Сегодня физическая культура – это одна из значимых сфер социально-общественной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями экономики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития индивидов; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; количество спортивных школ, секций, спортивных площадок при образовательных учреждениях и при домовых территориях, развитие массового спорта, спортивные достижения и др.
Физическая культура была и остается неотъемлемой частью жизни любого человека и особенно школьника в период его физиологического онтогенеза. Она занимает достаточно важное место в образовательном пространстве школы, колледжа и вуза, а также в процессе трудовой деятельности индивида. Физическая культура закладывает фундамент для формирования и поступательного развития здоровой личности, и мотивирует к здоровому образу жизни. Поэтому физическое и физиологическое здоровье человека – это сложный феномен индивида, а также личного его существования. В совокупности они образуют гармонию единства и испытывают взаимовлияние, а также находятся в зависимости от взаимодействия многочисленных сложных факторов физического и психического, общественного и личного порядка, но зачастую также философских качеств человека [3].
Физическая культура и мотивация к формированию здорового образа жизни являются неотъемлемой частью физического воспитания в системе школьного образования. Именно физическая культура как школьный предмет призвана:
- заложить базис для поступательного физического развития личности на протяжении всей жизни;
- сформировать побудительные мотивы к занятию спортом;
- привить здоровый образ жизни.
В образовательном пространстве школы физической культуре как учебному предмету и внеурочным спортивным мероприятиям должно отводиться особое место, поскольку они призваны решать важные общепедагогические задачи, среди которых основными является повышение умственного, психического и физического потенциала обучающихся. Сегодня физическая культура должна стать неотъемлемой частью жизнедеятельности школьников. Для этого необходимо выстроить учебно-воспитательный процесс с использованием интерактивных методов обучения и технологий их реализации, при которых физическая культура была бы в системе школьного образования не только обычным учебным предметом, но мощным средством физического, психического и физиологического развития школьников, укрепления и сохранения их здоровья и, самое главное, мотивацией на здоровый образ жизни [4].
В общеобразовательной школе № 1 им. А.П. Федченко в г. Ош (Республика Кыргызстан) был проведен опрос «Здоровье и спорт в нашей жизни» состоящий из двух частей: «Что такое здоровье?» и «Что нужно делать, чтоб быть здоровым?». В анкетировании приняли участие 218 учеников 9-11 классов. Результаты в первой части были следующие: для 53,7% учащихся главным составляющим здоровья является спорт; для 25,1% здоровье проявляется в полноценной и веселой жизни; 21,2% опрошенных считают, что здоровье – это когда люди мало или совсем не болеют. Во второй части анкеты были заданы вопросы: «Что необходимо предпринимать, чтобы быть здоровым?» и 51,3% респондентов ответили, что необходимо регулярно заниматься в спортивных школах и секциях, 48,7% – отметили, что необходимо придерживаются здорового образа жизни (не употреблять алкогольные напитки, не курить сигареты, в том числе и электронные, не употреблять наркотические средства); «Что необходимо делать для сохранения и поддержания здоровья» и 42,7% опрошенных учеников высказались за занятия спортом в различных спортивных школах, секциях, клубах, фитнес-центрах и т.д., 20,5% – согласны делать то, что нужно, хотя не знают, что нужно для этого предпринять, 17,5% – предпочли бы заняться регулярными процедурами закаливания и утренней гимнастикой, а 19,3% респондентов – отказались бы от вредных привычек.
Уроки физической культуры, внеучебные спортивные мероприятия (соревнования, спартакиады, дни здоровья и т.д.), занятия в спортивных секциях, в том числе и профессиональным спортом приучают школьников к самоконтролю, самокритичности, обеспечивают целостность их общекультурного, физического, психического и познавательного онтогенеза. Спортивные игры и эстафеты во время уроков физической культуры и во внеурочной деятельности помогают школьникам устанавливать связи и соотношения между целью и мотивом и тем самым определять достигнутые результаты, что в итоге должно формировать и мотивировать побудительные стимулы к физкультурно-оздоровительной деятельности [1, 4].
Организация и проведение уроков по как физической культуре, так и внеурочных спортивных мероприятий в школе базируется на следующих принципах:
- всесторонне-гармоничное физическое развитие школьников с устойчивым психическим и физиологическим потенциалом (основная цель);
- развитие индивидуальных способностей каждого школьника и вовлечение всех учащихся в разнообразные спортивные мероприятия различного уровня (школьного, городского, республиканского и т. д.), а также в физкультурно-оздоровительные мероприятия (направление деятельности педагога);
- формирование у школьников мотивации к здоровому образу жизни;
- формирование знаний, умений и навыков, которые способствуют для самостоятельного проведения занятий по повышению двигательной активности, коррекции осанки и телосложения;
- выработка умственных способностей, развитие логического мышления, формирование культуры межличностного взаимодействия, проявление уважительного отношения к себе и окружающим, обеспечение условий для самовыражения и готовности к успешному жизненному самоопределению, помимо физических свойств, которые формирует физическая культура и спортивные мероприятия в процессе физического воспитания [4].
Сегодня роль физического воспитания в формировании ориентации, учащихся на здоровый образ жизни выходит на ключевые позиции, в силу того что способствует повышению уровня их физиологических функциональных возможностей, сохранению и укреплению их физического, психического и соматического здоровья, сказываясь тем самым на формировании человеческого капитала общества.
Процесс физического воспитания имеет два вектора:
- обучение движениям как процесс формирования двигательных навыков и умений;
- воспитание физических качеств как целенаправленное воздействие на организм учащегося посредством определения и последующего нормирования функциональных нагрузок.
Спецификация физического воспитания заключается в том, что:
- задачи, решаемые физическим воспитанием, едины для любого поколения;
- предметом деятельности служит сам человек и он является в этом процессе не только субъектом, но и объектом;
- результатом деятельности является в одном случае оздоровительно-воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;
- физическое воспитание и, в частности, профессиональный спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями и нагрузками.
На уроках физической культуры школьники воспитывают в себе стойкость, выдержку, умение управлять своими действиями и эмоциональным состоянием, что свойственно для здорового человека. Уроки физической культуры должны синтезировать в себе различные виды физических занятий, которые направлены на комплексное физическое развитие личности. К таким занятиям можно отнести:
- осознанное, осмысленное участие в занятиях по физическому воспитанию;
- подготовку (тренировка) и сдачу нормативов по физическому воспитанию;
- разработку и регулярное выполнение индивидуальной физической подготовки с элементами закаливания [3].
Сегодня перед системой школьного образования стоит важнейшая педагогическая и социально-общественная задача приобщения учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями с целью увеличения работоспособности, развития двигательных активностей и устойчивых привычек к занятиям физической культурой, формирования и пропаганды здорового образа жизни [1, 4].
Задача учителя по физической культуре состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для учащихся с целью формирования интереса к физическим упражнениям и спортивным играм. Урок физической культуры должен базироваться на применении модернизированных технологий. Учителю необходимо использовать как общий, так и индивидуальный подходы к учащимся с учетом уровня физической подготовки каждого ученика. Фронтальные методы воздействия на школьников во время урока физической культуры помогут учителю вызвать побудительные мотивы к занятиям, и большая роль в этом отводится игровым комплексам, включающим в себя спортивные игры, эстафеты и т.д. Именно игровые комплексы здесь являются наилучшем выбором, так как вызывают положительные эмоции и способствуют формированию позитивного микроклимата, сплоченности коллектива и т.д. Учитель может самостоятельно выстраивать игровые комплексы с учетом индивидуальных особенностей учащихся (возраст, пол, физическая подготовленность и т. д.) [4]. Игровые комплексы позволяют ученикам удовлетворять свою двигательную активность, проявлять инициативу и смекалку, пробовать свои силы. Все это приводит к формированию устойчиво-внутренней мотивации у школьников к занятиям физической культурой и спортом.
В последние годы особое место в физической культуре занимает физическое оздоровление, которому отводится важная роль на всех этапах жизненного пути человека, тем более что в настоящий момент возрастает гиподинамия. В связи с этим возрастает роль оздоровительной физической культуры с использованием различных форм (утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, гидрокинезотерапия, механотерапия, терренкур и т.д.) и методик (ЛФК при различных нарушениях, обучение ходьбе, восстановительная гимнастика после различных травм, операций и т.д.) [2]. Оздоровительный эффект различных физических упражнений заключается в том, что работающие мышцы тесно взаимосвязаны с нервной системой человека, его обменом веществ и работой внутренних органов. В результате выполнения регулярных физических упражнений у человека улучшается обмен веществ, кислород поступает ко всем органам и тканям, эффективнее выводятся из организма человека продукты распада, в результате лучше функционируют дыхательная, сердечнососудистая, теплообменная и другие функции организма [5]. Поэтому важным является медицинский осмотр школьников перед началом учебного года, по результатам которого устанавливают медицинские группы для занятий на уроках физической культуры:
- Основная группа – школьники без отклонений или с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, но с достаточной физической подготовкой.
- Подготовительная группа – школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, но без достаточной физической подготовки.
- Специальная группа – школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физической культурой [1].
Итогом многолетних занятий физической культурой и спортом должно стать стремление к физическому совершенству, как к идеалу физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующему требованиям жизни.
Физическая культура и спорт удовлетворяют социальные потребности в общении, играх, развлечениях, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Физические упражнения играют значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней последовательно и поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре привносит на начальном этапе именно школа, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в четко организованную и налаженную методику обучения и воспитания школьников.