Главная
АИ #22 (152)
Статьи журнала АИ #22 (152)
Проблемы подготовки спортсменов в период обучения

Проблемы подготовки спортсменов в период обучения

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая культура
спортивно-массовые мероприятия
ЗОЖ
мотивация

Аннотация статьи

В статье рассмотрим и исследуем как в период обучения студентов средних профессиональных учебных заведений мотивировать их для более активного участия в спортивно-массовых мероприятиях и выступления за сборные команды колледжа.

Текст статьи

В связи с тяжелой экономической и политической ситуацией, сложившейся в России в постсоветское время, наше государство уделяло недостаточно внимания не только развитию большого спорта, но и развитию массового физкультурного движения. Особенно низким уровнем здоровья и физической подготовленности отличается нынешнее поколение студентов, которое сформировалось именно в этот период. С каждым годом количество студентов, занимающихся в специальных медицинских группах, неуклонно растет. Здоровых студентов становится все меньше. Это обусловлено, прежде всего, образом жизни современной молодежи. В этом контексте формирование здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи должно стать одной из важных сфер деятельности средних учебных заведений [1].

Чтобы избавиться от вредных привычек, которые мешают повышать уровень физической подготовленности, интеллектуального, эстетического, духовного развития, психологи рекомендуют заменить их другими увлечениями, хобби с пользой для здоровья и созидания. Эти увлечения должны быть более яркой эмоциональной направленности, чем прежние, обладать сильной мотивацией, удовлетворять модным тенденциям, способствовать развитию уверенности в своих силах и возможностях, быть эффективными.

Объект исследования – спортивно-массовая работа в СПОУ.

Цель исследования – определение современных тенденций и выбор новых направлений для организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов и спортивно-массовой работе.

Предмет исследования – процесс организации учебного процесса в академических группах и спортивно-массовая работа среди студентов.

Основные задачи исследования:

  1. Проанализировать количество студентов занимающихся в основных, медицинских группах, а также выступающих в сборных командах колледжа.
  2. Выявить и исследовать закономерности перехода из учебных групп в секции для последующего выступления в сборных командах колледжа.
  3. Разработать и обосновать мероприятия по расширению спортивно-массовой работе в среднем профессиональном учебном заведении.

Методы исследования:

В своей работе мной были использованы следующие методы исследования:

  • анкетирование, для оценки мотивов укрепления здоровья, мотивов развития двигательных и волевых качеств, эмоциональных мотивов, позволяющей выявить на основе выраженности конкретных мотивов деятельности три мотивационных компонента: внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию и внешнюю отрицательную мотивацию.
  • анализ контрольных нормативов;
  • изучение литературных источников.

Результаты и их обсуждение

Для подготовки квалифицированного специалиста предусмотрено овладение обязательным объемом знаний, который в будущем составит тот необходимый для каждого профессионала фундамент, на котором будут базироваться новые решения, открытия, проекты. А для этого необходимо умение абстрагироваться, мобилизовать свои силы, сконцентрироваться на главном.

Для успешного выполнения поставленной перед студентом нелегкой задачи, преподавателям физической культурой важно научить молодых людей умению переключаться с умственного вида активности на физический, тем самым, способствуя укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, разгрузке органов зрения, укреплению нервной системы. Ведь без сбалансированной работы всех основных систем организма процесс обучения не будет плодотворным, дающим возможность творческого развития и личностного роста с адаптацией в социуме [2, 5].

Наибольшие проблемы испытывают первокурсники, вчерашние школьники, с неустойчивой, ранимой нервной системой, обусловленной гормональными всплесками, новым жизненным ритмом, переходом в новый коллектив. Именно первый год обучения является для большей массы студенческой молодежи самым сложным. Опрос первокурсников показал, что очень многие из них не знакомы со спортом или знакомы поверхностно.

Формы организации физической культуры студентов.

  1. Физическая культура студентов в режиме учебной работы осуществляется в формах: учебные занятия, предусмотренные программами и расписанием колледжа (в среднем, по 4 часа в неделю, в зависимости от специальности). Это основная форма занятий по физической культуре в колледже.
  2. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях.
  3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время.
  4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия (сдача норм комплекса ГТО, спартакиады с участием сборных команд колледжа на Первенство города, массовые кроссы и эстафеты, соревнования различного уровня, спортивные праздники и др.).

В Донском строительном колледже система организации занятий по физической культуре предполагает выявление студентов, активно занимающихся тем или иным видом спорта, для дальнейшего тренировочного процесса в спортивной секции, а также желающих ребят научиться выбранному виду спорта, уже на первом году обучения. По программе физической культуре студенты занимаются легкой атлетикой, спортивными играми (волейбол, баскетбол, футбол), атлетической гимнастикой, шахматами, шашками, настольным теннисом. Студенты сами выбирают направления спорта, активно тренируются, совершенствуются в избранном виде спорта, участвуют в соревнованиях, что способствует росту заинтересованности студентов в тренировочном процессе [6, 7].

В спортивно-массовую работу нашего колледжа входит организация спартакиад, проведение турниров по различным видам спорта, фестивалей ГТО и спортивных праздников. Традиционным спортивным праздником у нас в колледже является «Осенний кросс» для первокурсников. Турнир по мини-футболу среди учебных групп. Проявляют свою заинтересованность не только юноши, но и девушки. Поэтому в процессе соревнований имеют место быть мужские и женские виды [4, 5].

Важно отметить, что все спортивно-массовые мероприятия проводятся не только в зале, но и на стадионе, привлекая большое количество зрителей и болельщиков, что позволяет поднять эмоциональный фон таких мероприятий. Преимуществом спортивно-массовых мероприятий перед соревнованиями по конкретному виду спорта является участие представителей различных видов спорта, разного уровня подготовленности, что повышает популярность предмета "Физическая культура" в колледже, создает "моду" на спорт и здоровый образ жизни.

Анализ посещаемости студентами занятий по физической культуре отображен в графике (рис.). На рисунке видна тенденция роста количества студентов, занимающихся в сборных командах колледжа, от I до III курса.

Рис. Соотношение количества студентов, занимающихся в сборных командах, и студентов, занимающихся в учебных группах

Как мы можем видеть на рисунке студенты-старшекурсники начинают оценивать спорт и понимать его нравственные, эмоциональные аспекты, наблюдается большая мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Само понятие «спорт» девушки и юноши рассматривают по-разному. Для большинства девушек занятия спортом – это одно из средств, направленных на обладание красивой фигурой, правильной осанкой. Для юношей более характерно стремление максимально совершенствоваться в данном виде спорта для достижения наивысших результатов.

Анализируя данные посещаемости студентами занятий по физической культуре и групп спортивных секций, мы обратили внимание на такую тенденцию. В последнее время повысился интерес девушек к занятиям фитнесом и гимнастикой, волейболом и настольным теннисом.

Таким образом, результаты исследования подтвердили то, что мотивационная структура студентов и студенток в ракурсе исследуемой проблематики отличается.

В заключение хочется сказать, что сохранение интереса к двигательной активности соответствует психологии современной молодежи. Поскольку здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены, то важно поддержать интерес к физической культуре через положительное мотивационно-ценностное отношение, регулярные занятия физическими упражнениями, самосовершенствовании. Для этого следует смещать акцент внимания с нормативных показателей физкультурно-спортивной деятельности и как можно чаще разнообразить практические занятия, путем включения в них современных средств физической культуры и форм занятий [1, 4, 8].

Дальнейшие исследования будут направлены на изучение потребностей учащихся в спортивно-массовой физкультурной деятельности и поиски новых форм и методов формирования здорового образа жизни и культуры досуга студентов.

Список литературы

  1. Агеевец В.У., Дугин В.В. Инварианты системно-структурного подхода в методологии науки управления развитием физической культуры общества // Теор. и практ. физ. культ. 1977, № 8, С. 7-11.
  2. Бальсевич В.К. Прогноз развития систем спортивной подготовки в ХХI веке. Олимпийское движение и социальные процессы. Матер. VII Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию современных Олимпийских игр, сентябрь 25-27, 1996. Краснодар, С. 97-105.
  3. Ванькова А. Актуальность процесса релаксации на занятиях по физическому воспитанию на современном этапе высшего образования / А. Ванькова, Л. Кожевникова // Физическое воспитание студентов : научный журнал. - 2010. - №2. - С. 31-33.
  4. Габибов А.Б., Майбородин С.В., Кадыкова Н.К. Нравственное воспитание молодежи в сфере физической культуры и спорта // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-4. С. 116-118.
  5. Габибов А.Б., Корнев В.Г., Кадыкова Н.К. Физическая культура // Учебное пособие. Курс лекций. ДГАУ. - 2007г. С.30-32.
  6. Габибов А.Б., Корнев В.Г. Физическая культура // Учебное пособие. ДГАУ. - 2010г. С. 124-128.
  7. Габибов А.Б., Кадыкова Н.К. Методические рекомендации по использованию методов контроля, самоконтроля и оценки физической подготовленности студентов // Методические рекомендации. ДГАУ. - 2011г. С. 13-15.
  8. Майбородин С.В., Кадыкова Н.К., Колесников И.А. Пропаганда здорового образа жизни государства, как социально0экономической безопасности // В сборнике: Современные технологии сельскохозяйственного производства и приоритетные направления развития аграрной науки Материалы международной научно-практической конференции: в 4-х томах. 2014. С. 22-25.

Поделиться

627

Фридель Л. Т., Шорохова М. А. Проблемы подготовки спортсменов в период обучения // Актуальные исследования. 2023. №22 (152). Ч.III.С. 101-104. URL: https://apni.ru/article/6354-problemi-podgotovki-sportsmenov-v-period-obuc

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января