Комплексное развитие малышей, гармонично сочетающее в себе физическое здоровье, гармоничное развитием физических качеств и способностей, является приоритетным направлением деятельности всех структур государства в современном обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах.
Анализ результатов ежегодных медицинских наблюдений показывает, что большинство малышей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различного рода отклонения в состоянии здоровья, отмечается недостаток физического развития, показатели которого не соответствуют сезитивным периодам развития физических качеств. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и останутся актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.
По современным научным представлениям, основными факторами, детерминирующими здоровье, являются: наследственность, среда обитания и образ жизни человека [1]. Без обеспечения детей оптимальными для жизнедеятельности организма условиями развития, обучения и воспитания не может быть речи о сохранении и, тем более, об укреплении здоровья. Физическое и психическое здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, дарований и природных способностей. Целесообразно заметить, что развитие, корректирующееся с возрастом, касается не только двигательного аппарата, но и влияет на развитие умственных способностей ребенка. Поэтому необходимы пути оптимизации работы в дошкольных учреждениях. Поиск наиболее значимых инновационных методик сбережения здоровья убедил нас в том, что сегодня мы еще не в полной мере реализуем здоровьесберегающие принципы создания условий влияния окружающей среды на организм воспитанников детских дошкольных учреждениях. Практика также подсказывает, что педагогам часто не хватает знаний и умения по использованию условий окружающей среды при обучении детей движениям и двигательным действиям с целью формирования у них физических качеств, ознакомления с правилами выполнения оздоровительных процедур [2].
Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования организационно-методических аспектов физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования средств физической культуры на основе оздоравливающих природных факторов.
Цель исследования: повышение эффективности процесса физического развития средствами оздоровительных мероприятий.
Объект исследования: воспитательный процесс в ДОУ с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Гипотеза: предполагалось, что внедрение комплекса оздоровительных мероприятий, включающего: закаливание, самомассаж БАТ и специальные мелкооординированные движения будут способствовать не только оздоровлению, но и умственному развитию детей.
Организация оздоровительной работы с детьми 5-7 лет МАДОУ №57 г. Хабаровска осуществлялась на основе применения комплекса оздоровительных мероприятий, включающего: самомассаж биологически активных точек и развитие тонкой координации движений рук; систему комплексов вариативных упражнений, основанную на уровнях двигательной сенсорики; систему закаливания с использованием природных факторов.
Результаты, приведенные в таблице (табл. 1) видно, что среднее значение коэффициента умственной продуктивности до проведения экспериментальной программы в экспериментальных и контрольных группах дети имеют примерно одинаковые значения 1,34 и 1,36 (5-6 лет); 1,41 и 1,42 экспериментальной и контрольной группа (6-7 лет). Сравнивая результаты исследования после проведения экспериментальной пробы, мы видим, что коэффициент умственной продуктивности значительно повысился. Это свидетельствует об эффективности предложенной нами программы оздоровления и развития детей дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе.
Таблица 1
Сравнительные данные результатов продуктивности умственной работоспособности
Группа |
Возраст |
До эксперимента |
После эксперимента | ||
|
Р |
Х.+ Ш |
Р | ||
ЭГ-21 |
5 -6 лет |
1,34 ± 0,03 |
>0,05 |
2,0 ±0,02 |
< 0,001 |
КГ-1 |
5-6 лет |
1,36+0,05 |
|
1,45 ±0,03 |
|
ЭГ-2 |
6 - 7 лет |
1,41 ±0,04 |
>0,05 |
4,8 ± 0,02 |
<0,05 |
КГ-2 |
6-7лет |
1,42 ± 0,02 |
|
1,53+0,05 |
|
Помимо комплексного тестирования проводимого в экспериментальных и контрольных группах нами проводился анализ заболеваемости за период проведения эксперимента. Для сравнения были взяты данные МАДОУ 57 г. Хабаровска за первое полугодие 2018 г. (январь-июнь) и первое полугодие 2019 г. (январь-июнь). В качестве критериев мы использовали следующие показатели: количество случаев заболеваемости; количество пропущенных дней по болезням ОРЗ и ОРВИ; процент заболеваемости; количество пропущенных дней по болезни одним ребенком; средняя продолжительность болезни. Наглядно эти данные представлены в таблице (табл. 2), где критерии обозначены соответствующими порядковыми цифрами. Как видно из таблицы, показатели заболеваемости детей экспериментальных групп ниже, чем в контрольных.
Таблица 2
Сравнительные данные показателей заболеваемости у детей
Группа |
Возраст |
До эксперимента |
После эксперимента | ||||||||
1 полугодие 2018 г. |
1 полугодие 2019 г. | ||||||||||
Критерии |
Критерии | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
ЭГ-1 |
5-6 лег |
15 |
90 |
67% |
45 |
6,0 |
3 |
23 |
4% |
2,3 |
4 |
КГ-1 |
5-6 лет |
23 |
180 |
15% |
7 |
8,4 |
15 |
120 |
13% |
6,7 |
7 |
ЭГ-2 |
6-7 лет |
16 |
60 |
52% |
53 |
7,0 |
5 |
19 |
3% |
4,0 |
3 |
КГ-2 |
6-7 пег |
20 |
95 |
12% |
10 |
8,0 |
18 |
80 |
|
10,0 |
7 |
На основании этих данных мы делаем вывод о том, что меньшие показатели заболеваемости в экспериментальных группах являются результатом начатой работы по применению и использованию закаливающих процедур. Согласно разработанной методике закаливания, мы проводили с детьми комплекс закаливающих мероприятий, который обеспечивает готовность организма ребенка к воздействию низких температур. В течение эксперимента дети выполняли различные оздоровительные мероприятия, в том числе, бег босиком по снегу в трусиках, обливание всего тела холодной водой два раза в день, максимум времени босохождения в помещении группы и облегченная одежда.
В результате анализа данных после проведения эксперимента мы отмечаем снижение в экспериментальных группах в 1,7 раз, причем 9 детей в течении учебного года не болели. Снизилась продолжительность заболевания т, е. болезнь протекает значительно быстрее, в более легкой форме и без осложнений.
В соответствии с данными, полученными в результате медико-педагогической диагностики, мы отмечаем, что чаще всего дети, имеющие высокий уровень физического здоровья и физического развития, значительно менее подвержены простудным заболеваниям. Некоторые из них ни разу не болели в течение года. Дети, имеющие низкий уровень здоровья, болели более трех раза в год.
Выводы:
- Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, включающий методику самомассажа биологически активных, точек; упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук; систему комплексов упражнений с вариативным повторением, основанную на уровнях двигательной сенсорики, является эффективным средством повышения здоровья старших дошкольников.
- Доказано, что методика определения резистентности организма детей 5-7 лет к холодовым воздействиям является объективным показателем устойчивости детского организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.
Таким образом, данные исследования по внедрению методики закаливания по системе природного оздоровления более эффективна по сравнению с традиционными методами оздоровления.