Физическое воспитание, являясь составной частью воспитательной работы с военнослужащими, проявляется через гармонизацию духовных и физических кондиций, формирование таких человеческих возможностей как здоровье, физическое и психическое благополучие и физическое совершенствование, что является одним из компонентов уровня развития личности. Поэтому важной задачей является пропаганда основных ценностей физической культуры, обеспечивающих формирование физического и нравственного здоровья, интеллектуальной и творческой работоспособности личности всех военнослужащих войск национальной гвардии.
Введения современных боевых действий и тому подобное. Теоретические знания, безусловно, должны трансформироваться в умение применять эти знания в конкретных, четко определенных действиях в боевых условиях.
Воин должен находить наиболее оптимальный вариант своих действий и применения конкретной оружия, эффективность которой полностью зависит от его мастерства. Теоретические знания и практические умения становятся прочной основой для создания устойчивых навыков владение техникой и оружием. В современных условиях высокой интенсивности боевых действий и обусловленного ими дефицита времени только те действия военнослужащих, доведенные до автоматизма, позволяют достигать успехов в выполнении поставленных задач. Эти военно-прикладные навыки невозможно приобрести без достаточной физической и психологической подготовки, что доказано многими специальными исследованиями и военной практикой.
В современную эпоху резко возросли требования к профессиональной подготовке специалистов в высшей школе любого направления и профиля. В ряду важнейших качеств личности современного специалиста физическая культура занимает особое место, о важности формирования которой много пишут отечественные исследователи.
Главными факторами воспитывающего воздействия физической культуры и спорта являются:
- всестороннее развитие личности человека;
- утверждение здорового образа его жизни;
- формирование личностной потребности в физическом и нравственном совершенствовании.
Реализация этих направлений в воспитательной работе с военнослужащими осуществляется через решение следующих задач:
- обеспечение и защита права граждан на занятия физической культурой и спортом;
- создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта;
- определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.
Систематические занятия физическими упражнениями, отказ от вредных привычек, поддержание здорового образа жизни способствует:
- формированию физической культуры личности, структуру которой составляет совокупность духовных и материальных ценностей человека, преломленных через его сознание и включающих специфические знания, убеждения и привычки к занятиям;
- развития физических качеств человека, повышения уровня овладения жизненно-важными двигательными навыками.
Воспитывающее воздействие физических упражнений на человека многообразно, могут:
- Оказывать положительное влияние на все органы и системы организма человека.
- Повышать его умственную и физическую работоспособность.
- Способствовать ускоренному развитию высоких морально-нравственных качеств его личности. Физическое воспитание имеет очень тесные связи с процессом профессионального становления специалиста и поэтому способствует решению специфических задач профессиональной подготовки.
В особой мере это касается профессиональной деятельности военнослужащих. Очевидно, то положение, что только командными методами воспитать у обучаемых военного вуза потребность в физическом совершенствовании практически невозможно. Важнейшей задачей является необходимость формирования у курсантов понимание важности непрерывного физического совершенствования. Большое влияние в данном случае оказывают содержание учебных занятий – лекций, предусмотренных программой, и построение учебно-тренировочного процесса. Как рекомендуют известные ученые и методисты высшей школы (А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко, др.), в лекциях необходимо:
- раскрывать взаимосвязь между физической подготовкой и профессиональной деятельностью;
- давать анализ специальной направленности содержания занятий для конкретной воинской специальности;
- акцентировать внимание на особенностях физической подготовки различных категорий военнослужащих.