Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Понятие и сущность дистанционного обучения в современной образовательной среде

Понятие и сущность дистанционного обучения в современной образовательной среде

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

Аннотация статьи

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и использования дистанционных форм обучения в современном образовании, так как информатизация активно внедряется в различные сферы жизни человека. Большое место в работе занимает рассмотрение достоинств и недостатков использования дистанционных образовательных технологий, а также анализ результатов их применения.

Текст статьи

В современном мире всё интенсивнее развиваются информационные технологии, которые в свою очередь, влияют на все сферы человеческой жизни. Высшее образование – не исключение. В последнее время в большинстве стран прослеживается четкая тенденция внедрения современных электронных технологий, необходимых для организации учебного процесса.

Активное введение в высшее образование информационно-коммуникационных технологий сегодня находит практическую реализацию информационно-педагогическом и информационно-компьютерном взаимодействии студентов и преподавателей, сочетании и интеграции аудиторных и дистанционных технологий обучения.

В Курском государственном университете (КГУ) активно применяют дистанционные образовательные технологии, что активирует информационное взаимодействие преподавателей и учащихся, дает возможность преподавателям внедрять инновационные методы обучения в учебный процесс, а студентам использовать качественный учебный контент. Так же благодаря применению современных ЦОР студенты имеют возможность обучаться по собственным индивидуальным образовательным траекториям, а еще имеют возможность непрерывного самоконтроля. Совокупность этих преимуществ использования ЦОР способствует, в конечном итоге, общему повышению качества подготовки студентов университета.

В связи с повсеместным распространением информационно-коммуникационных технологий и прочным вхождением их в нашу жизнь существуют разные подходы к их определению.

В общем понимании информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) определяются в литературе, как все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео-, кино-) [1].

В Национальном стандарте Российской Федерации под этими технологиями понимаются информационные процессы и методы работы с информацией, которые осуществляются с использованием средств вычислительной техники и телекоммуникации [3].

Информационно-коммуникационные технологии сейчас повсеместно входят в систему образования на всех её уровнях: дошкольном, обязательном (начальное, основное, среднее), среднем профессиональном, высшем (бакалавриат и специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. информационно-коммуникационные технологии входят в состав средств обучения и воспитания школьников и студентов [6].

Информатизация современного образования обусловлена повышением уровня требований к нему, которые предъявляются обществом. В современных условиях развития образования ЦОР охватывают и решают широкий спектр образовательных задач:

  • повышение уровня и качества обучения;
  • повышение интеллектуальной и творческой активности учащихся;
  • интеграция различных видов учебной деятельности;
  • адаптация информационно-коммуникационных технологий с учетом индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся;
  • осуществление преемственности и непрерывности в обучении;
  • разработка и внедрение методов и средств дистанционного обучения на основе этих технологий;
  • совершенствование программного и методического обеспечения образовательного процесса;
  • удовлетворение требований общества, предъявляемых к системе образования.

Информационно-коммуникационные технологии в системе высшего образования выполняют следующие основные функции:

  • коммуникативную: обучающиеся получают информацию через анализаторы;
  • научно-исследовательскую: обучающиеся могут использовать получаемую информацию с исследовательской целью: для познания, для моделирования содержания и форм подачи информации;
  • управленческую: обучающиеся готовятся к выполнению заданий, получают обратную связь в процессе восприятия и усвоения информации и корректируют эти процессы;
  • кумулятивную: учебная и учебно-методическая информация объединяется, систематизируется, хранится, документализируется в технических комплексах и устройствах (комплектование и создание фонотек и видеотек, накопление, сохранение, передача информации с помощью современных информационных технологий) [4].

За счет использования в процессе обучения школьников и студентов информационно-коммуникационных технологий повышается уровень дидактических возможностей учебного процесса, так как они являются источником информации, делают формы преподнесения учебного материала более доступными для понимания, повышают степень наглядности материала, конкретизируют необходимые понятия, события и явления, организуют и направляют восприятие, удовлетворяют запросы обучающихся по различным направлениям и интересам, делают доступным материал. Цифровые образовательные ресурсы усиливают интерес обучающихся к учебной деятельности, активизируют познавательную деятельность, стимулируют сознательное усвоение учебного материала, облегчают повторение изученного, обобщение, систематизацию и контроль знаний, способствуют развитию мышления, воображения и наблюдательности [5].

Также нельзя не отметить еще одно достоинство использования дистанционных образовательных технологий в обучении школьников и студентов – это гарантия равенства между обучающимися в процессе получения знаний дистанционно, вне зависимости от местоположения, социального статуса и материальной обеспеченности.

Однако на современном этапе развития образования невозможен и нецелесообразен абсолютный переход на дистанционный формат обучения ни в школах, ни в организациях высшего образования, несмотря на опыт преподавателей в этой области (трансляция лекций через сетевые платформы, интерактивное общение с обучающимися, в том числе личные консультации и так далее) [2].

В дистанционном обучении личные контакты учащихся друг с другом и преподавателями минимальны. Следовательно, эта форма обучения не подходит для развития навыков коммуникабельности, толерантности, уверенности в себе или навыков командной работы. Использование только лишь дистанционного обучения делает невозможным полный охват всего спектра необходимых знаний и навыков, из-за недостаточного количества практических занятий. Поэтому качественное среднее и высшее образование по многим направлениям невозможно получить обучаясь дистанционно.

Также определенную сложность в дистанционном обучении для большинства учащихся составляется подбор собственного темпа обучения, системы самодисциплины и самоконтроля, что в свою очередь приводит к некачественному усвоению изученного материала, отставанию от одногруппников, и как следствие, к плохому психо-эмоциональному настрою.

Подводя итог, хочется отметить, что технологии онлайн-обучения являются уникальным и эффективным подспорьем для получения качественного образования, но нельзя полностью переходить на «онлайн», разрушая действующую систему образования РФ, в условиях, когда новые цифровые образовательные технологии еще не до конца изучены и не стали полноценной альтернативой традиционным подходам к обучению.

Список литературы

  1. Ахметова Д.З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации / Д.З Ахметова – Казань: Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. – 176 с.
  2. Агранович Б.Л. Системный анализ стратегий информатизации образования /Б.Л. Агранович, Б.Н. Богатырь, В.З. Ямпольский // Проблемы информатизации высшей школы. – 1997. – № 3. – С. 9–13.
  3. Белозерцев, Е.Г. Педагогика профессионального образования / Е.Г. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков; под.ред. В.А. Сластенина. – Москва: Академия, 2004. – 368с.
  4. Волокитин, К.П. Современные информационные технологии в управлении качеством образования / К.П. Волокитин // Информатика и образование. – 2005. №8. – С.45–54.
  5.  Лабушева Т.М. Основные способы оптимизации работы преподавателя в Moodle / Т. М. Лабушева, Т. Н. Ямских // Информатизация образования и методика электронного обучения : материалы II Международной научной конференции, Красноярск, 25-28 сентября 2018 г. : в 2 ч. – Ч. 2. – Красноярск: СФУ, 2018. – С. 134–138.
  6. Новикова Е.Ю. Настройка образовательного контента в СДО Moodle : учебно-методическое пособие / Е. Ю. Новикова, Е. Д. Гавва, Л. В. Сурчалова; Министерство образования Саратовской области, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования». – Саратов: СОИРО, 2020. – 44 с.

Поделиться

761

Алтухова Е. Ю., Лыкова Н. И. Понятие и сущность дистанционного обучения в современной образовательной среде // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/6302-ponyatie-i-sushchnost-distantsionnogo-obuchen

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря