Главная
АИ #21 (151)
Статьи журнала АИ #21 (151)
Стратегическое видение Российской Федерацией и Республикой Корея совместных двус...

Стратегическое видение Российской Федерацией и Республикой Корея совместных двусторонних отношений

Рубрика

Политология

Ключевые слова

Республика Корея
Корейский полуостров
межкорейский конфликт
региональная безопасность в АТР
региональные интересы

Аннотация статьи

В статье исследуется стратегическое видение совместных двусторонних отношений Российской Федерацией и Республикой Корея посредством рассмотрения концептуальных документов и позиции официальных лиц двух государств. Сделан вывод, что Российская Федерация и Республика Корея не считают друг друга первостепенными стратегическими партнерами, тем не менее двусторонние отношения между двумя государствами базируются на широком комплексе взаимных региональных интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что влияет на их заинтересованность в двустороннем взаимодействии.

Текст статьи

Для того чтобы рассмотреть стратегическое видение Российской Федерацией и Республикой Корея двусторонних отношений друг с другом, рассмотрим концептуальные основы, закладывающиеся в важнейших стратегических нормативно-правовых актах двух государств. Обратимся к Концепциям внешней политики РФ 2016 и 2023 годов. В недавно вышедшей Концепции внешней политики 2023 г. не отмечаются отдельные положения по перспективам развития отношений с государствами Корейского полуострова, тем не менее затрагивается необходимость поддержания региональной безопасности в АТР [4]. Урегулирование межкорейского конфликта является важной составляющей для поддержания безопасности в АТР, из чего можно сделать вывод, что Российская Федерация заинтересована в разрешении конфликта на Корейском полуострове, учитывая как активно российская сторона инициирует возобновление диалога в рамках Шестистороннего переговорного процесса по разрешению конфликта. Также отметим, что в предыдущей Концепции внешней политики 2016 г. была обозначена заинтересованность Российской Федерации в поддержании добрососедских отношений с РК и КНДР, урегулировании межкорейского конфликта исключительно дипломатическим путем и в обеспечении денуклеаризации Корейского полуострова [3].

Касательно южнокорейской стороны обратимся к Дипломатической Белой книге и Белой книге обороны Республики Корея. В Дипломатической Белой книге фиксируется, что Республика Корея заинтересована во взаимодействии с российской стороной по вопросам региональной безопасности, в частности в процессе разрешения межкорейского конфликта, по реализации проектов в рамках концепции «9 мостов» в областях промышленности, судостроения, борьбы с COVID-19 и др., в представлении южнокорейской продукции и компаний на российском рынке [2]. В Белой книге обороны также отмечена значимость Российской Федерации, как партнера по разрешению межкорейского конфликта и обеспечению безъядерного статуса на Корейском полуострове [1].

Теперь обратимся к позиции официальных лиц истеблишмента двух государств по поводу двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея, их особенностей и перспектив.

В рамках прошедшего в 2017 г. Дальневосточного форума, где была проведена совместная с президентом РК Мун Чжэ Ином пресс-конференция, президент Российской Федерации В. В. Путин обозначил, что оба государства имеют обширную историю взаимодействия, сотрудничество базируется на основе добрососедства и уважения интересов сторон, большое значение имеет развитие торгово-экономического сотрудничества, отмечена эффективная работа межправкомиссии [6]. Также президент отметил, что Республика Корея является значимым партнером для Российской Федерации в рамках АТР, на российском рынке представлено более 600 южнокорейских компаний, разрабатываются проекты в рамках концепции «9 мостов».

О заинтересованности в двусторонних отношениях с Республикой Корея для Российской Федерации заявлял также и министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров. В ходе встречи с южнокорейским министром иностранных дел Чон Ый Ёном он подчеркнул, что Республика Корея относится к числу важнейших приоритетов в АТР для РФ и значимым партнером в сфере взаимодействия по проблемам региональной безопасности, в частности на Корейском полуострове [7].

Стоит отметить позицию глав российских регионов, в особенности тех регионов, которые введут активную деятельность с различными городами Республики Корея ввиду их тесных географических и исторических связей. Например, губернатор Приморского края О. Кожемяко обозначил значимость взаимодействия с Республикой Корея для своего региона в таких областях сотрудничества, как в торговле, туризме и культурно-гуманитарных связях. Глава края отмечает высокий товарооборот для Приморского края с РК, значимость инвестиционного сотрудничества, заключающегося в южнокорейских инвестициях, превышающих миллиард рублей, в различные проекты на территории Приморского края и, в частности, Владивостока. Также отмечена сфера туризма, заключающаяся в реализации туристско-рекреационного кластера в Хасанском районе Приморья, куда, даже после формирования геополитической напряженности в двусторонних отношениях в 2022 г., увеличилось количество паромных рейсов и уже реализуются планы по возобновлению прямого авиасообщения [8].

Невозможно не упомянуть изменения в риторике после начала проведения Специальной военной операции в 2022 г. Республика Корея традиционно следует в фарватере, закладываемым Соединенными Штатами Америки, вследствие чего присоединилась к западной антироссийской позиции, что проявляется в высказываниях официальных лиц и введении антироссийских санкций. Следствием стало внесение Российской Федерацией Республики Корея в список недружественных государств [5]. Необходимо учитывать, что Республика Корея крайне не заинтересована в ухудшении отношений с Российской Федерацией, но не в состоянии отступить от западной риторики, ввиду американского давления, что, в том числе подтверждается российскими официальными лицами. Так, например, посол Российской Федерации в Республике Корея А. Кулик считает, что Республика Корея не входит в число стран, являющимися «откровенно недружественными» для Российской Федерации, аргументируя это тем, что Республика Корея присоединилась к первичному пакету антироссийских санкций, исключая персональные рестрикции [10].

Курс по поддержке двусторонних отношений с РФ, заложенный во время президентства Мун Чжэ Ина, сохранен при нынешнем президенте Юн Сок Ёле, хоть и в более нестабильном виде из-за веденных Республикой Корея антироссийских санкций. Затрагивая украинский кризис и вопрос поддержки Украины вооружением западными государствами, фарватеру которых Республика Корея традиционно следует, хотелось бы отметить, что президент Юн Сок Ёль, хоть и периодически заявляет, что не исключает возможного присоединения РК к данному виду помощи, но все же позиция южнокорейского истеблишмента неизменна и заключается в том, что государство оказывает Украине исключительно гуманитарную помощь, отказывая в поставках вооружения, что можно, на наш взгляд, трактовать нежеланием значительного ухудшения отношений с РФ.

Посол Республики Корея в РФ Чанг Хо Джин обозначил, что РФ является значимым союзником для Республики Корея по вопросам безопасности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии, ядерному вопросу на Корейском полуострове, а также «… Россия является важным поставщиком … энергетических и других видов ресурсов, рыбы и морепродуктов» [9].

Таким образом, на наш взгляд, Российская Федерация видит Республику Корея, как партнера в торговле в сферах производства полупроводников, электроники, легковых автомобилей и судостроения, а также как участника процесса урегулирования межкорейского конфликта и как союзника в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Республика Корея же видит Российскую Федерацию, как посредника в диалоге на региональном уровне, обеспечивающего баланс в полюсе США-КНР, а также как важного поставщика энергоресурсов и морепродуктов.

Стоит учитывать, что Республика Корея состоит в американо-центричной системе безопасности, основным партнером по формированию системы региональной безопасности для государства, безусловно, являются Соединенные Штаты. Тем не менее южнокорейское правительство понимает, что РФ также не заинтересована в развитии ракетно-ядерных амбиций КНДР, но возможное и значительное ухудшение отношений между РФ и РК может привести к еще более сильному сближению РФ и КНДР, а также к уходу от соблюдения антисеверокорейских санкций, и для южнокорейских политиков это считается крайне нежелательным исходом.

Таким образом, сравнивая стратегическое видение двумя государствами друг друга, можно отметить, что видение сходится по таким интересам и областям сотрудничества, как урегулирование межкорейского конфликта, поддержка безъядерного статуса данного региона. Для Республики Корея РФ является значимым экспортером минеральных и иных сырьевых ресурсов, а Российская Федерация заинтересована в размещении на российском рынке южнокорейской готовой промышленной продукции.

Но все же, на наш взгляд, Российская Федерация и Республика Корея не являются первоочередными стратегическими партнерами друг для друга, тем не менее двусторонние отношения между ними формируются на обширном комплексе совместных региональных интересов, прежде всего в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона, что влияет на их заинтересованность в сотрудничестве.

Список литературы

  1. Defense White Paper 2020 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства обороны Республики Корея. URL: https://www.mnd.go.kr/user/mndEN/upload/pblictn/PBLICTNEBOOK_202301171100181360.pdf (дата обращения: 26.05.2023).
  2. Diplomatic White Paper 2021 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранный дел Республики Корея. URL: https://www.mofa.go.kr/upload/ebook/2021_whitepaper_en/ecatalog5.html (дата обращения: 26.05.2023).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 26.05.2023).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 №229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL:https://clck.ru/34XQEm (дата обращения: 26.05.2023).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/e8730c96430f0f246299a0cb7e5b27193f98fdaa/ (дата обращения: 26.05.2023).
  6. Заявления для прессы по итогам переговоров с Президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином на Дальневосточном форуме в 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL:https://www.youtube.com/watch?v=SKnDZINnL7s&list=PLWyjj4D7qb86RQaDjaLcrge7AnZm_Gtw5&index=34 (дата обращения: 26.05.2023).
  7. Вступительное слово Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в ходе переговоров с Министром иностранных дел Республики Корея Чон Ый Ёном, Москва, 27 октября 2021 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/vizity-ministra/1784540/ (дата обращения: 26.05.2023).
  8. Паромы из Приморья в Южную Корею будут ходить в два раза чаще [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Приморского края. URL: https://primorsky.ru/news/275169/ (дата обращения: 26.05.2023).
  9. Приветственное слово Посла Республики Корея Чанг Хо Джина [Электронный ресурс] // Официальный сайт Посольства Республики Корея в Российской Федерации. URL: https://overseas.mofa.go.kr/ru-ru/wpge/m_7322/contents.do (дата обращения: 26.05.2023).
  10. Интервью РИА Новости посла Российской Федерации в Южной Корее [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20230210/koreya-1851060227.html (дата обращения: 26.05.2023).

Поделиться

774

Кукуева И. М. Стратегическое видение Российской Федерацией и Республикой Корея совместных двусторонних отношений // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.II.С. 55-58. URL: https://apni.ru/article/6328-strategicheskoe-videnie-rossijskoj-federatsie

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января