Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Использование кинезиологических сказок в работе с детьми с нарушением зрения в Д...

Использование кинезиологических сказок в работе с детьми с нарушением зрения в ДОУ

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

нарушения зрения
дети дошкольного возраста
кинезиологическая коррекция
физическое и психофизиологическое развитие
коммуникативные упражнения

Аннотация статьи

Данная работа исследует влияние кинезиологической коррекции на развитие детей с нарушениями зрения в дошкольных организациях. Описываются особенности развития детей с нарушениями зрения, связанные с недостаточной коррекционной работой, их замедленное развитие и некоординированность зрительно-двигательных функций. В работе подробно рассматривается применение кинезиологической коррекции, основанной на двигательных упражнениях, для развития физических и психофизиологических качеств детей с нарушениями зрения.

Текст статьи

В настоящее время в дошкольных организациях стремительно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с нарушениями зрения.

Зрение имеет сложные и многообразные связи с другими функциями и играет важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка. Нарушение зрения при отсутствии должной коррекционной работы ведет к появлению вторичных дефектов.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.

У таких детей так же можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. Характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц, задержка в развитии зрительно-моторных координаций.

Специфика обучения детей с нарушением зрения выражается в учете особенностей развития детей, опоре на сохранные возможности, в дифференцированном подходе к детям, в применении специальных форм и методов коррекционной работы.

Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

В своей работе кинезиологические упражнения мы включаем в основную и вводную части занятий, перед подачей нового материала, для развития мелкой моторики в ходе групповых и индивидуальных занятий, коррекционного часа и в совместной деятельности. В целом эти упражнения выполняют психологическую настройку на предстоящую деятельность.

Выполняются они в медленном темпе, по образцу, по словесной инструкции сначала правой рукой, потом левой рукой, затем синхронно двумя руками.

Для дошкольников с нарушениями зрения важно включение коммуникативных упражнений. Они бывают трех видов:

  • Индивидуальные упражнения (способствуют восстановлению и дальнейшему углублению контакта с собственным телом).
  • Парные упражнения (способствуют «открытости» по отношению к партнеру).
  • Групповые упражнения (позволяют ребенку получить навыки взаимодействия в коллективе по средствам организации совместной деятельности).

Кинезиолгические упражнения в своей работе применяют все специалисты и воспитатели нашего детского сада. Каждое упражнение учим отдельно в течение 2х месяцев и затем их соединяем в сказки. Сказка сопровождается презентацией, опорными картинками, схемами упражнений, музыкальным сопровождением. Ниже представлены некоторые сказки из цикла «Про Машу».

Таким образом, наши сказки носят поучительный характер, способствуют развитию коммуникативных навыков, снятию психоэмоционального напряжения, развитию зрительного восприятия.

Сказка «Маша идет в гости к медведю»

Стоял на лесной опушке домик (выполняется упражнение «Домик»: Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом) В этом домике жила Маша. И решила она пойти в гости к медведю. Спустилась девочка с крылечка по лесенкам (выполняется упражнение «Лесенка»: Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой – к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют верхнюю пару и меняют пары местами. Продолжают упражнение в быстром темпе) и поздоровалась с солнцем (выполняется упражнение «Солнце»

Солнце рано встало

Всех детишек приласкало)

И побежала по дорожке. (тактильные дорожки с манной крупой)

И по пути встретила ежа (выполняется упражнение «Еж»

Ежик, ежик колкий

Где твои иголки вот они вот они

Ежик, ежик колкий спрячь свои иголки…

Раз и не иголок.

И побежали они по дорожке. (упражнение с нейротренажерами).

Встретили они лису с зайцем. Те весело играли друг с другом в догонялки. (выполняется упражнение «Лиса – заяц»: «Заяц» – указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. «Лиса» – указательный и мизинец подняты вверх (уши), средний и безымянный вытянуты вперед и прижаты к большому пальцу (мордочка).

Усложнение: на одной руке показываем зайца, а другой – лису, затем меняем положение).

И Маша позвала их тоже к медведю в гости. И пошли они вместе по дорожке (выполняется упражнение «Кулак-ребро-ладонь. Ребенок выполняет три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола).

Пока шли увидели яблоню и решили сорвать с собой гостинцы, да и путь предстоял длинный (Сорвали яблоки упражнение на растяжку). Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Собрали яблоки и идут дальше по дорожке (кулак – ладонь) и увидели белку, которая скакала по деревьям и искала свои спрятанные запасы. Упражнение «Глаз – путешественник» (желудь, гриб, еловая шишка, сосновая, рябина, лесной орех) – глазодвигательное упражнение.

Белочка их поблагодарила и от радости сплясала «Лезгинку»

Кисть мы в кулачок сжимаем

А другую разжимаем

А потом их поменяем

И лезгинку начинаем.

Друзья пригласили с собой и белочку и пошли все вместе. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

И пришли они к медведю. Медведь пригласил их к столу и угостил оладушками (выполняется упражнение «Оладушки»).

Мы играли в ладушки, жарили оладушки

Так пожарим повернем

И опять играть начнем.

И в конце Маша и ее друзья станцевали веселый танец (выполняется нейротанец).

И обратно все вместе уехали на велосипеде (выполняется упражнение на растяжку «Велосипеды»: Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением).

Сказка «День рождения Маши»

Проснулась Маша рано утром потянулась (выполняется упражнение «Потягушки»).

И спустилась по лесенкам вниз (выполняется упражнение «Лесенка»). На столе стояла ваза с цветами (выполняется упражнение «Букет цветов»:

Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»)

Выглянуло солнышко.

Солнышко, свети – свети! (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)

Зернышко, расти – расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)

Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно).

Распускаются цветочки. (Кисти сжимаем и разжимаем по очереди), а рядом лежала открытка с днем рождения от Миши и подарок ожерелье (выполняется упражнение «Ожерелье»: Ожерелье мы составим – Маше мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе).

Маша начала звать Мишу, его нигде не было (выполняется упражнение «Глазки» – глазодвигательное упражнение: посмотреть по сторонам: вниз, вверх, влево, вправо)

Маша выбежала на улицу, на небе ярко светило солнце (выполняется упражнение «Ласковое солнышко» – психогимнастика с элементами кинезиологии). Во дворе ее уже встречали гусь, курочка, петух (выполняется упражнение «Гусь-курочка-петух»). Они поздравили ее с днем рождения и подарили колечко (выполняется упражнение «Колечко»). Маша пригласила их в дом (выполняется упражнение «Домик») пить чай.

В это время пришел Миша и принес торт со свечками и книгу про животный мир. (выполняется упражнение «Свеча»)Маша задула свечки и все сели пить чай. Затем спели «Каравай».

Сказка «Маша – следопыт»

Маша прочитала энциклопедию про животный мир. И она захотела посмотреть, кто обитает в ее лесу. Взяла фонарик (выполняется упражнение «Фонарик») и побежала по лесу (выполняется упражнение «Ёлка»).

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

А под елкой ползла змея (выполняется упражнение «Змея». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе). Потом Маша увидела бабочку (выполняется упражнение «Бабочка». Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки) и побежала за бабочкой. Бабочка прилетела на пруд, где сидела лягушка (выполняется упражнение «Лягушка»: Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой).

Хотела поиграть Маша с лягушкой, но неожиданно начался дождик (выполняется упражнение «Дождик»).

Капля – раз, капля – два,

Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом. (бег)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. (хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (соединить руки над головой)

и побежала Маша быстрее домой (выполняется упражнение «Кулак-ребро-ладонь).

А пока Маша бежала домой, на небе появилась радуга (выполняется глазодвигательное упражнение «Найди цвета радуги»).

Вся работа в данном направлении строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. В результате применения кинезиологических упражнений в коррекционной работе дети стали более активно включатся в деятельность, с удовольствием выполняют упражнения, заряжаются энергией и позитивом.

Список литературы

  1. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kartoteka_kineziologicheskikh_uprazhnenii_dlia_detei_starshego_doshkolnogo_vozra
  2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998.
  3. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.

Поделиться

539

Андреева М. А., Скругина Н. Н. Использование кинезиологических сказок в работе с детьми с нарушением зрения в ДОУ // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 61-64. URL: https://apni.ru/article/6305-ispolzovanie-kineziologicheskikh-skazok

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа