Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Значение игровой деятельности в формировании финансовой грамотности обучающихся

Значение игровой деятельности в формировании финансовой грамотности обучающихся

Научный руководитель

Михайличенко Николай Анатольевич

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

финансовая грамотность
бюджетирование
инвестирование
кредиты
налоги
управление финансами
умение распоряжаться деньгами
финансовое планирование

Аннотация статьи

В статье рассматривается значение финансовой грамотности в жизни обучающийся в школе детей, способы знакомства и обучения детей финансовым знаниям. Также раскрыто определение понятия «финансовая грамотность» и смежных с ним понятий. Предлагаются игры и практики для знакомства и умения взаимодействовать со своими финансами.

Текст статьи

Финансовая грамотность является одним из наиболее важных навыков в современном мире. Она позволяет людям принимать осознанные решения насчет своих финансов, управлять своим бюджетом, инвестировать и сохранять деньги. Кроме того, финансовая грамотность является необходимым условием для достижения финансовой стабильности и благосостояния.

Финансовая грамотность также очень важна для подрастающего поколения, как и для взрослых людей. Обучающиеся уже должны задумываться о своем будущем и принимать первые серьезные решения, которые могут повлиять на их финансовое положение на многие годы вперед.

В двадцать первом веке финансовые знания и умение управлять своими деньгами являются необходимыми навыками для успешной жизни. Особенно важно научиться этому на ранней стадии, чтобы избежать серьезных финансовых проблем в будущем. Сейчас, будучи школьниками, дети могут уже работать, самостоятельно зарабатывать свои первые деньги, не опираясь на родителей. Старшеклассники – это уже почти взрослые люди, которые готовятся к самостоятельной жизни и выбору профессии. Поэтому они должны быть осведомлены об основах финансового планирования, бюджетирования и инвестирования. Кроме того, правильное отношение к деньгам поможет им избежать многих личных проблем, таких как задолженности по кредитам или потеря контроля над своими расходами.

Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться деньгами и принимать взвешенные финансовые решения. Для старших школьников ключевыми понятиями финансовой грамотности являются: бюджетирование, инвестирование, кредиты, налоги и защита своих финансовых прав [1].

Бюджетирование – это планирование своих доходов и расходов на определенный период времени. Школьники должны уметь составлять личный бюджет и следить за его выполнением.

Инвестирование – это размещение денег с целью получения прибыли. Обучающиеся должны знать о том, что есть различные виды инвестиций (акции, облигации, недвижимость), а также о рисках и возможностях каждого из них.

Кредиты – это заемные средства, которые нужно вернуть с процентами. Ученики должны знать о том, как работает система кредитования и какие могут быть последствия неоплаты кредита.

Налоги – это обязательные платежи в бюджет государства. Школьникам нужно знать, что такое налоги и зачем они нужны, а также как правильно заполнять декларацию по налогу на доходы физических лиц.

Обучающиеся в школе дети должны понимать то, с чем им придётся взаимодействовать и работать в будущем, поэтому развитие финансовой грамотности в школе является важным аспектом формирования будущих потребителей общества. Для этого необходимо создать соответствующую образовательную среду, которая позволит обучающимся получить знания и навыки в области финансов.

Для этого можно проводить в школе специальные уроки по финансовой грамотности, которые помогут обучающимся понять основные принципы управления своими доходами и расходами, разобраться в том, что такое кредитование и инвестирование. Также можно организовывать игры, которые, которые будут связаны с экономикой и финансами, ил конкурсы, которые позволят стимулировать интерес к изучению финансовых вопросов.

Например, можно провести такие игры как:

Деловая игра «Финансовый театр». Игра предназначена для детей от 7 до 13 лет. Игра знакомит обучающихся с темой финансового планирования на примере персонажей сказок, учит рационально подходить к управлению расходами.

Игра «Финансовый блогер». Игра предназначена для детей от 10 до 16 лет. Игра погружает участников во внутреннюю структуру профессии блогера, учит писать тексты, анализировать информацию и на ее основе формулировать финансовые советы для сверстников. Участники игры получают опыт составления личного финансового плана, постановки финансовой цели и прогнозирования сроков ее достижения [2].

Дома родители могут помочь своим детям развивать финансовую грамотность, предоставив им возможность самостоятельно управлять своими доходами (например, через выплату карманных денег) и расходами (через составление бюджета на месяц).

Для того, чтобы дети могли правильно организовывать свои деньги, распоряжаться своим бюджетом, родители могут предложить детям такие игры и практики как:

Практика «Мини-банк». Практика предназначена для детей, которые только начинают взаимодействовать с деньгами. Она показывает принципы финансового планирования, донести до них принцип «сначала зарабатываем, потом тратим»

Развитие финансовой грамотности является ключевым элементом в формировании здоровой экономической культуры общества, поэтому необходимо уделить этому внимание как в школе, так и дома.

Обучающиеся, столкнувшиеся с необходимостью управления своими финансами, могут столкнуться со сложностями. Важно научиться практическим навыкам управления своим бюджетом и избежать того, чтобы у них возникли проблемы в данной сфере их жизни.

Для этого, первое, что они должны сделать – научиться создавать личный бюджет. То есть, определите все доходы и расходы, чтобы понять, сколько денег они могут потратить в месяц. Выбрать способ отслеживания своих расходов и доходов: это может быть блокнот или приложение для учета расходов и так далее.

Обучающиеся должны уметь контролировать свои расходы. Для этого, к примеру, перед походом в магазин нужно создать список покупок, чтобы избежать необдуманных покупок.

Нельзя забывать о кредитных картах. Использование кредитной карты должно быть ответственным и осознанным. Для этого также необходимо, чтобы дети умели ими пользоваться. Они должны научиться избегать задолженности по кредитной карте и оплачивайте ее вовремя.

Практические навыки управления финансами – это важный элемент финансовой грамотности, который поможет обучающимся справиться с жизненными вызовами и создать финансовую стабильность в будущем [3].

Таким образом, можно сказать, что финансовая грамотность является одной из важнейших для обучающихся составляющей их жизни. Знание основ финансового планирования, умение бюджетировать свои сбережения помогут обучающимся принимать правильные решения в будущем. Кроме того, финансовая грамотность поможет им избежать долгосрочных финансовых проблем и обеспечить стабильный доход в будущем. Поэтому необходимо, что бы данная тема была популяризирована среди обучающихся и были созданы условия для их развития в этой области. Именно такие усилия помогут создать осведомленное и успешное новое поколение, которое будет способствовать процветанию общества.

Список литературы

  1. Меркулова И.В., Лукьянова А.Ю. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016. С. 136.
  2. Финансовая математика: учебное пособие / Е.В. Ширшов [и др.]. – Москва: КНОРУС, 2007. С 144.
  3. Аликина О.В. Введение экономических знаний в обучении младших школьников Фестиваль идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/

Поделиться

809

Журтова К. Р. Значение игровой деятельности в формировании финансовой грамотности обучающихся // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/6306-znachenie-igrovoj-deyatelnosti-v-formirovanii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря