Оздоровление детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры

Оздоровление детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры

В статье рассматриваются вопросы оздоровления и умственного развития детей дошкольного возраста посредством внедрения в воспитательный процесс комплекса оздоровительных мероприятий.

Аннотация статьи
физическая культура
тестирование
дошкольный возраст
оздоровительные мероприятия
комплексы упражнений
Ключевые слова

Комплексное развитие малышей, гармонично сочетающее в себе физическое здоровье, гармоничное развитием физических качеств и способностей, является приоритетным направлением деятельности всех структур государства в современном обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах.

Анализ результатов ежегодных медицинских наблюдений показывает, что большинство малышей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различного рода отклонения в состоянии здоровья, отмечается недостаток физического развития, показатели которого не соответствуют сезитивным периодам развития физических качеств. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и останутся актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

По современным научным представлениям, основными факторами, детерминирующими здоровье, являются: наследственность, среда обитания и образ жизни человека [1]. Без обеспечения детей оптимальными для жизнедеятельности организма условиями развития, обучения и воспитания не может быть речи о сохранении и, тем более, об укреплении здоровья. Физическое и психическое здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, дарований и природных способностей. Целесообразно заметить, что развитие, корректирующееся с возрастом, касается не только двигательного аппарата, но и влияет на развитие умственных способностей ребенка. Поэтому необходимы пути оптимизации работы в дошкольных учреждениях. Поиск наиболее значимых инновационных методик сбережения здоровья убедил нас в том, что сегодня мы еще не в полной мере реализуем здоровьесберегающие принципы создания условий влияния окружающей среды на организм воспитанников детских дошкольных учреждениях. Практика также подсказывает, что педагогам часто не хватает знаний и умения по использованию условий окружающей среды при обучении детей движениям и двигательным действиям с целью формирования у них физических качеств, ознакомления с правилами выполнения оздоровительных процедур [2].

Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования организационно-методических аспектов физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования средств физической культуры на основе оздоравливающих природных факторов.

Цель исследования: повышение эффективности процесса физического развития средствами оздоровительных мероприятий.

Объект исследования: воспитательный процесс в ДОУ с детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования: физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Гипотеза: предполагалось, что внедрение комплекса оздоровительных мероприятий, включающего: закаливание, самомассаж БАТ и специальные мелкооординированные движения будут способствовать не только оздоровлению, но и умственному развитию детей.

Организация оздоровительной работы с детьми 5-7 лет МАДОУ №57 г. Хабаровска осуществлялась на основе применения комплекса оздоровительных мероприятий, включающего: самомассаж биологически активных точек и развитие тонкой координации движений рук; систему комплексов вариативных упражнений, основанную на уровнях двигательной сенсорики; систему закаливания с использованием природных факторов.

Результаты, приведенные в таблице (табл. 1) видно, что среднее значение коэффициента умственной продуктивности до проведения экспериментальной программы в экспериментальных и контрольных группах дети имеют примерно одинаковые значения 1,34 и 1,36 (5-6 лет); 1,41 и 1,42 экспериментальной и контрольной группа (6-7 лет). Сравнивая результаты исследования после проведения экспериментальной пробы, мы видим, что коэффициент умственной продуктивности значительно повысился. Это свидетельствует об эффективности предложенной нами программы оздоровления и развития детей дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе.

Таблица 1

Сравнительные данные результатов продуктивности умственной работоспособности

Группа

Возраст

До эксперимента

После эксперимента

 

Р                   

Х.+ Ш

Р

ЭГ-21

5 -6 лет

1,34 ± 0,03

>0,05

2,0 ±0,02

< 0,001

КГ-1

5-6 лет

1,36+0,05

 

1,45 ±0,03

 

ЭГ-2

6 - 7 лет

1,41 ±0,04

>0,05

4,8 ± 0,02

<0,05

КГ-2

6-7лет

1,42 ± 0,02

 

1,53+0,05

 

Помимо комплексного тестирования проводимого в экспериментальных и контрольных группах нами проводился анализ заболеваемости за период проведения эксперимента. Для сравнения были взяты данные МАДОУ 57 г. Хабаровска за первое полугодие 2018 г. (январь-июнь) и первое полугодие 2019 г. (январь-июнь). В качестве критериев мы использовали следующие показатели: количество случаев заболеваемости; количество пропущенных дней по болезням ОРЗ и ОРВИ; процент заболеваемости; количество пропущенных дней по болезни одним ребенком; средняя продолжительность болезни. Наглядно эти данные представлены в таблице (табл. 2), где критерии обозначены соответствующими порядковыми цифрами. Как видно из таблицы, показатели заболеваемости детей экспериментальных групп ниже, чем в контрольных.

Таблица 2

Сравнительные данные показателей заболеваемости у детей

Группа

Возраст

До эксперимента

После эксперимента

1 полугодие 2018 г.

1 полугодие 2019 г.

Критерии

Критерии

 

 

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ЭГ-1

5-6 лег

15

90

67%

45

6,0

3

23

4%

2,3

4

КГ-1

5-6 лет

23

180

15%

7

8,4

15

120

13%

6,7

7

ЭГ-2

6-7 лет

16

60

52%

53

7,0

5

19

3%

4,0

3

КГ-2

6-7 пег

20

95

12%

10

8,0

18

80

 

10,0

7

На основании этих данных мы делаем вывод о том, что меньшие показатели заболеваемости в экспериментальных группах  являются результатом начатой работы по применению и использованию закаливающих процедур. Согласно разработанной методике закаливания, мы проводили с детьми комплекс закаливающих мероприятий, который обеспечивает готовность организма ребенка к воздействию низких температур. В течение эксперимента дети выполняли различные оздоровительные мероприятия, в том числе, бег босиком по снегу в трусиках, обливание всего тела холодной водой два раза в день, максимум времени босохождения в помещении группы и облегченная одежда.

В результате анализа данных после проведения эксперимента мы отмечаем снижение в экспериментальных группах в 1,7 раз, причем 9 детей в течении учебного года не болели. Снизилась продолжительность заболевания т, е. болезнь протекает значительно быстрее, в более легкой форме и без осложнений.

В соответствии с данными, полученными в результате медико-педагогической диагностики, мы отмечаем, что чаще всего дети, имеющие высокий уровень физического здоровья и физического развития, значительно менее подвержены простудным заболеваниям. Некоторые из них ни разу не болели в течение года. Дети, имеющие низкий уровень здоровья, болели более трех раза в год.

Выводы:

  1. Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, включающий методику самомассажа биологически активных, точек; упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук; систему комплексов упражнений с вариативным повторением, основанную на уровнях двигательной сенсорики, является эффективным средством повышения здоровья старших дошкольников.
  2. Доказано, что методика определения резистентности организма детей 5-7 лет к холодовым воздействиям является объективным показателем устойчивости детского организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.

Таким образом, данные исследования по внедрению методики закаливания по системе природного оздоровления более эффективна по сравнению с традиционными методами оздоровления.

Текст статьи
  1. Голубева Л. Г. Закаливание дошкольника: пособие для родителей / Л. Г. Голубева, И. А. Прилепина; под ред. В. А. Доскина. - М.: Просвещение, 2007. - 32 с.
  2. Ахмедзянов И.М Охрана здоровья дошкольников Справочное пособие для ДОУ Сот.И.М. Ахмедзянов. - М.:ТЦ Сфера, 2007. - 304 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня