Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Совершенствование системы сетевого взаимодействия субъектов профилактики детског...

Совершенствование системы сетевого взаимодействия субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию инновационных технологий дошкольного образования

Автор(-ы):

Глушкова Татьяна Владимировна

Овсянникова Елена Михайловна

23 мая 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

здоровье
профилактика
безопасность
инновационные технологии

Аннотация статьи

В статье рассматривается система сетевого взаимодействия субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством реализации инновационных технологий дошкольного образования.

Текст статьи

Мы живём сегодня с вами в век скоростей и инноваций. Все вокруг спешат, торопятся. Одна секунда... Много это или мало? Для пешехода 1 секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – это вещь серьёзная. Никого не останавливают равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Все педагоги и родители, всегда ищут ответ «Как же обезопасить ребенка на дороге?». Главной задачей в детских садах является сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Приоритетной проблемой общества является обеспечение безопасности детей на дорогах. Свидетельством этого являются разработанные дорожные карты, целевые программы, принятые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [5].

Когда дети попадают в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться, взрослые, должны сформировать у дошкольников умение адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения на улице, на дороге, развивать ответственность и самостоятельность. При этом важно как можно раньше научить юных пешеходов правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения необходимо с дошкольного возраста, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Большую роль в решении данной проблемы имеет организация работы в образовательной организации по предупреждению ДТП.

На территории наших муниципалитетов давно сложилась и действует система профилактической и разъяснительной работы по вопросам детского дорожно-транспортного травматизма, которая находится под постоянным контролем администрации районов, а координирующая роль отводится управлению образования района. Работа, проводимая в данном направлении, многогранна и предусматривает взаимодействие органов местного самоуправления, Управления образования с дошкольными учреждениями, отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также родителей, управления культуры и учреждений дополнительного образования.

Ежегодно вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма освещаются на совещаниях руководителе и управления образования, так же проводятся межведомственные заседания по данному направлению, где принимаются управленческие решения.

Одним из основополагающих правовых документов, используемых всеми субъектами профилактики дорожного движения, является федеральный документ «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы». В рамках данной работы на муниципальном уровне разработаны ряд нормативных документов, регулирующих вопросы данного направления:

  • план мероприятий («дорожная карта»), направленный на предупреждение гибели и травматизма детей от внешних причин на территории муниципалитета;
  • план работы межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • ежегодный тематический план совместных мероприятий с ГИБДД;
  • приказы по данному направлению деятельности;
  • план работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • мониторинги и анкеты, разработанные для педагогов и родителей;
  • методические рекомендации, разработанные специалистами управления образования.

Неоценимую помощь в работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма выполняют инспекторы ОГИБДД. Взаимодействие педагогов и работников ОГИБДД рекомендовано осуществлять в разных формах:

  • посещение инспекторами детских садов с целью инспектирования и оказания методической помощи по основам безопасности дорожного движения;
  • обследование территории, прилегающей к учреждению на предмет наличия (отсутствия) и соответствия (не соответствия) ГОСТам имеющихся дорожных знаков, дорожных разметок, светофоров и т.д.;
  • участие в создании на участке дошкольных учреждений игровой зоны с разметкой по обучению детей дошкольного возраста ПДД;
  • разработка схем безопасных маршрутов в дошкольное учреждение «Дом – ДОУ – Дом»;
  • проведение профилактической акции «Внимание – дети!»;
  • информационные часы и профилактические беседы по правилам дорожного движения (инструктажи, беседы, правила безопасного поведения на дорогах), проверки состояния велоплощадок по изучению Правил дорожного движения;
  • родительские собрания по теме «Безопасность детей – забота взрослых»;
  • участие в проведении «Недели безопасности», «Единого дня безопасности» в рамках Всероссийской акции «Безопасность детства», «Внимание каникулы», «Безопасная дорога», викторины «Безопасное колесо».

Одним из определяющих условий успешного формирования у детей правил безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды. Так в каждом дошкольном учреждении педагогами оформлены «уголки безопасности», которые постоянно обновляются и совершенствуются. В детских уголках материал разнообразен: это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, макеты дороги, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку поведения на дороге. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо формировать у детей знания о правилах безопасности дорожного движения через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры и т.д. В предметно-развивающей среде используются также: учебно-наглядные и раздаточные материалы по безопасности на дорогах: плакаты, дидактические наборы; настольные дидактические игры фабричного и самостоятельного производства [5].

Безопасное мышление начинаем формировать с раннего дошкольного возраста. По итогам проведенного мониторинга педагогами и родителями раннее обучение детей имеет образовательный результат, предусматривающий расширенное представление детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения и воспитательный эффект – формирование начальных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

В рамках реализации регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области «Дети в приоритете» в дошкольных учреждениях Валуйского городского округа и Ровеньского района созданы образовательные холлы, центры и уголки по ПДД.

В рамках реализации региональной стратегии «Доброжелательная школа» был реализован муниципальный проект «Создание LEGO – модели формирования навыков инженерно-технического творчества дошкольников средствами конструирования в ДОУ «УникУм» на территории муниципалитетов. LEGO – технология особенно актуальна при обучении дошкольников пониманию дальнейших событий или последствий тех, или иных действий на дороге. В процессе игр с использованием LEGO конструктора дети знакомятся с правилами дорожного движения, конструируют макеты светофоров и машин, учатся правильно расставлять дорожные знаки. Сегодня, в постпроектный период, проект продолжает успешно реализовываться, а мышление детей и навыки инженерно-технического творчества позволяют им создавать и разыгрывать новые сюжетные ситуации на дороге.

Эффективным средством в работе с дошкольниками является использование бизибордов в формировании основ правил дорожного движения. У детей формируются знания о дорожной азбуке, умения ориентироваться на плоскости, развиваются усидчивость, внимательность и мышление.

Ежегодно на муниципальном уровне среди дошкольных образовательных учреждений и педагогов района проводится муниципальный этап регионального конкурса «Зеленый огонек». 100% детских садов вовлечены в конкурсные мероприятия различного уровня – родители и воспитанники, педагоги.

Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди (родители) не соблюдают ПДД. Для детей родители являются образцом поведения на дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. С этой целью в дошкольных учреждениях используются – наглядная информация на стендах, в папках-передвижках, создаются лепбуки по правилам дорожного движения, раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Светоотражатели наши друзья», «Обучение детей наблюдательности на улице», «Осторожно, гололёд», «Правила перевозки детей в автомобиле» [2].

Так же для детей проведены многочисленные акции, направленные на пропаганду дорожного движения, повышения интереса к использованию световых элементов, популяризацию детских автокресел – «Один день без автомобиля», «Засветись!», «Притормози», «Маленький пассажир», «Мама, папа, я – дружная автосемья! », конкурсы рисунков «Аудиосказки в дорогу», видео-селфи «Мой безопасный маршрут», «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте [3].

Известно, что для достижения поставленных задач по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах в образовательной системе главная роль отводится педагогам и воспитателям дошкольных учреждений. От того, насколько сами они будут подготовленными, очень многое зависит.

Следует отметить, что на муниципальном уровне организована работа постоянно действующего семинара для специалистов дошкольных образовательных учреждений «Организация в дошкольных образовательных учреждениях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма».

В рамках этого семинара организуется проведение не менее 3 семинаров-практикумов в год, открытых занятий, мастер-классов, игровых программ и других форм повышения педагогического мастерства воспитателей района. Актуальный педагогический опыт воспитателей дошкольных образовательных организаций Ровеньского района и Валуйского городского округа внесены в муниципальный банк данных по профилактике ПДД, разработан муниципальный сборник методических разработок, методические рекомендации по изучению правил дорожного движения в образовательных организациях.

Немало важную роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет преемственность с начальной школой. Главная задача руководителей – объединить усилия семьи, детского сада и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья – детский сад – начальная школа». Поэтому агитбригады «Юные помощники инспекторов движения» из числа детей дошкольного, так и школьного возраста выступают перед детьми и родителями в рамках Всероссийской акции «Внимание – дети!» и др. мероприятия, пропагандируя соблюдение правил дорожного движения.

Управление образования, а также все субъекты профилактики безопасного дорожного движения сотрудничают с представителями СМИ по данному направлению, так за период с 2019 года по 2023 год издано 15 статей.

Информация о работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма размещается на сайтах дошкольных образовательных учреждений, сайте управления образования. Так же на виртуальных информационных площадках, с использованием мобильных месенджеров и социальных сетей: «Одноклассники» и «В контакте», где созданы группы дошкольных учреждений.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность. Сберечь здоровье детей – значит, сохранить жизнь нации. Поэтому система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде правил безопасного движения – это программа работы на перспективу. Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией.

В дальнейшем мы будем совершенствоваться, находить и использовать новые современные формы взаимодействия с субъектами профилактики и родителями.

Список литературы

  1. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности дошкольников / К.Ю. Белая. – Москва: Мозайка-Синтез, 2018. – 64 с. – Текст: непосредственный.
  2. Жигалева, А.Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А.Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ 2017. – №8. – С. 13-20. – Текст: непосредственный.
  3. Карасева, Н.С., Хохлова Г.Т. Формирование основ здоровьесбережения и собственной безопасности у дошкольников / Н.С. Карасева, Г.Т. Хохлова // Дошкольник. РФ – 2020. – №5 (126). – С. 49. – Текст: непосредственный.
  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов – Москва: Мир и образование, 2020. – 736 с. – Текст: непосредственный.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с. – Текст: непосредственный.

Поделиться

197

Глушкова Т. В., Овсянникова Е. М. Совершенствование системы сетевого взаимодействия субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию инновационных технологий дошкольного образования // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 69-72. URL: https://apni.ru/article/6290-sovershenstvovanie-sistemi-setevogo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня