В статье рассматриваются понятия креативности и эмоциональной креативности.

Аннотация статьи
мышление
креативность
творческое мышление
эмоциональная креативность
Ключевые слова

Формирование личности человека происходит под влиянием окружающей его социальной среды с самого рождения. На каждом возрастном этапе происходит формирование важных качеств личности, влияющих на восприятие мира и себя, как части этого мира. Гармоничное прохождение этапов взросления способствует более эффективному взаимодействию с обществом, пониманию своих потребностей и возможностей.

В настоящее время человеку для успешной реализации своего потенциала приходится выполнять множество задач одновременно, что требует определенных внутренних ресурсов. Обилие разнообразной информации, быстрый темп жизни, способствуют постоянному повышению требований по отношению к современному человеку. Он должен уметь находить новые решения возникающих проблем, выходить за рамки стереотипных алгоритмов, которые в условиях стремительного развития мира становятся всё менее актуальными. Чтобы добиться успеха в условиях высокой конкуренции, постоянно изменяющейся среды и большой информационной нагрузки, человеку необходимо иметь высокий интеллект, быть мобильным, иметь широкий кругозор, уметь анализировать информацию, чтобы находить оптимальные решения в различных ситуациях, опираясь на собственный опыт.

Исходя из описанных выше требований к качествам современника, можно предположить, что важной характеристикой личности, обеспечивающей успех в жизни, являются творческие способности, которые способствуют нахождению новых комбинаций в уже существующем поле эмпирического опыта для решения возникающих задач. Важным фактором, влияющим на творчество, является эмоциональная креативность, которая служит предиктором внутренней мотивации и академической вовлеченности [4].

На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей.

Тейлор (Taylor, 1988) пишет, что уже в 60-х гг. XX в. было дано 60 определений креативности.

М. А. Холодная (2002) отмечает, что креативность рассматривается в узком и широком значении. Креативность в узком значении – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) [5].

Приведем несколько определений понятия «креативность», которые чаще всего встречаются в специальной зарубежной литературе: «способность человека отказываться от стереотипных способов мышления» (Д. Симпсон); «особенность поведения личности, выражающаяся в оригинальных способах получения продукта, новых подходах к решению проблемы с разных точек зрения» (Дж. Рензулли); «процесс переконструирования элементов в новые комбинации, отвечающие требованиям полезности и некоторым специальным требованиям» (С. Медник); «создание продукта, ранее не существовавшего в настоящем состоянии, обладающего определенной ценностью» (Э. де Боно); «культурный эквивалент процесса генетических перемен, благодаря которому происходит биологическая эволюция» (М. Чиксентмихайи); «нестандартное мышление, приводящее к положительным результатам» (А. Ротенберг, К. Хаусман); «способность личности генерировать идеи из существующих понятий, которые приводят к интересным результатам» (М. Боден) [2].

Как видим, авторы, говоря об одном и том же феномене, добавляют в определение креативности все новые и новые нюансы, систематизацию которых попыталась дать О. В. Буторина (2003). Вот как понимается креативность разными авторами: способность к творчеству; интеллектуальное творчество; нечто новое, оригинальное; отдаленные ассоциации; реструктурирование целостной системы; необычное кодирование информации; дивергентное мышление; результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов; выход за переделы уже имеющихся знаний; нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию.

Как компонент креативности выступает эмоциональная креативность. Впервые этот феномен был описан в конструктивистской теории эмоций Дж. Эйврилла. По его мнению, эмоциональная креативность – это способность видоизменять структуру и содержание эмоциональных синдромов, которые представляют собой организованные паттерны реакции (гнев, любовь, горе и т.д.), и выступают продуктом творческой активности.

Процесс порождения новых эмоциональных синдромов, Дж. Эйврилл, условно разделил на три ступени:

  • на первой ступени развитие эмоциональной креативности характеризуется необычным выражением и переживанием эмоций в рамках уже существующих эмоциональных синдромов;
  • второй ступени развития эмоциональной креативности присуще видоизменение стандартных эмоций;
  • третья ступень – высшее проявление развития эмоциональной креативности обусловлено созданием новых форм эмоций [3].

Таким образом, эмоциональная креативность – это способность, присущая большинству людей, но «порождённая определёнными усилиями и предусмотрительностью».

И.Н. Андреева в своих исследованиях соотносит эмоциональную креативность с эмоциональным интеллектом. О.И. Власова рассматривает эмоциональную креативность как часть эмоциональной одаренности. Для Е.Л. Яковлевой эмоциональная креативность – процесс проявления человеческой индивидуальности. Т.Н. Березина в рамках своей концепции «Трех миров», рассматривает эмоциональную креативность, как составляющую социальной креативности, наряду с научной и художественной. Е.А. Валуева и Д. В. Ушаков в контексте своей модели соотношения интеллектуальных и творческих способностей, выделяют эмоциональную креативность как формат переработки эмоциональной информации, как способность к решению нестандартных задач с эмоциональным содержанием [1].

Таким образом, в ходе теоретического анализа различных психологических работ, понятие «эмоциональная креативность», введённое Дж. Эйвриллом, представляющее собой способность переживать и выражать новые оригинальные эмоции, способность преобразовывать эмоции, нами было существенно и расширенно, а также выстроено как предмет психолого-педагогического исследования. Эмоциональная креативность как таковой предмет понимается нами как высшая психическая функция человека, направленная на идентификацию, осознание, актуализацию, управление, преобразование и порождение новых оригинальных эмоций у себя и других. Экспериментальной проверке описанных выше концептуальных построений будет посвящено наше дальнейшее исследование.

 

Текст статьи
  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен эмоциональной креативности. Монография / Андреева И.Н. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
  2. Березина Т.Н., Терещенко Р.Н. Эмоциональная креативность личности: определение и структура // Психология и психотехника, 2012. №2. С. 43-50.
  3. Валуева Е.А. Диагностика эмоциональной креативности: адаптация опросника Дж. Эверилла // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. C. 216-227.
  4. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
Список литературы