Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Диагностика умственного развития учащихся

Диагностика умственного развития учащихся

Научный руководитель

Халифаева Ольга Алексеевна

Рубрика

Психология

Ключевые слова

умственное развитие
способность человека
умственное развитие учащихся
логическое мышление
учебный процесс
диагностика показателей

Аннотация статьи

В статье рассмотрено понятие умственное развитие с точки зрений разных авторов. Выявлены показатели умственного развития, такие как: интеллектуальный уровень; память; внимание; речь; мышление; сенсорный опыт; креативность; психомоторика и эмоциональный интеллект. Раскрыты особенности диагностики показателей умственного развития, а также определены и сгруппированы методы диагностики уровня умственного развития.

Текст статьи

Одной из существенных психологических характеристик учащихся, определяющих в значительной степени специфические особенности и успешность обучения, является их умственное развитие. Поэтому в настоящее время школа видит свою задачу не только в обучении основам наук, но и в умственном развитии учащихся. Школьное образование определяют будущее общества и экономики страны, поэтому важно обеспечивать наилучшие условия и возможности для учеников достижения успеха в учебе и профессиональной жизни.

Диагностика умственного развития позволяет определить уровень умственной развитости учащихся и выявить индивидуальные особенности, что позволяет создавать индивидуальные программы обучения, адаптированные к возможностям и потребностям каждого ученика. Кроме того, диагностика умственного развития является основой для проведения психологической коррекции профессиональных и социальных проблем у учащихся, а также для выработки рекомендаций по созданию индивидуальной образовательной траектории и выбора дальнейшей профессии [3].

Исследование умственного развития учащихся является актуальным, так как знание об этом процессе может помочь учителям лучше понимать учебные потребности своих учеников и сделать учебный процесс более эффективным и объективным. Изучение умственного развития может помочь определить причины трудностей в обучении и разработать подходы к их преодолению. Это особенно важно при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Исследование умственного развития также может предложить новые методы и подходы к обучению, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого ученика.

Изучение умственного развития было предметом исследования многих знаменитых авторов в различных областях науки. Ниже представлены несколько крупных исследователей и их вклад в изучение этой темы [4]:

  1. Жан Пиаже – швейцарский психолог, создатель генетической психологии. Он наиболее известен своей теорией стадий когнитивного развития, которая изучает развитие умственных и познавательных способностей у детей.
  2. Лев Выготский – российский психолог, создатель культурно-исторической теории развития психики. Он считал, что развитие человека зависит от того, какой опыт он приобретает в окружающей среде, и относительное развитие каждой функции зависит от уровня развития других функций и систем.
  3. Брунер Джером – американский психолог и пионер в области когнитивного развития детей. Он предложил культурно-исторический подход к изучению развития людей, включая среду, в которой они живут, а также социальные и культурные аспекты.
  4. Эрик Эриксон – американский психоаналитик. Он выделил в своих трудах восемь стадий развития личности, которые следуют одна за другой, и каждая из которых имеет свои особенности и задачи.
  5. Альфред Бине – французский психолог, который изучал умственные способности детей и разработал тесты для измерения интеллекта. Он считал, что интеллектуальные способности могут быть измерены и классифицированы, чтобы помогать в образовании и подготовке детей.

Эти и многие другие авторы сделали огромный вклад в изучение умственного развития, и их теории до сих пор используются и обсуждаются учеными во всем мире.

Понятие умственного развития разных авторов может различаться в зависимости от подхода и методологии исследования.

Например, Жан Пиаже, считал умственное развитие процессом формирования логических стадий у детей, начиная с преоперационной стадии (от 2 до 7 лет) и заканчивая стадией формальных операций (от 11 лет и старше) [6].

Лев Семёнович Выготский, считал, что умственное развитие зависит от социальной причинности, а именно - от роли общения и культурных факторов. Он развил теорию зоны ближайшего развития, согласно которой дети могут достигать более высокого уровня умственного развития благодаря помощи взрослых и опыту социального взаимодействия [2].

Джин Пинкет, отличается от предыдущих авторов пониманием умственного развития в контексте исследования мозговых процессов. Согласно ее концепции «пластичности мозга», умственное развитие зависит от постоянного формирования новых нейронных связей в ответ на новые опыты и стимулы [7].

Таким образом, умственное развитие в психологии и педагогике – это процесс, который связан с улучшением когнитивных функций, а именно таких показателей как: восприятие, внимание, память, мышление, речь и творческие способности.

Многие психологи в поисках конкретных показателей умственного развития обращаются к анализу умственной деятельности учащихся, осуществляемой в процессе школьного обучения, к характеристике целостной учебной деятельности.

Показатели умственного развития включают различные аспекты когнитивной функции человека [8]:

  • Интеллектуальный уровень – это способность человека к мыслительной деятельности, оценке и решению сложных задач.
  • Память – это способность человека запоминать и сохранять информацию.
  • Внимание – это способность человека концентрироваться на задаче и игнорировать отвлечения.
  • Речь – это способность человека использовать язык для передачи мыслей.
  • Мышление – это способность человека строить логические связи между мыслями и делать выводы.
  • Сенсорный опыт – это способность человека воспринимать окружающий мир через зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
  • Креативность – это способность человека создавать новые и оригинальные идеи и находить нестандартные решения.
  • Психомоторика – это способность человека контролировать свои движения и координировать их с задачей, которую нужно выполнить.
  • Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать свои и чужие чувства и эмоции, управлять ими и адаптироваться к социальным ситуациям.

Все эти показатели взаимосвязаны и вместе определяют уровень умственного развития человека.

Диагностика показателей умственного развития учащихся заключается в изучении их когнитивных способностей, интеллектуальных возможностей и способности к решению задач [2].

Для диагностики показателей умственного развития используются специализированные тесты, включающие задания на логическое мышление, абстрактное мышление, способность к решению проблем и творческие способности [1]. Также применяются тесты на оценку памяти, внимания, восприятия и реакционной способности.

Наиболее распространены:

  • Тест Векслера (или Шкала Векслера), который является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития.
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР) предназначен для диагностики умственного развития подростков – учащихся 6-8 классов.
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра, предназначен для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики.
  • Тест умственного развития АСТУР, предназначен для диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов.
  • Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) предназначен для детей 9-12 лет – учащихся 5-7 классов с целью диагностики умственного развития.
  • Тест Равена предназначен для оценки уровня IQ, коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления.

Оценка показателей умственного развития учащихся может помочь педагогу определить индивидуальные потребности каждого ученика и адаптировать методику обучения. Например, если ученик имеет особенности развития в области логического мышления, то педагог сможет предоставить ему дополнительные задания и материалы по этой теме.

Однако при оценке показателей умственного развития учащихся необходимо учитывать, что тестирование может быть ограничено предельным уровнем знаний и опыта, а также возможными проблемами восприятия и концентрации внимания. Поэтому результаты тестов должны рассматриваться в контексте общего развития ученика и других данных об его умственном состоянии. Лучше всего использовать разные методы диагностики, чтобы получить более полное и объективное представление об уровне умственного развития ребенка [3].

Таким образом, диагностика умственного развития учащихся является важным инструментом для определения наиболее подходящих стратегий обучения и развития их интеллектуальных способностей. Для достижения наилучших результатов следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и подбирать методики, которые наилучшим образом подходят для их усвоения информации и развития способностей. Отслеживание динамики умственного развития также является важным для определения прогресса в курсе обучения и вовлечения учащихся в учебный процесс.

Список литературы

  1. Бельская, З. В. Тесты интеллекта в диагностической практике психолога / З. В. Бельская. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 77-80.
  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 160 с.
  3. Емельянова, Н. П. Решение проблем в развитии умственных способностей детей / Н. П. Емельянова, И. В. Бурцева, Т. В. Помельникова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 3(10). – С. 64-67.
  4. Коптева, В. К. Связь умственных способностей с обучаемостью младших школьников / В. К. Коптева, Т. Н. Кочеткова // Modern Science. – 2020. – № 4-2. – С. 239-242.
  5. Одинцова, О. В. Психодиагностика: Учебник / О. В. Одинцова. – М.: Academia, 2018. – 352 c.
  6. Психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. Белоусовой А. К., Юматовой И. И. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 256 c.
  7. Сыромятников, И. В. Психодиагностика: Учебное пособие / И. В. Сыромятников. – М.: Альянс, 2016. – 640 c.
  8. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 2011. – 440 с.

Поделиться

3507

Биджанова Д. К., Халифаева О. А. Диагностика умственного развития учащихся // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.II.С. 78-81. URL: https://apni.ru/article/6288-diagnostika-umstvennogo-razvitiya-uchashchikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря