умственной развитости учащихся и выявить индивидуальные особенности, что позволяет создавать индивидуальные программы обучения, адаптированные к возможностям и потребностям каждого ученика. Кроме того, диагностика умственного развития является основой для проведения психологической коррекции профессиональных и социальных проблем у учащихся, а также для выработки рекомендаций по созданию индивидуальной образовательной траектории и выбора дальнейшей профессии [3].

Исследование умственного развития учащихся является актуальным, так как знание об этом процессе может помочь учителям лучше понимать учебные потребности своих учеников и сделать учебный процесс более эффективным и объективным. Изучение умственного развития может помочь определить причины трудностей в обучении и разработать подходы к их преодолению. Это особенно важно при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Исследование умственного развития также может предложить новые методы и подходы к обучению, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого ученика.

Изучение умственного развития было предметом исследования многих знаменитых авторов в различных областях науки. Ниже представлены несколько крупных исследователей и их вклад в изучение этой темы [4]:

  1. Жан Пиаже – швейцарский психолог, создатель генетической психологии. Он наиболее известен своей теорией стадий когнитивного развития, которая изучает развитие умственных и познавательных способностей у детей.
  2. Лев Выготский – российский психолог, создатель культурно-исторической теории развития психики. Он считал, что развитие человека зависит от того, какой опыт он приобретает в окружающей среде, и относительное развитие каждой функции зависит от уровня развития других функций и систем.
  3. Брунер Джером – американский психолог и пионер в области когнитивного развития детей. Он предложил культурно-исторический подход к изучению развития людей, включая среду, в которой они живут, а также социальные и культурные аспекты.
  4. Эрик Эриксон – американский психоаналитик. Он выделил в своих трудах восемь стадий развития личности, которые следуют одна за другой, и каждая из которых имеет свои особенности и задачи.
  5. Альфред Бине – французский психолог, который изучал умственные способности детей и разработал тесты для измерения интеллекта. Он считал, что интеллектуальные способности могут быть измерены и классифицированы, чтобы помогать в образовании и подготовке детей.

Эти и многие другие авторы сделали огромный вклад в изучение умственного развития, и их теории до сих пор используются и обсуждаются учеными во всем мире.

Понятие умственного развития разных авторов может различаться в зависимости от подхода и методологии исследования.

Например, Жан Пиаже, считал умственное развитие процессом формирования логических стадий у детей, начиная с преоперационной стадии (от 2 до 7 лет) и заканчивая стадией формальных операций (от 11 лет и старше) [6].

Лев Семёнович Выготский, считал, что умственное развитие зависит от социальной причинности, а именно - от роли общения и культурных факторов. Он развил теорию зоны ближайшего развития, согласно которой дети могут достигать более высокого уровня умственного развития благодаря помощи взрослых и опыту социального взаимодействия [2].

Джин Пинкет, отличается от предыдущих авторов пониманием умственного развития в контексте исследования мозговых процессов. Согласно ее концепции «пластичности мозга», умственное развитие зависит от постоянного формирования новых нейронных связей в ответ на новые опыты и стимулы [7].

Таким образом, умственное развитие в психологии и педагогике – это процесс, который связан с улучшением когнитивных функций, а именно таких показателей как: восприятие, внимание, память, мышление, речь и творческие способности.

Многие психологи в поисках конкретных показателей умственного развития обращаются к анализу умственной деятельности учащихся, осуществляемой в процессе школьного обучения, к характеристике целостной учебной деятельности.

Показатели умственного развития включают различные аспекты когнитивной функции человека [8]:

  • Интеллектуальный уровень – это способность человека к мыслительной деятельности, оценке и решению сложных задач.
  • Память – это способность человека запоминать и сохранять информацию.
  • Внимание – это способность человека концентрироваться на задаче и игнорировать отвлечения.
  • Речь – это способность человека использовать язык для передачи мыслей.
  • Мышление – это способность человека строить логические связи между мыслями и делать выводы.
  • Сенсорный опыт – это способность человека воспринимать окружающий мир через зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
  • Креативность – это способность человека создавать новые и оригинальные идеи и находить нестандартные решения.
  • Психомоторика – это способность человека контролировать свои движения и координировать их с задачей, которую нужно выполнить.
  • Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать свои и чужие чувства и эмоции, управлять ими и адаптироваться к социальным ситуациям.

Все эти показатели взаимосвязаны и вместе определяют уровень умственного развития человека.

Диагностика показателей умственного развития учащихся заключается в изучении их когнитивных способностей, интеллектуальных возможностей и способности к решению задач [2].

Для диагностики показателей умственного развития используются специализированные тесты, включающие задания на логическое мышление, абстрактное мышление, способность к решению проблем и творческие способности [1]. Также применяются тесты на оценку памяти, внимания, восприятия и реакционной способности.

Наиболее распространены:

  • Тест Векслера (или Шкала Векслера), который является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития.
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР) предназначен для диагностики умственного развития подростков – учащихся 6-8 классов.
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра, предназначен для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики.
  • Тест умственного развития АСТУР, предназначен для диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов.
  • Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) предназначен для детей 9-12 лет – учащихся 5-7 классов с целью диагностики умственного развития.
  • Тест Равена предназначен для оценки уровня IQ, коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления.

Оценка показателей умственного развития учащихся может помочь педагогу определить индивидуальные потребности каждого ученика и адаптировать методику обучения. Например, если ученик имеет особенности развития в области логического мышления, то педагог сможет предоставить ему дополнительные задания и материалы по этой теме.

Однако при оценке показателей умственного развития учащихся необходимо учитывать, что тестирование может быть ограничено предельным уровнем знаний и опыта, а также возможными проблемами восприятия и концентрации внимания. Поэтому результаты тестов должны рассматриваться в контексте общего развития ученика и других данных об его умственном состоянии. Лучше всего использовать разные методы диагностики, чтобы получить более полное и объективное представление об уровне умственного развития ребенка [3].

Таким образом, диагностика умственного развития учащихся является важным инструментом для определения наиболее подходящих стратегий обучения и развития их интеллектуальных способностей. Для достижения наилучших результатов следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и подбирать методики, которые наилучшим образом подходят для их усвоения информации и развития способностей. Отслеживание динамики умственного развития также является важным для определения прогресса в курсе обучения и вовлечения учащихся в учебный процесс.

Список литературы

  1. Бельская, З. В. Тесты интеллекта в диагностической практике психолога / З. В. Бельская. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 77-80.
  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 160 с.
  3. Емельянова, Н. П. Решение проблем в развитии умственных способностей детей / Н. П. Емельянова, И. В. Бурцева, Т. В. Помельникова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 3(10). – С. 64-67.
  4. Коптева, В. К. Связь умственных способностей с обучаемостью младших школьников / В. К. Коптева, Т. Н. Кочеткова // Modern Science. – 2020. – № 4-2. – С. 239-242.
  5. Одинцова, О. В. Психодиагностика: Учебник / О. В. Одинцова. – М.: Academia, 2018. – 352 c.
  6. Психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. Белоусовой А. К., Юматовой И. И. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 256 c.
  7. Сыромятников, И. В. Психодиагностика: Учебное пособие / И. В. Сыромятников. – М.: Альянс, 2016. – 640 c.
  8. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 2011. – 440 с.

Поделиться

3817

Биджанова Д. К., Халифаева О. А. Диагностика умственного развития учащихся // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.II.С. 78-81. URL: https://apni.ru/article/6288-diagnostika-umstvennogo-razvitiya-uchashchikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января