Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Методика совершенствования иноязычных грамматических навыков в старших классах

Методика совершенствования иноязычных грамматических навыков в старших классах

Автор(-ы):

Харитонова Вера Сергеевна

23 мая 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

методика преподавания
иностранный язык
учебно-познавательная деятельность
анализ научной литературы

Аннотация статьи

Данная работа посвящена изучению видов и классификаций методов обучения и их применения на практике. Автор обращает внимание на важность выбора правильного метода обучения, так как от этого зависит конечный результат и усвоение материала.

Текст статьи

Методика преподавания – важнейший элемент образовательной системы. При обучении какому-либо предмету используются все компоненты методической системы, однако выбранного метода или методов обучения зачастую зависит конечный результат: усвоен материал или нет. Поэтому педагогу крайне важно в начале обучения знать, по какому пути он и его учебный коллектив пойдут.

Актуальность данной работы состоит в следующем: видов и классификаций методов в педагогике накопилось немало, и всем им соответствуют свои формы, приёмы и средства обучения. Чтобы обучение было максимально эффективным, надо выбрать правильный и подходящий метод (или методы), следовательно, их надо знать досконально.

Целью этого исследования является изучение видов и классификаций методов обучения и их применения на практике.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели работы, следующие:

  1. Изучить теоретические материалы по теме исследования.
  2. Проанализировать информацию и сделать выводы относительно характера того или иного метода.
  3. Проследить, каким методам, какие приёмы соответствуют.

При написании данной работы применялись следующие методы: метод анализа научной литературы и метод классификации.

1. Определение и классификации методов обучения

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Широко распространенными являются также термины «приёмы обучения» и «средство обучения» как составные части понятия «метод обучения». Приём обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения; это определённые способы взаимодействия педагога и обучающегося. А средство обучения – это различные объекты, которые используются в качестве носителей информации и инструмента для реализации основной цели обучения.

Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. Современные исследования показывают, что наименование и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой на основе чего их разрабатывают.

Некоторые учёные (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что классификацию методов обучения необходимо делать исходя из источников знаний. На этой основе они обозначили три группы методов:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение изучаемого материала;
  • частично-поисковый, или эвристический метод;
  • исследовательский метод.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
  3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Также существует классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

  • методы приобретения новых знаний;
  • методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает пониманию их функционального назначения.

Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения.

Далее в работе будет более подробно рассмотрена классификация Е.И. Перовского, Е.Я. Голанта, Д.О. Лордкипанидзе и др., т.к. она является одной из самых распространённых.

2. Словесные методы обучения

Словесные методы обучения называют ещё вербальными (от лат. verbalis – устный, словесный). Их можно признать самыми древними: передача информации от человека к человеку посредством устной речи применялась ещё на заре человечества.

К основным словесным методам относятся рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой. Сразу следует отметить, что в чистом виде эти методы обычно не используются, чаще можно встретить их сочетание.

Рассказ – это последовательное изложение информации в форме монолога. Если педагогу не удаётся только с помощью сообщения тех или иных фактов объяснить учебный материал, то он дополнительно использует метод объяснения. Этот метод связан с истолкованием различных свойств объясняемого предмета, с доказательством тех или иных его качеств.

Беседа, в отличие от рассказа, – диалогический метод обучения, в котором педагог с помощью наводящих вопросов побуждает учащихся к самостоятельному анализу рассматриваемого предмета и явления и, как следствие, к самостоятельно сделанным выводам относительно изучаемого объекта. Вопросы могут быть направлены конкретному ученику (индивидуально), группе учащихся (групповая беседа) или всему коллективу (фронтальная беседа). Также беседы в зависимости от подготовленности учащихся, содержания учебного материала, от конкретных задач занятия выделяют вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний; синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные. Отдельной разновидностью беседы является собеседование. Следует отметить, что беседа как метод действительно эффективен в случае, если тема занятия несложная или же относится к жизненному опыту любого человека, чтобы выводы было несложно сделать. Лекция – это способ изложить необходимый учебный материал в форме монолога.

Сразу надо сказать о различии рассказа и лекции. Лекция имеет более строго выдержанную композицию, высокой логичностью и связностью материала. Выделяется три вида лекций: научно-популярные, академические и обзорные. Лекция отличается ограниченностью связи преподавателя и обучаемого, у последнего активность во время лекции минимальна. Чаще такой метод используют на занятиях в высших учебных заведениях.

Главной функцией дискуссии как метода обучения выступает мотивировка познавательного интереса: суть метода заключается в развитии способности отстаивать свою точку зрения, опирающуюся на собственное мнение или мнение иных авторитетных лиц.

Работа с книгой (любым источником необходимой в процессе обучения информацией) отличается тем, что обучающийся в любое удобное время может без помощи педагога заняться изучением материалов.

Различают следующие виды конспектирования:

  • конспектирование;
  • тезирование (составление тезисов);
  • реферирование;
  • составление плана текста;
  • цитирование;
  • аннотирование;
  • рецензирование;
  • составление справки;
  • составление формально-логической модели;
  • составление тематического тезауруса;
  • составление матрицы идей;
  • пиктографическая запись.

На практике самыми распространёнными словесными методами являются беседа
и работа с учебником, т.к. они, с одной стороны, позволяют педагогу самому выбрать самую необходимую информацию для усвоения, а с другой, даёт обучаемым возможность самостоятельно изучить учебный материал и самому выявить основные темы и идеи.

3. Наглядные методы обучения

К наглядным методам обучения относятся такие методы, при которых используются наглядно-чувственные способности учащихся к познанию: им демонстрируют различные иллюстрации, изображения, схемы, таблицы, графики, диаграммы. Наглядные методы всегда используются в сочетании со словесными и практическими методами. К этим методам относятся два основных: метод демонстрации и метод иллюстрации.

Главное отличие этих двух методов в том, что метод демонстрации используется для показа динамики изучаемого явления, а метод иллюстрации – для изучения внешнего вида, свойств или иных характеристик изучаемого предмета.

В качестве наглядных материалов используются:

  • иллюстрации;
  • различные объекты;
  • схемы, чертежи, диаграммы, таблицы;
  • видео;
  • карты;
  • опыты.

При использовании наглядных методов есть несколько важных моментов:

  • демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем обучающимся;
  • желательно, чтобы демонстрируемый объект воспринимался не только с помощью зрения, но и с помощью других органов чувств;
  • объекты должны быть отобраны с учётом интересов учащихся;
  • словесные объяснения должны сопровождать демонстрацию объектов.

На практике наглядные методы всегда идут в сочетании со словесными или практическими, давая учащимся более полную картину изучаемого объекта или явления, помогая полнее сформировать необходимые знания, умения и навыки.

4. Практические методы обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Эти методы обучения настроены на развитие практических умений и навыков. Они характеризуются активной деятельностью учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения делятся на: устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

Устные упражнения в первую очередь направлены на развитие мышления, памяти, устной речи, мыслительных способностей.

Письменные упражнения хороши для развития навыков письменной речи, для закрепления знаний, полученных из лекций, из демонстраций материалов и других видов учебной деятельности.

К письменным упражнениям примыкают графические, которые направлены на систематизацию знаний в результате создания карт, чертежей, схем, таблиц.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, которые нужны для применения теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют лучшему овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием, развивают конструкторско-технические умения.

Для достижения лучшего результата рекомендуется при выполнении любых упражнений применять комментирование.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

Классификация методов психолого-педагогического исследования Б.Г. Ананьеву

Организационные методы:

  • Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных явлений, групп и пр.
  • Лонгитюдный метод – многократное обследование одного и того же явления, групп и прочего.
  • Комплексный метод – исследование одного объекта представителями разных наук.

Эмпирические (практические) методы:

  • Обсервационные методы: наблюдение, самонаблюдение.
  • Эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и другие).
  • Психодиагностический метод.
  • Опрос.
  • Анализ процесса и продукта деятельности.
  • Биографический метод.
  • Моделирование.

Методы обработки данных исследований: методы математико-статистического анализа данных и методы качественного описания.

Интерпретационные методы: структурный метод, показывающий связь особенностей и генетический метод позволяет выявить развитие.

В.В. Никандров на основе классификации методов Б.Г. Ананьева разработал свою классификацию методов психологического исследования:

  • Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.
  • Эмпирические методы:
  1. Обсервационные (наблюдение): объективное наблюдение и самонаблюдение (интроспекция).
  2. Вербально-коммуникативные методы: беседа и опрос (интервью, анкетирование).
  3. Экспериментальные методы: лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; формирующий эксперимент.
  4. Психодиагностические методы: психодиагностические тесты; психосоматические методы; психомоторные методы.
  5. Психотерапевтические методы:
  6. Методы изучения продуктов деятельности: метод реконструкции; метод изучения документов (архивный метод); графология.
  7. Биографические методы
  8. Психофизиологические методы: методы изучения работы вегетативной нервной системы; методы изучения работы соматической нервной системы; методы изучения работы центральной нервной системы.
  9. Практические методы: общие методы исследования отдельных движений и действий; специальные методы исследования трудовых операций и деятельности.
  10. Моделирование: моделирование психики и психологическое моделирование.
  11. Специфические методы отраслевых психологических наук: методы обработки данных: количественные методы; качественные методы; интерпретационные методы (подходы): генетический; структурный; функциональный; комплексный.

Группа методов по Дружинину В.Н.

1. Эмпирические методы:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • опрос;
  • тесты;
  • анализ продуктов деятельности;
  • проективный метод.

2. Теоретические методы:

  • анализ;
  • синтез;
  • систематизация;
  • типология;
  • моделирование;
  • концептуализация.

3. Интерпретация и описание: статистические методы и графические методы.

5. Применение методов обучения на практике

Исходя из специфики предмета, педагогу приходится обращаться как старым, давно зарекомендовавшим себя методикам, так и новым, ещё не до конца изученным.

При обучении специальности «повар» используются практически все вышеуказанные методы: проводятся лекции, инструктажи, работа с книгой совместно с применением наглядных методов, однако особенности предмета вызывают потребность в большем применении практических методов работы.

Обучение в пищевом блоке проводится в звеньевой (или бригадной) форме, т. к. такая организация производственного обучения открывает больше возможностей для улучшения качества обучения и приобретения учащимися профессиональной самостоятельности посредством повышения их заинтересованности в конечном результате своего труда.

Большое внимание уделяется поисковым методам работы, которые основаны на общедидактических словесных методах: педагог намеренно отходит от технологической карты блюда при его приготовлении и предлагает учащимся определить, чего не хватает.

Важным дидактическим условием формирования профессиональной компетентности являются конкурсы профессионального мастерства. Это стимулирует обучающихся к профессиональному росту. Этой же цели посвящено проведение викторин как на темы, касающиеся только поварского дела, так и на межпредметные темы (связь кулинарии с математикой, историей, гигиеной).

Современные технические возможности также позволяют разнообразить традиционные методы обучения. Занятия с использованием интерактивной доски приводит к индивидуальной, самостоятельной, групповой деятельности обучающихся. Лекция мастера становится не единственным методом изучения предмета.

К нему примыкает метод проектов, цель которого – создать комфортные условия для формирования общих и профессиональных компетенций. В результате использования такого метода, учащиеся самостоятельно ищут и анализируют необходимую информацию и в итоге развивают навыки мышления, анализа, построения гипотез. Урок-проект состоит из двух частей: практической и теоретической; в первой части, обучающиеся готовят доклады, рефераты, проводят исследовательскую работу, а во второй проводится практическая работа.

В результате исследования было выяснено, что метод обучения как способ достижения цели представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования.

Деятельность педагога в учебном процессе, с одной стороны, обусловлена целью обучения (содержанием образования), закономерностями усвоения и характером познавательной деятельности учащихся, а с другой – сама обусловливает деятельность учения, реализацию закономерностей усвоения и результат усвоения.

Виды содержания образования, его функции в формировании личности, способы его обусловливают, и методы обучения данному виду содержания или его части. Таким образом, методы обучения не изобретаются, не конструируются, а выводятся как следствие объективных свойств содержания образования и способов его усвоения.

Каждый из методов отличается сочетанием деятельности педагога и учащихся, а также способами их деятельности.

Вышеописанную классификацию часто критикуют из-за якобы недостаточной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе, однако здесь рационально сочетаются деятельность учителя и ученика, где учитель имеет возможность поделиться своими знаниями с учеником, а тот, в свою очередь, имеет возможность отработать на практике полученные знания.

Наблюдение – практический метод сбора данных, заключающийся в наблюдении и фиксации особенностей поведения, а также выделения особенностей поведения и других психических проявлений. Особенностями метода наблюдения является его преднамеренность, целенаправленность, избирательность, планомерность и систематичность. Наблюдение может быть: целенаправленным или случайным, сплошным или выборочным, длительным или кратковременным, открытым или закрытым, неконтролируемым или контролируемым, полевым или лабораторным. Важнейшие достоинство данного метода заключается в том, что он позволяет увидеть психологическое явление в реальном поведении, в реальной жизни.

Метод наблюдения требует серьезной профессиональной подготовки, поскольку с одной стороны наблюдение весьма простой и доступный метод исследования, а с другой – сложный. Здесь очень важно правильно интерпретировать наблюдаемое явление. Чем опытнее наблюдатель-исследователь, тем точнее он оценивает наблюдаемые им явления, соблюдая основные правила наблюдения. В протокол наблюдения записываются только подлинные факты о наблюдаемых явлениях. Очень важно во время процесса наблюдения не нарушать естественных ход событий посторонними внешними факторами. В современном мире, большую помощь в проведен6ии данного метода оказывают технические средства, такие как, например, диктофон, видеокамера и прочее.

Беседа и интервьюирование относятся к практическим, вербальным методам сбора информации. Интервью – это беседа, которая проводится по определенному плану. Ценность данных методов заключается в установлении личного контакта с объектом исследования.

Беседа может быть формализованной со строго стандартизированной постановкой вопросов и неформализованной, также содержащей стандартизированные вопросы, при этом позволяющие ставить ряд дополнительных уточняющих вопросов. При неформализованной беседе, как правило, устанавливается более тесный контакт между исследователем и респондентом – объектом исследования. Этот контакт способствует получению наиболее полной, глубокой и точной информации. Вызывать человека на откровенность и выслушивать его – это большое искусство. Откровенность людей необходимо ценить, уважать и этически бережно обращаться с полученной информацией. Поэтому существует ряд правил при проведении метода беседы: выбрать подходящее время и место проведения беседы; вести беседу на товарищеском уровне, все понимая, и не осуждая, создать атмосферу полного понимания; четко и ясно формулировать вопросы в простой и понятной форме, побуждающие респондента отвечать на них развернуто; избегать некорректных вопросов.

Процесс беседы обычно не сопровождается протоколированием, однако исследователь может делать для себя некоторые пометки. Форма беседы достаточно подвижна и динамична.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что в настоящее время уделяется недостаточное внимание анализу данного метода исследования. Но при этом признано, что с помощью беседы можно получить важную информацию, которую, порой, нельзя получить в ходе других методов.

Рассмотрим метод, который имеет общее с методом беседы и интервью – это метод анкетирования.

Метод анкетного опроса применяется при изучении субъективных состояний людей, мотиваций, мнений и отношений к каким-либо событиям. А также метод анкетирования предназначен для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений.

Анкетой называется перечень стандартизированных вопросов с возможными вариантами ответов или без них – вопросы закрытого или открытого типа соответственно. Здесь важную роль играют вопросы, предполагающие возможность уклониться от ответа на закрытый вопрос, например, «трудно сказать», «затрудняюсь ответить», и тому подобное. Также используются полузакрытые вопросы, которые заключаются в дополнительных комментариях, замечаниях и прочие ограничения количества выбора вариантов ответа могут быть как жесткими, так и нежесткими.

Анкета заполняется респондентом самостоятельно. Достоверность полученных данных обеспечивается научной обоснованностью тщательностью выполнения основных этапов проведения анкетного опроса:

  1. Подготовительный этап состоит из определения целей и задач исследования, формулировка вопросов, составление анкеты;
  2. Оперативный этап заключается в реализации процедуры сбора информации с помощью разработанных анкет;
  3. Результирующий этап заключен в обработке и анализе полученных данных. При составлении анкет необходимо соблюдать последовательность разделов анкеты: введение, основная часть, заключение. В разделе введение необходимо указать, кто и с какой целью проводит опрос, как будут использованы полученные данные. При составлении основной части анкеты важно грамотно формулировать вопросы и ответы на них. Нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе, например, работа интересная и хорошо оплачиваемая.

Лучше перечислить оба признака по отдельности т. к. работа может быть интересной, но с маленькой заработанной платой или, наоборот, работа приносит высокий доход, но деятельность неинтересна работнику. А если к этому вопросу еще и дано только два варианта ответа – да или нет, то, скорее всего, ответ будет выбран по типу надо что-то ответить на этот вопрос, а значит, такой опрос теряет свою достоверность и, соответственно, смысл, т. к. в результате могут получиться ложные данные.

Так, анализирую анкеты разных образовательных учреждений для родителей о качестве работы образовательной организации, к сожалению, часто можно увидеть вопросы комбинированного типа. При составлении анкет также рекомендуется комбинировать положительные и отрицательные ответы между собой.

В заключении обычно выражается благодарность за сотрудничество. Таким образом, в современной науке методы научного познания рассматриваются как система способов выявления достоверных фактов, установления связей, взаимосвязей, зависимостей, закономерных тенденций развития, а также обобщения сведений и их объективной оценки.

Теоретические методы педагогического исследования необходимы для определения проблемы, формулирования гипотез, для оценки собранных фактов. К теоретическим методам относятся такие методы как анализ, синтез, сравнение, обобщение. С самого начала исследования анализ протекает вместе с синтезом, то есть анализ и синтез существуют в единстве и взаимодействуют между собой. А сравнение, в свою очередь, заключает в себе как анализ, так и синтез. Без сравнения не может быть обобщения. При обобщении происходит процесс включения понятия в объем другого более широкого понятия.

Соответственно, теоретические методы исследования протекают в тесной связи друг с другом. Здесь необходимо, что бы эта взаимосвязь методов дополняла и уточняла друг друга, полнее и глубже раскрывая предмет исследования. При этом важно, чтобы полученные одним методом результаты перепроверялись другим.

К эмпирическим методам психолого-педагогического исследования относятся такие методы как наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование, анкетирование. Данные методы применяются в реальной жизни, на практике. Здесь важно тщательно, грамотно продумать путь взаимодействия исследователя и объекта исследования.

Так, например, при наблюдении исследователю следует не вмешиваться в ход наблюдаемых событий, а при беседе или интервью, исследователю необходимо создать тесный, доверительный контакт с объектом исследования.

Любой метод исследования можно модифицировать, конкретизировать применительно к определенным задачам, условиям и предмету исследования. А значит, исследователю необходимо на высоком уровне владеть методикой применения методов исследования, для получения точных, достоверных, информативных результатов исследования.

Однако несмотря на разделение методов, в ходе исследования они протекают параллельно и в непрерывной, тесной взаимосвязи друг с другом.

Список литературы

  1. Дружинин, Н.В. Экспериментальная психология: учебное пособие для вузов / В.Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 386 с. (https://urait.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-455710)
  2. Коржуев, А.В. Основы научно-педагогического исследования: учебное пособие для вузов / А.В. Коржуев, Н.Н. Антонова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 177 с. (https://urait.ru/bcode/430008)
  3. Леонова, Е.В. Эмпирические методы психологического исследования: учебное по пособие для вузов/ Е.В. Леонова. – 2-е изд., исп. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 323 с.
  4. Соловова В.А. Охрана труда на предприятии / Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ / учебное пособие / 2017 (http://www.iprobookshop.ru/71306.html)
  5. Старикова, Л.Д. Методология педагогического исследования: учебное пособие для вузов / Л.Д. Старикова, С.А. Стариков. – 2-е изд., исп. И доп.–Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 287 с.
  6. Образцов, П.И. Методология, методы и методика педагогического исследования: учебное пособие / П.И. Образцов. – Орел: Изд-во Орловского гос. ун-та им. И.С. Тургенева, 2016. – 169 с.
  7. Петрова, А.В., Корощенко, А.Д., Айзман, Р.И. Охрана труда на производстве и в учебном процессе / Сибирское университетское образование / учебное пособие, 2017.

Поделиться

189

Харитонова В. С. Методика совершенствования иноязычных грамматических навыков в старших классах // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 88-95. URL: https://apni.ru/article/6292-metodika-sovershenstvovaniya-inoyazichnikh

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня