Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Методика обучения поисковому чтению на уроках английского языка в начальных клас...

Методика обучения поисковому чтению на уроках английского языка в начальных классах

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

английский язык
виды чтения
обучение чтению
поисковое чтение
просмотровое чтение
текстовые задания
чтение вслух
чтение про себя
начальная школа
младший школьник

Аннотация статьи

В данной статье пойдет речь про чтение, которое является важнейшим элементом в обучении иностранному языку. В статье рассмотрены виды чтения: ознакомительное, просмотровое, изучающее и поисковое. Приведен алгоритм обучения поисковому чтению на уроках английского языка в начальных классах. Автор уделяет особое внимание тому, как научить младших школьников читать на английском языке, при этом учитывая контроль понимания текста учащимися. В статье приведены этапы заданий, чтобы овладеть технологией чтения на английском языке.

Текст статьи

Введение

Целью статьи является выявление эффективности использования упражнений при обучении поисковому чтению учащихся начальной школы. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что использование разработанных упражнений на уроках английского языка будет способствовать повышению уровня сформированности знаний и умений поискового чтения.

Задачами исследования стало:

  1. Выявление роли и места чтения при обучении иностранному языку;
  2. Характеристика основных видов чтения;
  3. Анализ УМК для 4 класса;
  4. Разработка упражнений для обучения поисковому чтению и их апробирование на уроках.

Поставленные задачи решались с использованием изучения литературы, документов на исследуемую тему, наблюдения и беседы, анализа и эксперимента.

Методической базой для нашего исследования послужили труды ученых: М.Е. Брейгина, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, С.Ф. Шатилов, Е.А. Маслыко и др.

Теоретическая база исследования заключалась в определении сути чтения как вида речевой деятельности, а также во взаимосвязи чтения с другими видами речевой деятельности, а также в создании методики, комплекса упражнений, способствующих эффективному формированию навыков поискового чтения на уроках английского языка в общеобразовательных школах. При написании были выделены компоненты содержания обучению чтению и определены требования к текстам для чтения. Новизна исследования определилась комплексным подходом к разработке данной темы с теоретической и практической точек зрения.

Чтение одно из главных видов речевой деятельности, направленное на зрительное восприятие и понимание письменной речи. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности, формирует лексические, фонетические и грамматические навыки, которые представляют собой зрительные речемоторные слуховые связи языка с их значением. При помощи чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов. В начальных классах в период обучения чтению на уроках английского языка полагает читать тексты с разным уровнем понимания. Сначала необходимо познакомить учащихся с аудированием текста для того, чтобы научить воспринимать речь на слух, а уже при чтении понимать эту же информацию зрительно.

При обучении чтению выделяют четыре вида чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое.

Просмотровое чтение

Просмотровое чтение направлено на определение темы текста, о чем будет идти речь далее. Целью является получить общее представление о теме в тексте, статье, изучаемом материале. Основной задачей читающего является установить относится ли данный материал к интересующей теме, зачастую это беглое и выборочное чтение [7, c. 119]. Учебные задания должны быть ориентированы на логико-смысловой структуре текста.

Ознакомительное чтение

Ознакомительное чтение предусматривает получение разных результатов. Учащиеся знакомятся с конкретным содержанием текста, сосредотачивая свое внимание на основной информации. Предметом внимания читающего становится все речевое произведение (рассказ, статья, книга) без предварительной специальной установки на конкретное использование или воспроизведение полученной информации. Цель ознакомительного чтения является извлечение из текста основной информации. Данный вид чтения, можно назвать как чтение для себя без каких-либо установок на дальнейшее использование текста или воспроизведение изученной информации [3, с. 103].

Изучающее чтение

При изучающем чтении нужно максимально полно и точно понять информацию, которая содержится в тексте, определить будет ли она использоваться в дальнейшем. Данный вид чтения предполагает максимально точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, подразумевающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и лексические связи текста. Задачей является формирование умения самостоятельно преодолевать трудности в понимании иностранного языка, понять информацию, но не языковой материал.

Поисковое чтение

При поисковом чтении подразумевается чтение для поиска конкретной информации и использования ее в момент чтения. Целью является быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных [2. с. 34]. На уроках английского языка такой вид чтения используется для выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий: ответы на вопросы, нахождение ошибок и в определении ложности или правдивости высказываний по тексту [1, с. 22].

Предтекстовый этап нужен для того, чтобы убрать трудности в понимании содержания текста, когда преподаватель сообщает сведения об авторе или тексте кратко, либо предлагает выполнить предтекстовые упражнения, в которых формируется языковая догадка, навыки словообразования. В заданиях учитываются структурно-смысловые и лексико-грамматические особенности для текста.

Текстовый этап: упражнения должны направлять учащихся на общее понимание текста, на извлечение основной и второстепенной информации из текста, на нахождение смысла текста, лексико-семантической основы объединения смысловых отрезков в единое целое. Для решения тестовых заданий, ученикам дают указания на нахождение смысла текста, на скорость и вид в процессе чтения.

Послетекстовый этап необходим, чтобы осуществить контроль понимания содержания прочитанного текста [4, с. 8]. В данном виде чтения читающему известно о том, что информация, которую он ищет, содержится в данной книге или статье. Прочитывая текст читающий, обращается к определенным частям или разделам текста для поиска интересующей конкретной информации.

При обучении чтению на уроках английского языка чаще всего применяют именно поисковое чтение, так как поиск той или иной информации осуществляется по указанию преподавателя. Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс. Важным является содержание текстов, что в принципе предопределяет будут ли учащиеся относиться к чтению на английском языке, как к способу получения информации или нет. Поэтому все тексты должны представлять для них определенный интерес. Кроме легких текстов, необходимо читать и более сложные тексты, в зависимости от уровня знаний школьников.

Обучение чтению на английском языке должно опираться на уже имеющемся опыте чтения на родном языке. Привычным на родном языке является чтение «про себя», поэтому и при обучении иностранному языку его следует вводить раньше уже в третьем классе. Обучение младших школьников должно быть больше похоже на игру, где дети поют, рисуют, играют и при этом учатся общаться на английском языке. Использование таких аутентичных материалов как детские стихи, песни, игры на английском языке, при которых школьники осваивают чтение, устный счет и цвета.

Примерный алгоритм обучения поисковому чтению

Примерный алгоритм обучения поисковому чтению следующий:

  • Внимательно прочитать заголовок текста и вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста.
  • Прочитать первое предложение текста. Сопоставить его содержание с заголовком.
  • Прочитать первый абзац. Сопоставить его содержание со своим представлением о главной мысли текста.
  • Просмотреть все остальные абзацы, сопоставить их содержание с представлением главной мысли текста и обращать особое внимание на содержание первых предложений абзацев.
  • Сформулировать ответ на вопрос – «О чем повествуется в тексте?».

Приведем пример предтекстового задания и рассмотрим его выполнение:

Multiple Matching Headings – проверяется способность учащегося выделять главное в тексте (заголовок). Развивается способность к прогнозированию.

  1. Read the text. (Прочитать текст)
  2. Read the headings. (Прочитать заголовок.)
  3. Cross out the example heading. (Подчеркнуть примерный заголовок.)
  4. Look for the key words in the text which are relevant to the headings. Underline them. (Найти ключевые слова в тексте, которые относятся к заголовкам. Подчеркнуть их.)
  5. Decide on the extra heading. (Придумать дополнительный заголовок.)
  6. Do not spend too much time on any of the choice. (Не тратьте слишком много времени на другой выбор.)

Заголовки или предложения, напечатанные для основного текста для того, чтобы учащиеся получили общее представление о главных идеях, прежде чем, начать читать текст. Так как могут возникнуть трудности с дальнейшими частями текста, лучше вернуться и пересмотреть правильно ли был сделан выбор.

Multiple choice – это задание на полное понимание текста. Нужно внимательно прочитать текст и задания к нему, чтобы суметь отличить похожие ответы, причину и следствие. У школьников развивается концентрация внимания, логическое мышление, способность к оценке. Главное – значение. Вопросы даются в том же порядке, что и информация в тексте. Учащиеся в парах выполняют тест по тексту, пользуясь инструкцией:

  1. Read the questions first. What kind of text is it? (Прочитать сначала вопрос. Какой это текст?)
  2. Skim-read the text. (Прочитать текст еще раз.)
  3. Read over the questions and then scan the text to find where the answers can be found. (Прочитать вопросы еще раз и найти, где могут быть ответы).
  4. While reading the text, underline the parts which justify your answers. (После чтения текста, подчеркнуть слова, которые подтверждают ответы.)
  5. Answer the questions. (Ответить на вопросы.)
  6. Do not spend too much time on any one choice. Come back and check it later. (Не тратьте слишком много времени на выбор. Вы можете вернуться к тексту еще раз.)

Чтение связано с говорением, так как чтение «вслух» представляет собой «контролируемое чтение», а чтение «про себя» представляет собой внутреннее проговаривание с возникновением образов в мыслях [5, с. 68]. Обучение чтению можно разделить на две ситуации: чтение «про себя» и чтение «вслух». Задачей школы является научить учащихся читать про себя, так как в жизни чтение вслух на английском языке требуется очень небольшому кругу лиц. Запоминание при чтении может быть, как непроизвольным, так и произвольным. Непроизвольное запоминание – это ознакомительное чтение, когда внимание читающего целиком направлено на содержание текста. Произвольное запоминание – это когда запоминание достигается тем, что внимание учащегося сознательно направляется не только на содержание, но и на языковые средства его выражения [10, с. 18].

Чтение вслух используется не только для создания в долговременной памяти зрительно-слухомоторных образов английских букв и слов, но и для развития и умения объединять элемент предложения и правильно оформлять их ритмически и интонационно; для ускорения темпа чтения до нормальной скорости говорения [8, с. 24].

Заключение

В заключении можно отметить, что обучение чтению в общеобразовательных школах достаточно сложный процесс. Целью обучения чтению на английском языке является не только научить школьников понимать текст, но и обучить их стратегиям чтения текстов разных стилей и жанров. В настоящее время необходимо обучать детей быстро ориентироваться и находить нужную информацию в интернете, что свидетельствует о важности поисково-просмотрового чтения. При изучении литературы, было выявлено несколько видов чтения: просмотровое и поисковое. Такие виды чтения, как ознакомительное и изучающее, имеют цель получения разных результатов.

При поисковом чтение извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Обучение чтению в школе – сложный процесс, подразумевающий коммуникативное развитие учащихся. В нашем исследовании мы рассмотрели все виды чтения, но подробно остановились на поисковом чтении, его функциях, задачах, предложили ряд упражнений для выявления уровня навыков поискового чтения. При проведении контроля положительные эмоции оказывали благотворное влияние на протекание умственной деятельности и способствовали умственной мотивации к изучению иностранного языка. Этому способствовало правильно организованный контроль и интересные тексты с заданиями к ним. При прохождении практики нами были разработаны тексты разной тематики и комплексы упражнений к ним. Из исследования можно отметить, что на вводном контроле, уровень сформированности навыков поискового чтения был недостаточно высок. После проведения вводного контроля было проведено опытное обучение по формированию навыков поискового чтения по текстам УМК «Spotlight 4», и к ним были разработаны комплексы упражнений. По итогам было отмечено, что уровень сформированности навыков возрос. В начальных классах при обучении чтению у школьников формируются компенсаторные умения, которые позволяют им восполнять пробелы в языке: детям предлагается в процессе чтения текста догадаться, что может означать то или иное слово, с которым они еще не знакомы, или пользоваться словарем и транскрипцией. Чтение текста всегда начинается с заголовка. Важно научить детей вдумчиво читать и предполагать, о чем, будет идти речь в тексте. Если заголовок не может помочь в этом, то следует обратить внимание на первый абзац текста. Таким образом у детей формируется умение прогнозировать содержание текста, что облегчает его последующее понимание.

В заключении отметим, что чтение на английском языке представляет собой одно из важнейших средств получения информации. На уроках школьники учатся читать, анализировать, систематизировать информацию, работать в парах и самостоятельно. Важно обучить детей не только правильно читать, но и извлекать главную информацию из текста. Исследовав часто допускаемые ошибки, мы пришли к выводу, что более всего учащиеся допускают ошибки при нахождении лексических ошибок в предложениях. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости применения упражнений для устранения трудностей, возникающих при обучении поисковому чтению.

Подводя итоги статьи, хотелось сказать, что обучение чтению оказывает огромное влияние на изучение иностранного языка. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки. Рассмотренная нами методика обучения поисковому чтению может улучшить и облегчить обучение чтению у детей, а предложенные тексты могут легко проверить прочитанную учащимися информацию.

Список литературы

  1. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности, Иностранные языки в школе. 1991. №2.
  2. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности, Ин.яз. в школе. 1997. № 1-2.
  3. Гальская Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, Пособие для учителя, 2-е изд., переработано и дополнено. Москва, АРКТИ, 2003.
  4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва, Высшая школа, 1992.
  5. Горчев А.Ю. Объекты и приемы контроля, Иностранные языки в школе, 1994. № 6. 
  6. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Москва, Просвещение, 1973.
  7. Маслыко Е.А., Будько А.С., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка, Справочное пособие / 5-е изд., стереотип. Лен.: Высшая школа., 2005.
  8. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе. Москва: Просвещение, 2001.
  9. Лукьянчикова Н.В. Обучение английскому языку на начальном этапе, Начальная школа, 2001, № 11.
  10. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс лекций, Москва: АСТ, 2010.

Поделиться

2016

Оводкова С. А. Методика обучения поисковому чтению на уроках английского языка в начальных классах // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.III.С. 83-87. URL: https://apni.ru/article/6309-metodika-obucheniya-poiskovomu-chteniyu-na-ur

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря