Автор(-ы):
Биджанова Диана Камильевна
Халифаева Ольга Алексеевна
22 мая 2023
Научный руководитель
Халифаева Ольга Алексеевна
Секция
Психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассмотрено понятие умственное развитие с точки зрений разных авторов. Выявлены показатели умственного развития, такие как: интеллектуальный уровень; память; внимание; речь; мышление; сенсорный опыт; креативность; психомоторика и эмоциональный интеллект. Раскрыты особенности диагностики показателей умственного развития, а также определены и сгруппированы методы диагностики уровня умственного развития.
Текст статьи
Одной из существенных психологических характеристик учащихся, определяющих в значительной степени специфические особенности и успешность обучения, является их умственное развитие. Поэтому в настоящее время школа видит свою задачу не только в обучении основам наук, но и в умственном развитии учащихся. Школьное образование определяют будущее общества и экономики страны, поэтому важно обеспечивать наилучшие условия и возможности для учеников достижения успеха в учебе и профессиональной жизни.
Диагностика умственного развития позволяет определить уровень умственной развитости учащихся и выявить индивидуальные особенности, что позволяет создавать индивидуальные программы обучения, адаптированные к возможностям и потребностям каждого ученика. Кроме того, диагностика умственного развития является основой для проведения психологической коррекции профессиональных и социальных проблем у учащихся, а также для выработки рекомендаций по созданию индивидуальной образовательной траектории и выбора дальнейшей профессии [3].
Исследование умственного развития учащихся является актуальным, так как знание об этом процессе может помочь учителям лучше понимать учебные потребности своих учеников и сделать учебный процесс более эффективным и объективным. Изучение умственного развития может помочь определить причины трудностей в обучении и разработать подходы к их преодолению. Это особенно важно при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Исследование умственного развития также может предложить новые методы и подходы к обучению, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого ученика.
Изучение умственного развития было предметом исследования многих знаменитых авторов в различных областях науки. Ниже представлены несколько крупных исследователей и их вклад в изучение этой темы [4]:
Эти и многие другие авторы сделали огромный вклад в изучение умственного развития, и их теории до сих пор используются и обсуждаются учеными во всем мире.
Понятие умственного развития разных авторов может различаться в зависимости от подхода и методологии исследования.
Например, Жан Пиаже, считал умственное развитие процессом формирования логических стадий у детей, начиная с преоперационной стадии (от 2 до 7 лет) и заканчивая стадией формальных операций (от 11 лет и старше) [6].
Лев Семёнович Выготский, считал, что умственное развитие зависит от социальной причинности, а именно - от роли общения и культурных факторов. Он развил теорию зоны ближайшего развития, согласно которой дети могут достигать более высокого уровня умственного развития благодаря помощи взрослых и опыту социального взаимодействия [2].
Джин Пинкет, отличается от предыдущих авторов пониманием умственного развития в контексте исследования мозговых процессов. Согласно ее концепции «пластичности мозга», умственное развитие зависит от постоянного формирования новых нейронных связей в ответ на новые опыты и стимулы [7].
Таким образом, умственное развитие в психологии и педагогике – это процесс, который связан с улучшением когнитивных функций, а именно таких показателей как: восприятие, внимание, память, мышление, речь и творческие способности.
Многие психологи в поисках конкретных показателей умственного развития обращаются к анализу умственной деятельности учащихся, осуществляемой в процессе школьного обучения, к характеристике целостной учебной деятельности.
Показатели умственного развития включают различные аспекты когнитивной функции человека [8]:
Все эти показатели взаимосвязаны и вместе определяют уровень умственного развития человека.
Диагностика показателей умственного развития учащихся заключается в изучении их когнитивных способностей, интеллектуальных возможностей и способности к решению задач [2].
Для диагностики показателей умственного развития используются специализированные тесты, включающие задания на логическое мышление, абстрактное мышление, способность к решению проблем и творческие способности [1]. Также применяются тесты на оценку памяти, внимания, восприятия и реакционной способности.
Наиболее распространены:
Оценка показателей умственного развития учащихся может помочь педагогу определить индивидуальные потребности каждого ученика и адаптировать методику обучения. Например, если ученик имеет особенности развития в области логического мышления, то педагог сможет предоставить ему дополнительные задания и материалы по этой теме.
Однако при оценке показателей умственного развития учащихся необходимо учитывать, что тестирование может быть ограничено предельным уровнем знаний и опыта, а также возможными проблемами восприятия и концентрации внимания. Поэтому результаты тестов должны рассматриваться в контексте общего развития ученика и других данных об его умственном состоянии. Лучше всего использовать разные методы диагностики, чтобы получить более полное и объективное представление об уровне умственного развития ребенка [3].
Таким образом, диагностика умственного развития учащихся является важным инструментом для определения наиболее подходящих стратегий обучения и развития их интеллектуальных способностей. Для достижения наилучших результатов следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и подбирать методики, которые наилучшим образом подходят для их усвоения информации и развития способностей. Отслеживание динамики умственного развития также является важным для определения прогресса в курсе обучения и вовлечения учащихся в учебный процесс.
Список литературы
Поделиться
Биджанова Д. К., Халифаева О. А. Диагностика умственного развития учащихся // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.II.С. 78-81. URL: https://apni.ru/article/6288-diagnostika-umstvennogo-razvitiya-uchashchikh