Внедрение новых технологий изменяет структуру экономики, ускоряет развитие компаний и их выход на глобальный рынок, обуславливает создание новых высокопродуктивных рабочих мест, способствует появлению новых профессий. Цифровые технологии трансформируют характер и содержание труда, повышают его интеллектуальность, формируют спрос на работников с цифровыми навыками и креативным мышлением, с одной стороны. А с другой – приводят к сокращению занятости и замещение работников роботами и искусственным интеллектом в определённых видах деятельности.
Цифровые технологии, оказывающие существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики, стали составной частью современных управленческих систем в государственном секторе, промышленном производстве, медицине, предпринимательства, создавая новые бизнес-модели.
Искусственный интеллект является основой цифровой трансформации экономики и движущей силой важных разработок в области технологий и бизнеса. Актуальность данной темы исследования представлена тем, что разновидности искусственного интеллекта применяются в разных секторах экономики, где возможно выявление закономерностей в больших объёмах данных и необходимо моделирование сложных, взаимосвязанных систем улучшение принятия решений.
Целью статьи является исследование трансформации места и роли человека и искусственного интеллекта в процессе труда в цифровой экономике.
Искусственный интеллект постепенно замещает работника в сфере труда, выполняя определённые трудовые функции, которые раньше выполнял работник. Работы, наделённые искусственным интеллектом, уже сегодня составляют определённые виды труда и представляют завершённый продукт или услугу. Примером может служить поиск информации, её обработка и систематизация, навигация и т.д.
Растущее использование искусственного интеллекта и роботов в производстве отдельных видов товаров и услуг приводит к уменьшению или полному исчезновению «живого труда». Изменения, происходящие с «живым трудом», целесообразно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект состоит в уменьшении доли «живого труда» в производстве товаров и услуг. По оценкам Ф. Кияккио, Г. Петропулоса, Д. Пихлера рынка шести стран ЕС (Финляндия, Франция, Германия, Италия, Испания и Швеция, которым принадлежит 85,5% рынка робототехники) внедрение одного дополнительного робота приводит к снижению занятости на 0,16-0,20 п.т. Под угрозой сокращения находятся рабочие места, занимаемые работниками без высшего образования и молодёжь [2, c. 159].
Роль «живого труда» берёт на себя искусственный интеллект, выполняющий определённые виды деятельности вместо работника, в частности, осуществляет запрограммированное влияние на предмет труда с помощью средств труда с использованием цифровых технологий. Это приведёт к сокращению потребности в работниках, выполняющих рутинные операции с одновременным уменьшением цены за такой труд.
Второй аспект состоит в том, что в цифровой экономике растёт ценность «живого труда», но не любого, а креативного. Наукоёмкие, инновационные и креативные отрасли деятельности нуждаются в специалистах, способных создавать новые продукты и услуги. Можно предположить, что спрос на такой человеческий труд будет расти. Креативный труд является прерогативой человека, способного преобразовывать информацию, формировать новые знания, производить инновации. Рост ценности креативного, инновационного человеческого труда приведёт к увеличению социального неравенства вследствие роста оплаты труда таких работников. Это приведёт к увеличению разрыва в оплате труда между работниками, выполняющими рутинные и креативные задачи и рост социальных потрясений и недовольств среди населения [4, c. 62].
Характерной особенностью современной экономики является ускоренное развитие технологий, связанных с развитием искусственного интеллекта. Примером могут служить заводы iPhone в Китае, где в 2020 году произошла замена 30% рабочих мест роботами. Уже сегодня искусственный интеллект может самостоятельно оказывать влияние на предмет труда и изменять его в зависимости от поставленных задач.
Искусственный интеллект может сочетать в себе как характеристики субъекта труда, так и выступать в качестве компонента процесса труда. Относительно роли субъекта труда, то искусственный интеллект может его выполнять только при условии ввода в действие соответствующих правовых норм и регламентов.
К профессиям, находящимся под угрозой исчезновения в результате автоматизации, относятся: офисные работники, бухгалтеры, рабочие промышленных предприятий, продавцы, страховщики, администраторы, кассиры, статистики, водители и т.д. Это позволяет предположить, что со временем произойдёт полное замещение искусственным интеллектом человека во всех видах рутинной работы любого уровня сложности. Это приведёт к повышению эффективности в указанных видах деятельности. В то же время для работников откроются новые возможности, в частности, в креативных индустриях, инновационных сферах деятельности [1, c. 90].
В настоящее время работники имеют преимущества над искусственным интеллектом в творческих и социальных видах работ, поскольку эти навыки не могут быть автоматизированы. К навыкам, которые не могут быть автоматизированы, относятся способность к продуцированию инноваций, иррациональное мышление и чувства, помогающие общаться и поддерживать других людей. В то же время следует отметить, что искусственный интеллект способен к самообучению и, возможно, со временем его доля значительно увеличится в креативном труде. Практически вне сферы его действия остается социальная работа.
Внедрение цифровых технологий в производственную сферу и сферу предоставления услуг приводит к сокращению занятости в рутинных видах деятельности с увеличением спроса на креативную, инновационную работу. Это открывает новейшие способности для реализации человеческого капитала.
В то же время, креативный труд возможен только при условии благоприятной среды и нуждаются в постоянных инвестициях в экономические, социальные и интеллектуальные структуры, задачей которых является формирование именно такой среды. Формирование благоприятной среды относится к приоритетным задачам региональных и национальных органов власти. Следует отметить, что формирование креативной среды возможно только при условии налаживания сотрудничества соответствующих государственных структур с заинтересованными и проактивными местными сообществами. Благоприятная среда поможет привлечь и удержать таланты внутри страны, что приобретает особую значимость в условиях глобализации и цифровизации [5, c. 73].
Цифровизация экономики обеспечивает фундаментальные преобразования во всех областях деятельности человека. Технологии, используемые в процессе трансформации, являются двигателем развития новых отраслей и способствуют решению проблем общества. Использование технологий цифровой экономики становится предпосылкой для возникновения разумного общества, основой которого являются новые ценности, ориентированные на потребности человека. Под влиянием цифровизации также изменяются рынок труда, сферы здравоохранения и образования, социальное общество. Новые бизнес-модели являются клиентоориентированными, то есть их структура обосновывается потребностями клиента. Основным источником создания стоимости в условиях цифровой экономики является высокоскоростная обработка больших данных по причине того, что транзакции происходят в режиме реального времени и преимущественно одновременно. Технологии анализа больших данных и искусственный интеллект помогают найти новые источники создания ценностей на основе мониторинга открытых платформ данных о потребительском спросе на материалы, продукцию, услуги.
Условия жизни человека под влиянием цифровых сервисов и современного подхода к развитию разумных пространств меняются более комфортными: умные города, умные дома, умные предприятия, цеха, рабочие места. А технологии цифровой экономики становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека.
Фундаментом цифровой экономики является развитая и эффективно функционирующая инфраструктура, основу которой составляют информационно-коммуникационные и цифровые технологии [7, c. 58].
Для оценки развития цифровой экономики и общества используются ключевые компоненты инфраструктуры цифровой экономики (устройства, программное обеспечение, телекоммуникации и т.д.), электронный бизнес (цифровые процессы в организациях), электронная коммерция (продажа товаров онлайн) и человеческий капитал. С этой целью используется международный индекс цифровой экономики и общества DESI (Digital Economy and Society Index), анализ которого является составной частью изучения цифровых показателей Европы. Индекс DESI страны дает представление о состоянии ее цифровизации. Он представляет собой сводный индекс, обобщающий соответствующие показатели эффективности цифровых технологий в Европе и отслеживающий эволюцию государств-членов ЕС в сфере цифровой конкурентоспособности.
Цифровая трансформация – это процесс качественной перестройки способа ведения бизнеса или изменения бизнес-модели с целью получения существенной оптимизации ресурсов или конкурентного преимущества благодаря внедрению новых технологий, включая алгоритмы с использованием искусственного интеллекта и машинного обучения. Это предполагает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре и внешним коммуникациям. Цифровая экономика, создавая новые бизнес-модели, задаёт направления трансформации традиционных секторов экономики, и осуществляется по двум направлениям: оптимизация и цифровизация существующих бизнес-процессов и создание новых бизнес-моделей [6, c. 361].
Технологии анализа больших данных и искусственный интеллект позволяют находить новые источники создания ценностей на основе изучения цифровых портретов клиентов и их экономического поведения. Актуальным трендом является развитие платформ открытых данных, которые обеспечивают проведение предиктивной аналитики в отношениях с клиентами и стимулируют возникновение и распространение новых бизнес-моделей в экономике.
Главным параметром конкурентоспособности бизнес-моделей цифровой экономики является сокращение времени вывода нового продукта на рынок. Это становится возможным благодаря созданию цифрового пространства, где происходит интегрированное восприятие продукта на основе использования клиентом всех каналов связи, а также синхронизация данных и информации во всех цифровых и физических каналах взаимодействия для удовлетворения потребностей клиентов в какое-либо время и в любом месте.
Переход к новым категориям бизнес-моделей осуществляется вследствие распространения технологий Интернета вещей (Internet of Things, IoT), больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения, других цифровых технологий, приведших к развитию следующих направлений:
- цифровые платформы, обеспечивающие прямое взаимодействие продавцов, поставщиков и покупателей, минимизируют транзакционные издержки и расширяют возможности потребления товаров и услуг;
- сервисные модели, способствующие персонализации товаров и услуг, позволяя клиенту потреблять нужный продукт в необходимых ему объемах для достижения желаемого результата;
- краудсорсинговые модели, основанные на привлечении внешних ресурсов (денежных средств, людей, идей и т.п.) для реализации бизнес-процессов;
- бизнес-модели, в основе ценообразования которых лежит достижение результатов и эффекта для клиента;
- бизнес-модели, основанные на монетизации персональных данных клиентов [8, c. 204].
Новые цифровые технологии расширяют возможности бизнеса по оптимизации многих процессов и повышению качества принятия решений. Использование цифровых бизнес-моделей не только позволяет увеличивать доход фирмы, но и определяет её устойчивость в современном мире.
Основными направлениями в процессе цифровизации промышленности являются:
- ускорение вывода новой продукции на рынок;
- повышение безопасности и надёжности производства;
- увеличение гибкости производства;
- повышение качества производимых товаров;
- общее увеличение эффективности производства.
Цифровая экономика создаёт огромные информационные потоки и предлагает новые интерактивные ресурсы. Цифровизация позволяет производственным структурам кардинально изменить производственные процессы и обеспечивает доступ к рынкам с помощью цифровых инструментов. Несмотря на то, что цифровизация распространяется, становясь все более значимой в профессиональной и личной жизни населения, она непосредственно не проявляется в показателях, которые используются для измерения экономического роста на уровне государства [10, c. 421].
Цифровизация различных аспектов социально-экономических процессов порождает новые вызовы перед статистикой и влечёт за собой трансформацию данных о функционировании экономики и жизнедеятельности человека. Изменяется спрос на статистические данные, возникают новейшие способности, обусловленные развитием цифровых коммуникаций и появлением подходящих для статистической обработки и анализа массивов огромных данных.
Становление цифровой экономики связано с возникновением новых явлений, обусловленных процессами цифровизации во всех областях экономической и социальной жизни. Для исследования этих явлений собирают информацию о:
- Внедрение цифровых технологий.
- Доступность продуктов и услуг, создаваемых на основе цифровых технологий.
- Динамику развития цифровой экономики и её вклад в экономический рост государства.
- Развитие методов и технологий искусственного интеллекта.
- Влияние цифровых технологий на:
- эффективность ведения бизнеса;
- эффективность развития отраслей промышленности, в том числе новых отраслей, способствующих распространению цифровизации;
- эффективность государственного управления;
- развитие человеческого капитала [9, c. 84].
Искусственный интеллект обладает следующими функциональными возможностями: предиктивная аналитика; методы контроля, планирования и диспетчеризации; хранение, обработка и представление знаний; распознавание языка и компьютерное зрение; биометрия, сегментация изображений и видео, распознавание символов, слежка за объектом, общее зрение); обработка природного языка (включая добычу новых знаний, машинный перевод, диалог). Эти функции как употребляются без помощи других, так и могут быть реализованы в совокупности. Соответственно, развитие базовых технологий искусственного интеллекта основывается на следующих технологиях: распознавание образов; прогнозирование и поддержание принятия решений; машинное обучение; планирование и управление целенаправленным поведением в неструктурированных средах; когнитивный анализ данных; мультиагентное управление и диспетчеризация ресурсов в распределённых системах.
Для реализации и внедрения технологий искусственного интеллекта необходима разработка аппаратно-программных средств, а именно:
- аппаратно-программных платформ для реализации методов и алгоритмов искусственного интеллекта;
- машин выводов и их операционных систем;
- репозитариев данных для машинного обучения.
Сферами применения технологий искусственного интеллекта в различных секторах цифровой экономики являются бизнес-процессы в промышленном производстве, сельском хозяйстве, транспортных системах, логистике, строительстве, энергетике, банковском секторе, торговле, медицине, национальной безопасности, образовании, городской инфраструктуре, государственном управлении.
Развитие искусственного интеллекта связано с разработкой стандартов, учитывающих как универсальные работы по стандартизации информационных систем и технологий, так и направления, специфические для интеллектуальных систем обработки данных. При этом для развития продуктов и услуг на базе искусственного интеллекта необходима однозначная трактовка используемых всеми участниками цифровой трансформации экономики понятий.
Технологии искусственного интеллекта интегрируются в пять технологических факторов роста: 1) сети широкополосной связи; 2) центры обработки данных; 3) облачные сервисы; 4) большие данные; 5) Интернет вещей.
Формирование цифровой экономики – это также вопросы национальной безопасности и независимости страны, конкурентоспособности отечественных компаний, позиции государства на мировой арене на долгосрочную перспективу. Внедрение новых цифровых технологий на базе искусственного интеллекта позволяет повысить качество жизни граждан, создать интеллектуальные промышленные платформы, обеспечить рост производительности труда, поддержку принятия управленческих решений с меньшей субъективностью, нерациональную избыточность, ускорение обмена информацией и увеличения её объемов. От решения этих стратегических задач зависит конкурентоспособность экономики государства.
Цифровая экономика характеризуется процессами трансформации занятости и мотивации труда, тесно взаимосвязанными и взаимообусловленными. Занятость в информационном обществе, прежде всего, ориентирована на накопление личного человеческого капитала и характеризуется высоким уровнем выбора и мобильности. Размывание границы между трудом и досугом формирует новую модель труда, при которой любимое дело для смарт-работника становится важнее развлечения и которое подразумевает новые подходы к созданию модели мотивации [3, c. 47].
Таким образом, развитие цифровых технологий оказывает влияние на рынок труда и изменяет процесс труда. Появляется новый объект – искусственный интеллект, который при регламентации его статуса и в определённых сферах деятельности может стать субъектом. В определённых видах деятельности значительно уменьшится использование «живого труда», некоторые виды деятельности будут полностью роботизированы, в то же время происходит рост спроса на «живой» креативный труд.
Искусственный интеллект может полностью заменить человеческий труд в рутинных видах деятельности. В креативных видах деятельности человек имеет преимущество перед искусственным интеллектом благодаря способности человека к продуцированию инновационных, нестандартных решений.
Искусственный интеллект может служить средством, способствующим реализации творческого потенциала человека. Социальная работа относится к прерогативе человека, поскольку предполагает использование таких человеческих качеств, не подпадающих под воспроизведение их искусственным интеллектом.
Меры по усилению позиции работника на рынке труда – создание благоприятных условий для развития креативного потенциала и реализация концепции обучения на протяжении всей жизни.
Рецензент – Киреев В. Ю.