Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Реализация принципа наглядности на уроках информатики

Реализация принципа наглядности на уроках информатики

Автор(-ы):

Максимова Наталья Александровна

Булычева Дарья Александровна

23 мая 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

информатика
принцип наглядности
метод наглядности
технические средства
образование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются достоинства и недостатки принципа наглядности на уроках информатики, успешная реализация данного принципа.

Текст статьи

Информатика – это предмет, который знакомит учащихся с основными понятиями компьютерной науки и информационных технологий. Этот предмет включает в себя изучение основ программирования (языки программирования, алгоритмы, структуры данных), работы с операционными системами, создания и обработки баз данных, проектирования и разработки веб-сайтов, редактирования графики и мультимедийных файлов, безопасности информации в сети Интернет и многое другое. Обучение информатике в школе является необходимым, чтобы дать возможность ученикам овладеть навыками работы с компьютером и подготовить их к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Информатика обладает новизной в сравнении с другими школьными предметами. Для этой дисциплины характерно разнообразие применяемых средств технического и программного характера. Информатика опирается на общие дидактические принципы, в числе которых и принцип наглядности. Суть реализации принципа наглядности на уроках информатики заключается в создании условий для более ясного и доступного для учеников изложения материала. Коменский впервые теоретически обосновал принцип наглядности. Он писал: «…ничего не существует в познании, что раньше не было бы в ощущении…поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, а с предметного над ними наблюдения». (Я.А.Коменский Великая дидактика М.. 1906 стр. 180). Современное образование предъявляет новые требования к процессу обучения. Основная цель любого педагога – не только дать ученикам определённый объем знаний, но и развить у них заинтересованность к обучению и творчеству. Интерес к предмету развивается только в том случае, когда обучающемуся ясно то, о чем говорит педагог, когда ученику интересны задания. Именно по этой причине педагог обязан стремиться к обновлению системы обучения. Большинство школ в достаточной мере оснащены компьютерами и проекторами. Важно использовать графические средства, интерактивные презентации, демонстрационные программы и другие средства визуализации. Это помогает ученикам лучше понять теорию и закрепить ее на практике. Кроме того, важно использовать яркие иллюстрации и изображения, которые помогут запомнить и улучшить понимание учениками.

Достоинства принципа наглядности на уроках информатики:

  • Улучшает восприятие материала. Наглядные методы обучения позволяют ученикам быстрее и лучше усваивать информацию.
  • Создает интерес к предмету. Привлекательная и наглядная презентация материала увеличивает интерес учеников к уроку.
  • Улучшает запоминание. Ученики легче запоминают визуальную информацию, поэтому использование наглядных объектов и графических элементов может существенно повысить эффективность обучения.
  • Помогает демонстрировать работу программ и устройств. Наглядность позволяет лучше понимать, как работает компьютер и каким образом решаются задачи в программировании.

Недостатки принципа наглядности на уроках информатики:

  • Может отвлекать внимание. Если презентация слишком яркая, то ученики могут отвлекаться от сути материала.
  • Может быть неэффективным для некоторых учеников. Некоторым ученикам может быть трудно ориентироваться в наглядной информации.
  • Не дает полного представления о материале. Некоторые аспекты предмета могут быть сложными для наглядной демонстрации, что может привести к упущению важных деталей.
  • Требует времени на подготовку. Подготовка наглядного материала может занять много времени учителя.

Как же реализовать принцип наглядности на уроках информатики?

  1. Использовать демонстрации: необходимо показывать шаг за шагом, как выполнять задачу, используя программное обеспечение или кодирование, при этом выводя результаты на доску или проектор. Когда учащиеся сами изучают процессы, выполняют нужные действия, устанавливают связи, достигается наибольшая эффективность принципа наглядности. Необходимо различать демонстрацию как активный метод познания от простого показа. В процессе активной демонстрации внимание обучающихся концентрируется на существенных, а не случайных свойствах. Также необходимо, чтобы ученики объясняли увиденное, таким образом, это повысит их самостоятельность. Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание детей на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов.
  2. Использовать примеры: необходимо приводить конкретные примеры того, как можно применять конкретный аспект информатики в повседневной жизни, чтобы показать его реальную значимость и применимость. Например, люди используют мобильные устройства, компьютеры, планшеты и другие технологии для чтения книг, игр, просмотра фильмов, прослушивания музыки и других видов развлечения. Информатика помогает людям находить и бронировать отели, авиабилеты и другие услуги, связанные с путешествиями.
  3. Использовать графики: необходимо использовать графическое представление информации, чтобы лучше понимать, как она работает.
  4. Использовать аналогии: необходимо сравнивать технологии и процессы, используя знакомые ученикам аналогии. Приведение аналогий используется для упрощения объяснения сложных концепций или процессов. Аналогии помогают пояснить новые идеи, понимание которых может быть затруднительным, путем установления связи с уже известными идеями или предметами. С помощью аналогий можно сделать новую информацию более доступной и понятной для аудитории. Кроме того, использование аналогий может помочь привлечь внимание и увеличить интерес к обсуждаемой теме.
  5. Использовать инструменты для создания и передачи материала: использование программного обеспечения, такого как программы для создания схем и карт, поможет ученикам лучше понять материал. Примером одной из таких программ является приложение Scratch. Это среда для создания программ и анимации, которая позволяет создавать собственные мультфильмы, игры и другие произведения. Программа позволяет детям выразить себя в компьютерном творчестве.
  6. Использовать коллективные проекты: благодаря коллективной работе школьники учатся общаться, выражать свои мысли и идеи, слушать других и учитывать их мнения, работа в группах позволит ученикам узнать о различных точках зрения и подходах к решению задач и проблем, позволит школьникам объединить свои знания и опыт, чтобы совместно решить сложные задачи.

На сегодняшний день использование метода наглядности – это необходимость, идущая рядом с современным уровнем развития образования. Использование метода наглядности на уроках информатики помогает разнообразить получение знаний, научить самоконтролю. Принцип наглядности остается сегодня одним из главных и ведущих принципов дидактики.

Реализация принципа наглядности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Наглядность помогает ученикам лучше понимать теоретические концепции и методы, связанные с компьютерами и информационными технологиями. Конкретные примеры, диаграммы и графики могут помочь ученикам лучше понять, как работают компоненты компьютера, алгоритмы и структуры данных. Также использование наглядных материалов может помочь ученикам лучше запоминать техническую терминологию и формулировки заинтересовать и мотивировать учеников и сделать уроки более интересными и привлекательными.

Список литературы

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования сб. науч. тр. / под ред. Е. С. Полат. М., 2006.
  2. Методика преподавания информатики / под ред. Лапчика М. П., 2003.
  3. Коменский Я.А. Великая дидактика М., 1906, 180 с.

Поделиться

223

Максимова Н. А., Булычева Д. А. Реализация принципа наглядности на уроках информатики // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 80-82. URL: https://apni.ru/article/6295-realizatsiya-printsipa-naglyadnosti-na-urok

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня