Финансовое образование подростков с умственной отсталостью – одно из стратегических направлений развития образования

В статье раскрывается актуальность проблемы повышения финансовой грамотности подростков с интеллектуальными нарушениями. Обозначается значимость финансовой подготовки для адаптации и социализации обучающихся с умственной отсталостью.

Аннотация статьи
финансовая грамотность
финансовое образование
обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ключевые слова

В современных социально-экономических условиях повышение финансовой грамотности населения стало приоритетной задачей государственной политики. Это неоднократно подчёркивалась в документах Правительства Российской Федерации. Правительством РФ была определена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, в которой определяются приоритеты, цели и задачи повышения финансовой грамотности населения и создания системы финансового образования [6].

Актуальность проблемы повышения финансовой грамотности населения, в том числе обучающихся, отражена в работах А.В. Зеленцовой, Е.А. Блискавка, И.И. Нагумановой, Д.В. Моисеевой, Л.Н. Захаренко. В работах данных авторов отмечается, что в связи с расширением использования услуг в финансовой сфере, усложнением и появлением нового финансового инструментария, понимание которого вызывает трудности у обывателя, выявляется необходимость целенаправленного повышения финансовой грамотности населения.

Д.В. Моисеева считает, что финансовая безграмотность не только оказывает негативное влияние на личное благосостояние населения, но и затормаживает развитие государства в целом. Успешность повышения уровня финансовой грамотности населения возможна только при решение данной проблемы на государственном уровне [3, с. 4].

А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка и другие подчеркивают, что на данный момент проблема введения финансового образования в имеющиеся учебные программы является значимой во всем мире. Необходимость такого включения обусловлена следующими причинами (рисунок) [1, с.29].

Рис. Причины введение финансового образования в образовательные организации

В настоящий момент совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации проводится доработка образовательных программ, запущены программы повышения квалификации преподавателей образовательных организаций и подготовки тьюторов по финансовому образованию.

Л.В. Стахович пишет, «что финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи». Автор, анализируя результаты проведенного обследования, указывает, что большинство молодых людей, в том числе имеющие семью, не умеют распределять свой бюджет, не формируют накопления, имеют задолженности и т.д. [5, с. 68].

Данная проблема является актуальной для выпускников образовательных организаций, и особенно для подростков с умственной отсталостью. Вследствие когнитивных и поведенческих особенностей дети данной категории плохо ориентируются в бытовых ситуациях, затрудняются в самостоятельном получении информации по жизненно важным вопросам, не имеют представления, где можно получить интересующую их услугу и как правильно сформулировать вопрос.

И.А. Коробейников отмечает, что подростки с умственной отсталостью отличаются от здоровых сверстников своими адаптационными возможностями. Автор пишет: «процесс социализации значительной части детей с легкими формами психического недоразвития характеризуется рядом особенностей, в формировании которых заметная роль принадлежит механизму генерализации проявлений первично-органической интеллектуальной недостаточности под влиянием негативных микросоциальных факторов» [2, с. 162].

Умение прогнозировать свои финансовые расходы, планировать семейный и личный бюджет, пользоваться современными банковскими продуктами для физических лиц и многое другое является необходимым для выпускников с умственной отсталостью в современном обществе. В связи с этим, формирования финансовой грамотности представляет особую значимость для социализации подростков с умственной отсталостью, которым после окончания школы предстоит вступать в экономические отношения, как в бытовой, так и в профессиональной сфере.

Вопросам социализации и элементарной экономической подготовки детей с интеллектуальными нарушениями посвящены исследования Т.Н. Стариченко, И.М. Бгажноковой и др. Авторы указывает на необходимость включения в учебные планы образовательных организаций экономического практикума, поскольку финансовая грамотность способствует успешной социализации подростков с интеллектуальными нарушениями в современном обществе [4, с. 17].

Умение разбираться в финансовых вопросах, получение качественных финансовые услуг во многом зависит от понимания значения экономических понятий и владения экономической терминологией. Понимание обучающимися наиболее употребляемых экономических терминов поможет сформировать представления об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения, разнообразии финансовых услуг и т.д. Это определяет необходимость формирования базовых экономических понятий у подростков с умственной отсталостью.

На уровне государственной политики в сфере повышения финансовой грамотности населения, в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, касательно лиц с умственной отсталостью, указывается, что приоритетной целевой группой является целевая группа, которая испытывает трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту (лица с ограниченными возможностями здоровья).

Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности населения является актуальной проблемой современности в связи с тем, что на данный момент происходят быстрая смена параметров рынка в сфере финансов и социально-экономические, демографические изменения в стране. В связи с низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах возникает необходимость интеграции финансового образования, в существующие учебные программы.

В процессе социализации подростки с умственной отсталостью испытывают трудности из-за особенностей когнитивной и поведенческой сфер. У выпускников с умственной отсталостью обнаружены неполные представления о социальном окружении. Финансовая грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.

Текст статьи
  1. Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика М.: КноРус, 2012. 112 с.
  2. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. 192 с.
  3. Моисеева Д.В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ.; автореферат диссертации на соиск. у. с. к.с.н. Волгоград, 2017. 29 с.
  4. Стариченко Т.Н. Программа по курсу «Экономический практикум» для выпускного класса вспомогательной школы. // Дефектология. 2000 №5. С. 16-36.
  5. Стахович Л.В. Формирование финансовой грамотности населения в сфере финансовых рынков: анализ международного опыта // Финансы и кредит. 2008. №16. С. 67-73.
  6. Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. [Электронный ресурс] // Федеральная служба по финансовым рынкам. URL: http://www.fcsm.ru/common /upload/Kontseptsiya.doc. 2017 (дата обращения: 20.02.2020).
Список литературы