Для того чтобы рассмотреть стратегическое видение Российской Федерацией и Республикой Корея двусторонних отношений друг с другом, рассмотрим концептуальные основы, закладывающиеся в важнейших стратегических нормативно-правовых актах двух государств. Обратимся к Концепциям внешней политики РФ 2016 и 2023 годов. В недавно вышедшей Концепции внешней политики 2023 г. не отмечаются отдельные положения по перспективам развития отношений с государствами Корейского полуострова, тем не менее затрагивается необходимость поддержания региональной безопасности в АТР [4]. Урегулирование межкорейского конфликта является важной составляющей для поддержания безопасности в АТР, из чего можно сделать вывод, что Российская Федерация заинтересована в разрешении конфликта на Корейском полуострове, учитывая как активно российская сторона инициирует возобновление диалога в рамках Шестистороннего переговорного процесса по разрешению конфликта. Также отметим, что в предыдущей Концепции внешней политики 2016 г. была обозначена заинтересованность Российской Федерации в поддержании добрососедских отношений с РК и КНДР, урегулировании межкорейского конфликта исключительно дипломатическим путем и в обеспечении денуклеаризации Корейского полуострова [3].
Касательно южнокорейской стороны обратимся к Дипломатической Белой книге и Белой книге обороны Республики Корея. В Дипломатической Белой книге фиксируется, что Республика Корея заинтересована во взаимодействии с российской стороной по вопросам региональной безопасности, в частности в процессе разрешения межкорейского конфликта, по реализации проектов в рамках концепции «9 мостов» в областях промышленности, судостроения, борьбы с COVID-19 и др., в представлении южнокорейской продукции и компаний на российском рынке [2]. В Белой книге обороны также отмечена значимость Российской Федерации, как партнера по разрешению межкорейского конфликта и обеспечению безъядерного статуса на Корейском полуострове [1].
Теперь обратимся к позиции официальных лиц истеблишмента двух государств по поводу двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея, их особенностей и перспектив.
В рамках прошедшего в 2017 г. Дальневосточного форума, где была проведена совместная с президентом РК Мун Чжэ Ином пресс-конференция, президент Российской Федерации В. В. Путин обозначил, что оба государства имеют обширную историю взаимодействия, сотрудничество базируется на основе добрососедства и уважения интересов сторон, большое значение имеет развитие торгово-экономического сотрудничества, отмечена эффективная работа межправкомиссии [6]. Также президент отметил, что Республика Корея является значимым партнером для Российской Федерации в рамках АТР, на российском рынке представлено более 600 южнокорейских компаний, разрабатываются проекты в рамках концепции «9 мостов».
О заинтересованности в двусторонних отношениях с Республикой Корея для Российской Федерации заявлял также и министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров. В ходе встречи с южнокорейским министром иностранных дел Чон Ый Ёном он подчеркнул, что Республика Корея относится к числу важнейших приоритетов в АТР для РФ и значимым партнером в сфере взаимодействия по проблемам региональной безопасности, в частности на Корейском полуострове [7].
Стоит отметить позицию глав российских регионов, в особенности тех регионов, которые введут активную деятельность с различными городами Республики Корея ввиду их тесных географических и исторических связей. Например, губернатор Приморского края О. Кожемяко обозначил значимость взаимодействия с Республикой Корея для своего региона в таких областях сотрудничества, как в торговле, туризме и культурно-гуманитарных связях. Глава края отмечает высокий товарооборот для Приморского края с РК, значимость инвестиционного сотрудничества, заключающегося в южнокорейских инвестициях, превышающих миллиард рублей, в различные проекты на территории Приморского края и, в частности, Владивостока. Также отмечена сфера туризма, заключающаяся в реализации туристско-рекреационного кластера в Хасанском районе Приморья, куда, даже после формирования геополитической напряженности в двусторонних отношениях в 2022 г., увеличилось количество паромных рейсов и уже реализуются планы по возобновлению прямого авиасообщения [8].
Невозможно не упомянуть изменения в риторике после начала проведения Специальной военной операции в 2022 г. Республика Корея традиционно следует в фарватере, закладываемым Соединенными Штатами Америки, вследствие чего присоединилась к западной антироссийской позиции, что проявляется в высказываниях официальных лиц и введении антироссийских санкций. Следствием стало внесение Российской Федерацией Республики Корея в список недружественных государств [5]. Необходимо учитывать, что Республика Корея крайне не заинтересована в ухудшении отношений с Российской Федерацией, но не в состоянии отступить от западной риторики, ввиду американского давления, что, в том числе подтверждается российскими официальными лицами. Так, например, посол Российской Федерации в Республике Корея А. Кулик считает, что Республика Корея не входит в число стран, являющимися «откровенно недружественными» для Российской Федерации, аргументируя это тем, что Республика Корея присоединилась к первичному пакету антироссийских санкций, исключая персональные рестрикции [10].
Курс по поддержке двусторонних отношений с РФ, заложенный во время президентства Мун Чжэ Ина, сохранен при нынешнем президенте Юн Сок Ёле, хоть и в более нестабильном виде из-за веденных Республикой Корея антироссийских санкций. Затрагивая украинский кризис и вопрос поддержки Украины вооружением западными государствами, фарватеру которых Республика Корея традиционно следует, хотелось бы отметить, что президент Юн Сок Ёль, хоть и периодически заявляет, что не исключает возможного присоединения РК к данному виду помощи, но все же позиция южнокорейского истеблишмента неизменна и заключается в том, что государство оказывает Украине исключительно гуманитарную помощь, отказывая в поставках вооружения, что можно, на наш взгляд, трактовать нежеланием значительного ухудшения отношений с РФ.
Посол Республики Корея в РФ Чанг Хо Джин обозначил, что РФ является значимым союзником для Республики Корея по вопросам безопасности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии, ядерному вопросу на Корейском полуострове, а также «… Россия является важным поставщиком … энергетических и других видов ресурсов, рыбы и морепродуктов» [9].
Таким образом, на наш взгляд, Российская Федерация видит Республику Корея, как партнера в торговле в сферах производства полупроводников, электроники, легковых автомобилей и судостроения, а также как участника процесса урегулирования межкорейского конфликта и как союзника в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Республика Корея же видит Российскую Федерацию, как посредника в диалоге на региональном уровне, обеспечивающего баланс в полюсе США-КНР, а также как важного поставщика энергоресурсов и морепродуктов.
Стоит учитывать, что Республика Корея состоит в американо-центричной системе безопасности, основным партнером по формированию системы региональной безопасности для государства, безусловно, являются Соединенные Штаты. Тем не менее южнокорейское правительство понимает, что РФ также не заинтересована в развитии ракетно-ядерных амбиций КНДР, но возможное и значительное ухудшение отношений между РФ и РК может привести к еще более сильному сближению РФ и КНДР, а также к уходу от соблюдения антисеверокорейских санкций, и для южнокорейских политиков это считается крайне нежелательным исходом.
Таким образом, сравнивая стратегическое видение двумя государствами друг друга, можно отметить, что видение сходится по таким интересам и областям сотрудничества, как урегулирование межкорейского конфликта, поддержка безъядерного статуса данного региона. Для Республики Корея РФ является значимым экспортером минеральных и иных сырьевых ресурсов, а Российская Федерация заинтересована в размещении на российском рынке южнокорейской готовой промышленной продукции.
Но все же, на наш взгляд, Российская Федерация и Республика Корея не являются первоочередными стратегическими партнерами друг для друга, тем не менее двусторонние отношения между ними формируются на обширном комплексе совместных региональных интересов, прежде всего в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона, что влияет на их заинтересованность в сотрудничестве.