Методика преподавания – важнейший элемент образовательной системы. При обучении какому-либо предмету используются все компоненты методической системы, однако выбранного метода или методов обучения зачастую зависит конечный результат: усвоен материал или нет. Поэтому педагогу крайне важно в начале обучения знать, по какому пути он и его учебный коллектив пойдут.
Актуальность данной работы состоит в следующем: видов и классификаций методов в педагогике накопилось немало, и всем им соответствуют свои формы, приёмы и средства обучения. Чтобы обучение было максимально эффективным, надо выбрать правильный и подходящий метод (или методы), следовательно, их надо знать досконально.
Целью этого исследования является изучение видов и классификаций методов обучения и их применения на практике.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели работы, следующие:
- Изучить теоретические материалы по теме исследования.
- Проанализировать информацию и сделать выводы относительно характера того или иного метода.
- Проследить, каким методам, какие приёмы соответствуют.
При написании данной работы применялись следующие методы: метод анализа научной литературы и метод классификации.
1. Определение и классификации методов обучения
Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Широко распространенными являются также термины «приёмы обучения» и «средство обучения» как составные части понятия «метод обучения». Приём обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения; это определённые способы взаимодействия педагога и обучающегося. А средство обучения – это различные объекты, которые используются в качестве носителей информации и инструмента для реализации основной цели обучения.
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. Современные исследования показывают, что наименование и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой на основе чего их разрабатывают.
Некоторые учёные (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что классификацию методов обучения необходимо делать исходя из источников знаний. На этой основе они обозначили три группы методов:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение изучаемого материала;
- частично-поисковый, или эвристический метод;
- исследовательский метод.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Также существует классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:
- методы приобретения новых знаний;
- методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает пониманию их функционального назначения.
Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения.
Далее в работе будет более подробно рассмотрена классификация Е.И. Перовского, Е.Я. Голанта, Д.О. Лордкипанидзе и др., т.к. она является одной из самых распространённых.
2. Словесные методы обучения
Словесные методы обучения называют ещё вербальными (от лат. verbalis – устный, словесный). Их можно признать самыми древними: передача информации от человека к человеку посредством устной речи применялась ещё на заре человечества.
К основным словесным методам относятся рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой. Сразу следует отметить, что в чистом виде эти методы обычно не используются, чаще можно встретить их сочетание.
Рассказ – это последовательное изложение информации в форме монолога. Если педагогу не удаётся только с помощью сообщения тех или иных фактов объяснить учебный материал, то он дополнительно использует метод объяснения. Этот метод связан с истолкованием различных свойств объясняемого предмета, с доказательством тех или иных его качеств.
Беседа, в отличие от рассказа, – диалогический метод обучения, в котором педагог с помощью наводящих вопросов побуждает учащихся к самостоятельному анализу рассматриваемого предмета и явления и, как следствие, к самостоятельно сделанным выводам относительно изучаемого объекта. Вопросы могут быть направлены конкретному ученику (индивидуально), группе учащихся (групповая беседа) или всему коллективу (фронтальная беседа). Также беседы в зависимости от подготовленности учащихся, содержания учебного материала, от конкретных задач занятия выделяют вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний; синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные. Отдельной разновидностью беседы является собеседование. Следует отметить, что беседа как метод действительно эффективен в случае, если тема занятия несложная или же относится к жизненному опыту любого человека, чтобы выводы было несложно сделать. Лекция – это способ изложить необходимый учебный материал в форме монолога.
Сразу надо сказать о различии рассказа и лекции. Лекция имеет более строго выдержанную композицию, высокой логичностью и связностью материала. Выделяется три вида лекций: научно-популярные, академические и обзорные. Лекция отличается ограниченностью связи преподавателя и обучаемого, у последнего активность во время лекции минимальна. Чаще такой метод используют на занятиях в высших учебных заведениях.
Главной функцией дискуссии как метода обучения выступает мотивировка познавательного интереса: суть метода заключается в развитии способности отстаивать свою точку зрения, опирающуюся на собственное мнение или мнение иных авторитетных лиц.
Работа с книгой (любым источником необходимой в процессе обучения информацией) отличается тем, что обучающийся в любое удобное время может без помощи педагога заняться изучением материалов.
Различают следующие виды конспектирования:
- конспектирование;
- тезирование (составление тезисов);
- реферирование;
- составление плана текста;
- цитирование;
- аннотирование;
- рецензирование;
- составление справки;
- составление формально-логической модели;
- составление тематического тезауруса;
- составление матрицы идей;
- пиктографическая запись.
На практике самыми распространёнными словесными методами являются беседа
и работа с учебником, т.к. они, с одной стороны, позволяют педагогу самому выбрать самую необходимую информацию для усвоения, а с другой, даёт обучаемым возможность самостоятельно изучить учебный материал и самому выявить основные темы и идеи.
3. Наглядные методы обучения
К наглядным методам обучения относятся такие методы, при которых используются наглядно-чувственные способности учащихся к познанию: им демонстрируют различные иллюстрации, изображения, схемы, таблицы, графики, диаграммы. Наглядные методы всегда используются в сочетании со словесными и практическими методами. К этим методам относятся два основных: метод демонстрации и метод иллюстрации.
Главное отличие этих двух методов в том, что метод демонстрации используется для показа динамики изучаемого явления, а метод иллюстрации – для изучения внешнего вида, свойств или иных характеристик изучаемого предмета.
В качестве наглядных материалов используются:
- иллюстрации;
- различные объекты;
- схемы, чертежи, диаграммы, таблицы;
- видео;
- карты;
- опыты.
При использовании наглядных методов есть несколько важных моментов:
- демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем обучающимся;
- желательно, чтобы демонстрируемый объект воспринимался не только с помощью зрения, но и с помощью других органов чувств;
- объекты должны быть отобраны с учётом интересов учащихся;
- словесные объяснения должны сопровождать демонстрацию объектов.
На практике наглядные методы всегда идут в сочетании со словесными или практическими, давая учащимся более полную картину изучаемого объекта или явления, помогая полнее сформировать необходимые знания, умения и навыки.
4. Практические методы обучения
Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Эти методы обучения настроены на развитие практических умений и навыков. Они характеризуются активной деятельностью учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения делятся на: устные, письменные, графические и учебно-трудовые.
Устные упражнения в первую очередь направлены на развитие мышления, памяти, устной речи, мыслительных способностей.
Письменные упражнения хороши для развития навыков письменной речи, для закрепления знаний, полученных из лекций, из демонстраций материалов и других видов учебной деятельности.
К письменным упражнениям примыкают графические, которые направлены на систематизацию знаний в результате создания карт, чертежей, схем, таблиц.
Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, которые нужны для применения теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют лучшему овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием, развивают конструкторско-технические умения.
Для достижения лучшего результата рекомендуется при выполнении любых упражнений применять комментирование.
Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.
Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.
Классификация методов психолого-педагогического исследования Б.Г. Ананьеву
Организационные методы:
- Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных явлений, групп и пр.
- Лонгитюдный метод – многократное обследование одного и того же явления, групп и прочего.
- Комплексный метод – исследование одного объекта представителями разных наук.
Эмпирические (практические) методы:
- Обсервационные методы: наблюдение, самонаблюдение.
- Эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и другие).
- Психодиагностический метод.
- Опрос.
- Анализ процесса и продукта деятельности.
- Биографический метод.
- Моделирование.
Методы обработки данных исследований: методы математико-статистического анализа данных и методы качественного описания.
Интерпретационные методы: структурный метод, показывающий связь особенностей и генетический метод позволяет выявить развитие.
В.В. Никандров на основе классификации методов Б.Г. Ананьева разработал свою классификацию методов психологического исследования:
- Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.
- Эмпирические методы:
- Обсервационные (наблюдение): объективное наблюдение и самонаблюдение (интроспекция).
- Вербально-коммуникативные методы: беседа и опрос (интервью, анкетирование).
- Экспериментальные методы: лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; формирующий эксперимент.
- Психодиагностические методы: психодиагностические тесты; психосоматические методы; психомоторные методы.
- Психотерапевтические методы:
- Методы изучения продуктов деятельности: метод реконструкции; метод изучения документов (архивный метод); графология.
- Биографические методы
- Психофизиологические методы: методы изучения работы вегетативной нервной системы; методы изучения работы соматической нервной системы; методы изучения работы центральной нервной системы.
- Практические методы: общие методы исследования отдельных движений и действий; специальные методы исследования трудовых операций и деятельности.
- Моделирование: моделирование психики и психологическое моделирование.
- Специфические методы отраслевых психологических наук: методы обработки данных: количественные методы; качественные методы; интерпретационные методы (подходы): генетический; структурный; функциональный; комплексный.
Группа методов по Дружинину В.Н.
1. Эмпирические методы:
- наблюдение;
- эксперимент;
- опрос;
- тесты;
- анализ продуктов деятельности;
- проективный метод.
2. Теоретические методы:
- анализ;
- синтез;
- систематизация;
- типология;
- моделирование;
- концептуализация.
3. Интерпретация и описание: статистические методы и графические методы.
5. Применение методов обучения на практике
Исходя из специфики предмета, педагогу приходится обращаться как старым, давно зарекомендовавшим себя методикам, так и новым, ещё не до конца изученным.
При обучении специальности «повар» используются практически все вышеуказанные методы: проводятся лекции, инструктажи, работа с книгой совместно с применением наглядных методов, однако особенности предмета вызывают потребность в большем применении практических методов работы.
Обучение в пищевом блоке проводится в звеньевой (или бригадной) форме, т. к. такая организация производственного обучения открывает больше возможностей для улучшения качества обучения и приобретения учащимися профессиональной самостоятельности посредством повышения их заинтересованности в конечном результате своего труда.
Большое внимание уделяется поисковым методам работы, которые основаны на общедидактических словесных методах: педагог намеренно отходит от технологической карты блюда при его приготовлении и предлагает учащимся определить, чего не хватает.
Важным дидактическим условием формирования профессиональной компетентности являются конкурсы профессионального мастерства. Это стимулирует обучающихся к профессиональному росту. Этой же цели посвящено проведение викторин как на темы, касающиеся только поварского дела, так и на межпредметные темы (связь кулинарии с математикой, историей, гигиеной).
Современные технические возможности также позволяют разнообразить традиционные методы обучения. Занятия с использованием интерактивной доски приводит к индивидуальной, самостоятельной, групповой деятельности обучающихся. Лекция мастера становится не единственным методом изучения предмета.
К нему примыкает метод проектов, цель которого – создать комфортные условия для формирования общих и профессиональных компетенций. В результате использования такого метода, учащиеся самостоятельно ищут и анализируют необходимую информацию и в итоге развивают навыки мышления, анализа, построения гипотез. Урок-проект состоит из двух частей: практической и теоретической; в первой части, обучающиеся готовят доклады, рефераты, проводят исследовательскую работу, а во второй проводится практическая работа.
В результате исследования было выяснено, что метод обучения как способ достижения цели представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования.
Деятельность педагога в учебном процессе, с одной стороны, обусловлена целью обучения (содержанием образования), закономерностями усвоения и характером познавательной деятельности учащихся, а с другой – сама обусловливает деятельность учения, реализацию закономерностей усвоения и результат усвоения.
Виды содержания образования, его функции в формировании личности, способы его обусловливают, и методы обучения данному виду содержания или его части. Таким образом, методы обучения не изобретаются, не конструируются, а выводятся как следствие объективных свойств содержания образования и способов его усвоения.
Каждый из методов отличается сочетанием деятельности педагога и учащихся, а также способами их деятельности.
Вышеописанную классификацию часто критикуют из-за якобы недостаточной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе, однако здесь рационально сочетаются деятельность учителя и ученика, где учитель имеет возможность поделиться своими знаниями с учеником, а тот, в свою очередь, имеет возможность отработать на практике полученные знания.
Наблюдение – практический метод сбора данных, заключающийся в наблюдении и фиксации особенностей поведения, а также выделения особенностей поведения и других психических проявлений. Особенностями метода наблюдения является его преднамеренность, целенаправленность, избирательность, планомерность и систематичность. Наблюдение может быть: целенаправленным или случайным, сплошным или выборочным, длительным или кратковременным, открытым или закрытым, неконтролируемым или контролируемым, полевым или лабораторным. Важнейшие достоинство данного метода заключается в том, что он позволяет увидеть психологическое явление в реальном поведении, в реальной жизни.
Метод наблюдения требует серьезной профессиональной подготовки, поскольку с одной стороны наблюдение весьма простой и доступный метод исследования, а с другой – сложный. Здесь очень важно правильно интерпретировать наблюдаемое явление. Чем опытнее наблюдатель-исследователь, тем точнее он оценивает наблюдаемые им явления, соблюдая основные правила наблюдения. В протокол наблюдения записываются только подлинные факты о наблюдаемых явлениях. Очень важно во время процесса наблюдения не нарушать естественных ход событий посторонними внешними факторами. В современном мире, большую помощь в проведен6ии данного метода оказывают технические средства, такие как, например, диктофон, видеокамера и прочее.
Беседа и интервьюирование относятся к практическим, вербальным методам сбора информации. Интервью – это беседа, которая проводится по определенному плану. Ценность данных методов заключается в установлении личного контакта с объектом исследования.
Беседа может быть формализованной со строго стандартизированной постановкой вопросов и неформализованной, также содержащей стандартизированные вопросы, при этом позволяющие ставить ряд дополнительных уточняющих вопросов. При неформализованной беседе, как правило, устанавливается более тесный контакт между исследователем и респондентом – объектом исследования. Этот контакт способствует получению наиболее полной, глубокой и точной информации. Вызывать человека на откровенность и выслушивать его – это большое искусство. Откровенность людей необходимо ценить, уважать и этически бережно обращаться с полученной информацией. Поэтому существует ряд правил при проведении метода беседы: выбрать подходящее время и место проведения беседы; вести беседу на товарищеском уровне, все понимая, и не осуждая, создать атмосферу полного понимания; четко и ясно формулировать вопросы в простой и понятной форме, побуждающие респондента отвечать на них развернуто; избегать некорректных вопросов.
Процесс беседы обычно не сопровождается протоколированием, однако исследователь может делать для себя некоторые пометки. Форма беседы достаточно подвижна и динамична.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что в настоящее время уделяется недостаточное внимание анализу данного метода исследования. Но при этом признано, что с помощью беседы можно получить важную информацию, которую, порой, нельзя получить в ходе других методов.
Рассмотрим метод, который имеет общее с методом беседы и интервью – это метод анкетирования.
Метод анкетного опроса применяется при изучении субъективных состояний людей, мотиваций, мнений и отношений к каким-либо событиям. А также метод анкетирования предназначен для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений.
Анкетой называется перечень стандартизированных вопросов с возможными вариантами ответов или без них – вопросы закрытого или открытого типа соответственно. Здесь важную роль играют вопросы, предполагающие возможность уклониться от ответа на закрытый вопрос, например, «трудно сказать», «затрудняюсь ответить», и тому подобное. Также используются полузакрытые вопросы, которые заключаются в дополнительных комментариях, замечаниях и прочие ограничения количества выбора вариантов ответа могут быть как жесткими, так и нежесткими.
Анкета заполняется респондентом самостоятельно. Достоверность полученных данных обеспечивается научной обоснованностью тщательностью выполнения основных этапов проведения анкетного опроса:
- Подготовительный этап состоит из определения целей и задач исследования, формулировка вопросов, составление анкеты;
- Оперативный этап заключается в реализации процедуры сбора информации с помощью разработанных анкет;
- Результирующий этап заключен в обработке и анализе полученных данных. При составлении анкет необходимо соблюдать последовательность разделов анкеты: введение, основная часть, заключение. В разделе введение необходимо указать, кто и с какой целью проводит опрос, как будут использованы полученные данные. При составлении основной части анкеты важно грамотно формулировать вопросы и ответы на них. Нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе, например, работа интересная и хорошо оплачиваемая.
Лучше перечислить оба признака по отдельности т. к. работа может быть интересной, но с маленькой заработанной платой или, наоборот, работа приносит высокий доход, но деятельность неинтересна работнику. А если к этому вопросу еще и дано только два варианта ответа – да или нет, то, скорее всего, ответ будет выбран по типу надо что-то ответить на этот вопрос, а значит, такой опрос теряет свою достоверность и, соответственно, смысл, т. к. в результате могут получиться ложные данные.
Так, анализирую анкеты разных образовательных учреждений для родителей о качестве работы образовательной организации, к сожалению, часто можно увидеть вопросы комбинированного типа. При составлении анкет также рекомендуется комбинировать положительные и отрицательные ответы между собой.
В заключении обычно выражается благодарность за сотрудничество. Таким образом, в современной науке методы научного познания рассматриваются как система способов выявления достоверных фактов, установления связей, взаимосвязей, зависимостей, закономерных тенденций развития, а также обобщения сведений и их объективной оценки.
Теоретические методы педагогического исследования необходимы для определения проблемы, формулирования гипотез, для оценки собранных фактов. К теоретическим методам относятся такие методы как анализ, синтез, сравнение, обобщение. С самого начала исследования анализ протекает вместе с синтезом, то есть анализ и синтез существуют в единстве и взаимодействуют между собой. А сравнение, в свою очередь, заключает в себе как анализ, так и синтез. Без сравнения не может быть обобщения. При обобщении происходит процесс включения понятия в объем другого более широкого понятия.
Соответственно, теоретические методы исследования протекают в тесной связи друг с другом. Здесь необходимо, что бы эта взаимосвязь методов дополняла и уточняла друг друга, полнее и глубже раскрывая предмет исследования. При этом важно, чтобы полученные одним методом результаты перепроверялись другим.
К эмпирическим методам психолого-педагогического исследования относятся такие методы как наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование, анкетирование. Данные методы применяются в реальной жизни, на практике. Здесь важно тщательно, грамотно продумать путь взаимодействия исследователя и объекта исследования.
Так, например, при наблюдении исследователю следует не вмешиваться в ход наблюдаемых событий, а при беседе или интервью, исследователю необходимо создать тесный, доверительный контакт с объектом исследования.
Любой метод исследования можно модифицировать, конкретизировать применительно к определенным задачам, условиям и предмету исследования. А значит, исследователю необходимо на высоком уровне владеть методикой применения методов исследования, для получения точных, достоверных, информативных результатов исследования.
Однако несмотря на разделение методов, в ходе исследования они протекают параллельно и в непрерывной, тесной взаимосвязи друг с другом.