Автор(-ы):
Алтухова Евгения Юрьевна
Лыкова Наталья Ивановна
24 мая 2023
Аннотация статьи
В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и использования дистанционных форм обучения в современном образовании, так как информатизация активно внедряется в различные сферы жизни человека. Большое место в работе занимает рассмотрение достоинств и недостатков использования дистанционных образовательных технологий, а также анализ результатов их применения.
Текст статьи
В современном мире всё интенсивнее развиваются информационные технологии, которые в свою очередь, влияют на все сферы человеческой жизни. Высшее образование – не исключение. В последнее время в большинстве стран прослеживается четкая тенденция внедрения современных электронных технологий, необходимых для организации учебного процесса.
Активное введение в высшее образование информационно-коммуникационных технологий сегодня находит практическую реализацию информационно-педагогическом и информационно-компьютерном взаимодействии студентов и преподавателей, сочетании и интеграции аудиторных и дистанционных технологий обучения.
В Курском государственном университете (КГУ) активно применяют дистанционные образовательные технологии, что активирует информационное взаимодействие преподавателей и учащихся, дает возможность преподавателям внедрять инновационные методы обучения в учебный процесс, а студентам использовать качественный учебный контент. Так же благодаря применению современных ЦОР студенты имеют возможность обучаться по собственным индивидуальным образовательным траекториям, а еще имеют возможность непрерывного самоконтроля. Совокупность этих преимуществ использования ЦОР способствует, в конечном итоге, общему повышению качества подготовки студентов университета.
В связи с повсеместным распространением информационно-коммуникационных технологий и прочным вхождением их в нашу жизнь существуют разные подходы к их определению.
В общем понимании информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) определяются в литературе, как все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео-, кино-) [1].
В Национальном стандарте Российской Федерации под этими технологиями понимаются информационные процессы и методы работы с информацией, которые осуществляются с использованием средств вычислительной техники и телекоммуникации [3].
Информационно-коммуникационные технологии сейчас повсеместно входят в систему образования на всех её уровнях: дошкольном, обязательном (начальное, основное, среднее), среднем профессиональном, высшем (бакалавриат и специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. информационно-коммуникационные технологии входят в состав средств обучения и воспитания школьников и студентов [6].
Информатизация современного образования обусловлена повышением уровня требований к нему, которые предъявляются обществом. В современных условиях развития образования ЦОР охватывают и решают широкий спектр образовательных задач:
Информационно-коммуникационные технологии в системе высшего образования выполняют следующие основные функции:
За счет использования в процессе обучения школьников и студентов информационно-коммуникационных технологий повышается уровень дидактических возможностей учебного процесса, так как они являются источником информации, делают формы преподнесения учебного материала более доступными для понимания, повышают степень наглядности материала, конкретизируют необходимые понятия, события и явления, организуют и направляют восприятие, удовлетворяют запросы обучающихся по различным направлениям и интересам, делают доступным материал. Цифровые образовательные ресурсы усиливают интерес обучающихся к учебной деятельности, активизируют познавательную деятельность, стимулируют сознательное усвоение учебного материала, облегчают повторение изученного, обобщение, систематизацию и контроль знаний, способствуют развитию мышления, воображения и наблюдательности [5].
Также нельзя не отметить еще одно достоинство использования дистанционных образовательных технологий в обучении школьников и студентов – это гарантия равенства между обучающимися в процессе получения знаний дистанционно, вне зависимости от местоположения, социального статуса и материальной обеспеченности.
Однако на современном этапе развития образования невозможен и нецелесообразен абсолютный переход на дистанционный формат обучения ни в школах, ни в организациях высшего образования, несмотря на опыт преподавателей в этой области (трансляция лекций через сетевые платформы, интерактивное общение с обучающимися, в том числе личные консультации и так далее) [2].
В дистанционном обучении личные контакты учащихся друг с другом и преподавателями минимальны. Следовательно, эта форма обучения не подходит для развития навыков коммуникабельности, толерантности, уверенности в себе или навыков командной работы. Использование только лишь дистанционного обучения делает невозможным полный охват всего спектра необходимых знаний и навыков, из-за недостаточного количества практических занятий. Поэтому качественное среднее и высшее образование по многим направлениям невозможно получить обучаясь дистанционно.
Также определенную сложность в дистанционном обучении для большинства учащихся составляется подбор собственного темпа обучения, системы самодисциплины и самоконтроля, что в свою очередь приводит к некачественному усвоению изученного материала, отставанию от одногруппников, и как следствие, к плохому психо-эмоциональному настрою.
Подводя итог, хочется отметить, что технологии онлайн-обучения являются уникальным и эффективным подспорьем для получения качественного образования, но нельзя полностью переходить на «онлайн», разрушая действующую систему образования РФ, в условиях, когда новые цифровые образовательные технологии еще не до конца изучены и не стали полноценной альтернативой традиционным подходам к обучению.
Список литературы
Поделиться
Алтухова Е. Ю., Лыкова Н. И. Понятие и сущность дистанционного обучения в современной образовательной среде // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/6302-ponyatie-i-sushchnost-distantsionnogo-obuchen