Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Реконструкция народного праздника Масленица

Реконструкция народного праздника Масленица

Научный руководитель

Павлова Ольга Александровна

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

народный праздник
культурные традиции
Масленица
этнокультура
народные развлечения

Аннотация статьи

В статье рассматриваются современная праздничная культура народного праздника Масленица, определяются обрядовые традиции, сравниваются масленичные мероприятия дохристианского периода и в современной интерпретации казачества. Обобщается и систематизируется опыт известных российских исследователей в области изучения изменения культурных значений празднования Масленицы. Приводятся примеры проведения современного народного праздника Масленица.

Текст статьи

В современных условиях XXI века, серьезную актуальность приобретает проблема в сохранении, развитии и возрождении традиционной народной культуры.

Народная культура – это бесценный опыт, накопленный народом за многие века. Она проявляется в традициях, обычаях, обрядах, веровании и искусстве, отражающих мировоззрение, нравственные и эстетические принципы, которые определяют самобытность и уникальность нации. К сожалению, многие элементы материальной и духовной народной культуры были утрачены, а процесс безвозвратной потери продолжается и в наши дни. Это создает критическую ситуацию, в результате которой последующие поколения могут оказаться лишенными этого богатейшего наследия. Существует риск потери социальной и духовной связи с нашими предками и культурными традициями, если мы не сможем сохранить и передать их будущим поколениям.

Основой будущего является наше прошлое, у которого есть свойство создания фундамента для дальнейшего развития. Прошлое народа, которое основано на направлениях и идеалах народа, обладает той силой воспитания, которой не столь характерна для передовых систем, основанных на идеях, принятых от других народов. В этом контексте необходимо напомнить давнее утверждение К.Д. Ушинского о том, что созданная самим народом система воспитания – это та сила, которой не обладают лучшие системы, основанные на абстрактных принципах или заимствованных у других культур [3, с. 28].

Русские традиции, обряды и обычаи – это не просто устоявшиеся привычки, а национальное наследие, передаваемое из поколения в поколения. Это часть народной культуры, укорененная в практической и общественной деятельности. Важно отметить, что Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России «в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей» [4].

Все более очевидным становится возрождение праздников, основанных на народных традициях. Для трансляции праздничной культуры и изобретения традиций особую роль играют музеи, культурно-досуговые и образовательные учреждения. Которые самостоятельно готовятся к праздникам, исследуют традиции и обряды праздничных действий, отреставрировав и отобрав самое лучшее, для того чтобы возникнуть в жизни людей и стать потребностью, как в былые времена [5, с. 435].

Существует огромное количество народных праздников, которые являются неотъемлемой частью духовной культуры народа. Уникальные богатейшие традиции, доставшиеся нам по наследству, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. В статье рассмотрим реконструкцию народного праздника Масленица. Изучив исторические и этнологические описания, в которых рассказывается о праздновании Масленицы на Дону.

На Руси первое упоминание о Масленице встречается в XVI веке. Явление это было древним и поистине народным праздником, отражающим двойственность крестьянского мировоззрения, которое включает в себя элементы как христианских доктрин, так и языческих. На протяжении многих веков Масленица была сложным и многогранным ритуалом с большим количеством магических составляющих. У древних христиан праздники напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, посев, сбор урожая и т.д. Именно в народной традиции реализуется художественная деятельность и эстетический вкус человека [2, с. 72].

В 1892 году донским историком В.Д. Сухоруковым была написана книга "Местожительство донских казаков в XVII и XVIII веках». В которой автор окунул нас в столицу донского казачества Новочеркасск, где широко и привольно праздновалась казаками Масленица. Казаки – это народ с огромной историей и богатыми традициями. Одна из таких традиций – празднование Масленицы. "Наши предки чудесным образом праздновали Масленицу, всю неделю, от мала до велика, весь город веселился. Помимо дружеских бесед мужчин и женщин, которые пели всю неделю псалмы и героические песни почти в каждом доме, скачки и стрельба были главным отличием карнавального веселья» [1, с. 567].

Впервые казаки проводы зимы начали отмечать в XVII веке. Не празднование и веселье для казаков было главным на масленице, а соревнование. Масленица являлась прекрасной возможностью для казаков отметить свою общность и показать свои навыки ремесла. Они любили демонстрировать свою храбрость, доблесть и удаль. Во время праздника всегда устраивалась джигитовка и проводились соревнования по владению оружием, устраивались скачки для выявления самых быстрых и энергичных лошадей.

У казаков Масленица праздновалась широко и весело в течение всей недели, а называли её «Сырной», «Масляной», или «Масныци». В станицах особенно придерживались традиций праздника. Каждый день хозяйками выпекались блины по особому рецепту с разнообразными начинками, которые обязательно должны быть легкие и тонкие. Угощали блинами в соответствии с днем праздничной недели. Первый блин выпекали на Масленице, помянуть умерших, а следующими блинами угощали за активное участие и веселье на празднике.

Заканчивалась неделя «Прощеным воскресеньем». Вечером вся семья, традиционно собиралась для прощения друг друга. Кланялись в ноги своим родителям дочери, сыновья и снохи, для получения прощения за все обиды. Казаки приверженцы этой традиции, считая, что уважение к старшим должно быть основой общественного уклада в казачьих сообществах.

К сожалению, с течением времени, традиции казаков стали утрачивать свою важность, постепенно уходя в прошлое. Однако, в последние годы казачество возобновляются, а празднование Масленицы является неотъемлемой частью их традиций.

Реконструкция народного праздника Масленица стала важным событием в жизни казачьей общины. Она позволяет не только воссоздать обряды и традиции прошлого, но и показать их современному поколению. Одним из основных аспектов реконструкции является сохранение национальных ремесел и мастерства.

В настоящее время на праздновании Масленицы казаки создают настоящую атмосферу веселья и радости. На каждом этапе праздника можно встретить интересные действия, например, гуляющих маслениц, угощения из потаенных уголков казачьей кухни и традиционные соревнования в силе и ловкости.

Во время праздника осуществляется концентрация художественного творчества и культурной жизни. Она включает в себя коллекцию театральных постановок, поэзии и прозы, драмы, музыкальных событий, перформансов, шествий, народных гуляний, конкурсов, состязаний и т.д. Архитектурно-декоративный дизайн. Другими словами, составляющая праздника очень разнообразна. Организаторы Масленицы стараются передать зрителю всю глубину казачьей культуры. Каждый элемент реконструкции прорабатывается до мельчайших деталей.

Также, важной традицией остается на национальном празднике Масленицы кульминационная точка – сжигание чучела Масленицы. Этот ритуал символизирует прощание с зимой и встречу весны. На празднике казаки создают круг, внутри которого находится Масленица. Затем, по окончанию праздника, они сжигают этот символ зимы.

Таким образом, стоит отметить, что казаки – настоящие патриоты своего народа и страны, которые почитают свои традиции и культуру. Реконструкция народного праздника Масленица стала прекрасной возможностью не только сохранить наследие прошлого, но и передать его настоящим и будущим поколениям казаков. Это событие объединяет казачью общину, и помогает ей восстановить связь с корнями своей культуры и истории.

Список литературы

  1. Железова, О. Р. Этнический гастрономический туризм, его роль в сохранении национальной культуры и самобытности народов / О. Р. Железова. // Молодой ученый. – 2013.– № 5 (52). – С. 855-858. – URL: https://moluch.ru/archive/52/6887/ (дата обращения: 17.04.2023).
  2. Московина А. С. Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Проблема интерпретации и художественной реконструкции Масленичных обрядов // Культурное наследие России, № 3-4. 2013. C. 71-74.
  3. Неклюдов С. Ю. Фольклор и современность: итоги XX века // От конгресса к конгрессу: Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов. Сб. материалов. – Москва., 2010. – C.37.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ (дата обращения: 18.05.2023).
  5. Ушинский К.Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. – 688 с.

Поделиться

623

Дуничева А. А. Реконструкция народного праздника Масленица // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.II.С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/6301-rekonstruktsiya-narodnogo-prazdnika-maslenits

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря