Главная
АИ #22 (152)
Статьи журнала АИ #22 (152)
Основные принципы и направления борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской...

Основные принципы и направления борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации в современных условиях

Рубрика

Политология

Ключевые слова

государство
терроризм
экстремизм
борьба
власть

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются вопросы сущности и содержания терроризма как специфического социального явления и угрозы безопасности России, основные принципы и направления борьбы с терроризмом и экстремизмом в условиях современной России, анализируются полномочия органов государственной власти и управления, федеральных министерств, ведомств и силовых структур по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Текст статьи

В российском законодательстве терроризм характеризуется как «насилие или угроза его применения и отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия па принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения ею государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношении».

Многообразие факторов, которые служат основой для полноценного проникновения идеологий экстремизма в общество молодёжи, невозможно оценить. Главным образом влияние на молодых людей идёт, чаще всего, через их не сформировавшиеся представления о политической обстановке и исходных из неё положений, а также ввиду отсутствия зрелой возможности оценить политическую повестку в стране и в мире. Неграмотность молодого народонаселения в политических, социальных и экономических вопросах ведёт к формированию экстремистских взглядов и идей среди людей и к их принятию.

Российские политологи утверждают, что количество преступлений, связанных с терроризмом, возрастает и причинами роста являются:

  • низкий уровень политической культуры;
  • отсутствие институтов гражданского общества;
  • отсутствие демократических процессов в условиях правового государства.

На данный момент существуют множество законодательных и прочих нормативных актов, программ и планов противодействия экстремизму. Особенно активно реализуется принятый президентом В.В. Путиным комплексный план противодействия идеологии терроризма и экстремизма на 2019-2023 гг., включающий не только правоохранительные, но и политические, социальные, экономические, правовые, идеологические, пропагандистские, информационные, охранные, специальные (оперативные, следственные, технические, охранные) и другие аспекты, но также различные методы подготовки и реализации, а также мониторинг и прогноз развития экстремизма.

Таким образом, терроризм можно рассматривать как неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений соответствующими субъектами последних. При этом в силу своего преимущественно насильственного характера, экстремизм и терроризм представляют серьезную угрозу для личной и государственной безопасности – важнейших элементов национальной безопасности. В настоящее время на содержание экстремизма и терроризма серьезное влияние оказывает формирование новых политических стратегий и технологий т.н. гуманитарного вмешательства, «бархатных» (цветных) революций и др.

Таким образом, приоритетом государства в политике противодействия экстремизму должна быть балансировка интересов общества и государства с обоюдной выгодой. Необходимо использовать и направить имеющиеся молодёжные ресурсы на развитие и укрепление общественных позиций согласия и мира среди этносов и религий.

В современных условиях информационно-психологической войны целью противоборствующей стороны будет разрушение общественного сознания и традиционных устоев у молодёжи, организациями, признанными экстремистскими. Органы государственной власти имеют главенствующую роль в недопущении распространения экстремистских материалов посредством ограничения доступа к ним, а также создание патриотических институтов для молодёжи.

В качестве выводов, необходимо отметить следующие положения:

  1. Терроризм представляет собой преднамеренное и сознательно мотивированное использование насилия против гражданского населения, инфраструктуры, военных или политических объектов; как средство дестабилизации, деморализации и дезорганизации общественно-политических структур общества. Это определение, возможно, далеко от совершенства, но оно, как представляется, позволяет в самом общем виде отразить суть терроризма.
  2. Чем выше уровень информационно-технологического развития общества, тем уязвимее оно с точки зрения последствий терроризма, любых диверсионных акций.
  3. Не исключено, что терроризм и диверсии могут стать новым видом оружия, особенно для бедных стран, да и не только для них (как средство давления на богатые страны). Борьба с терроризмом является обязанность органов власти и управления всех уровней. Каждый гражданин РФ должен проявлять бдительность к любым проявлениям террористической деятельности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
  2. Конвенция о мерах по борьбе с международным экстремизмом и терроризмом (принята Восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.).
  3. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999).
  4. Федеральный Закон РФ от 6.03.2006 №35-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с изменениями 31.12.2014).
  5. Федеральный закон от 25.07.2012 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на 23 ноября 2015 года). – М.: Республика, 2016. – 78 с.
  6. Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года (Утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г. Пр-2753).

Поделиться

851

Голиков М. Я. Основные принципы и направления борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации в современных условиях // Актуальные исследования. 2023. №22 (152). Ч.II.С. 35-37. URL: https://apni.ru/article/6358-osnovnie-printsipi-i-napravleniya-borbi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января