Образование детей с ОВЗ в условиях глобализации

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

ФГОС
наука
образование
общество
глобализация

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию уровня глобализации в общеобразовательном учреждении для детей с ОВЗ и обществе в целом.

Текст статьи

Глобализация – это направление развития всего мира. В наше время этот процесс вышел на новый уровень, благодаря научно-технической революции. И образование здесь не исключение. Что же она собой представляет?

Глобализация образования началась в конце 90-х годов. Она представляет собой создание единого информационного поля, позволяющего получать все необходимые данные. Важную роль играют информационные технологии. Достаточно иметь электронно-вычислительную машину и доступ в интернет – и перед человеком открываются буквально неограниченные возможности.

Глобализация – это новый уровень международных отношений. И образование здесь не исключение. Мы работаем в специальной общеобразовательной школе-интернате, где обучаются дети с ОВЗ и дети с РАС с интеллектуальными нарушениями. В эпоху глобализации остро встал вопрос об образовании детей с ОВЗ. И проблема не в том, как «особенный» ребенок будет постигать все процессы образования и вписываться в общество, а насколько общество готово к принятию такого ребенка. Для решения данной проблемы разрабатываются специальные методики, которые должны не только полностью исключить дискриминацию детей с особыми образовательными потребностями, но и обеспечить им комфортное пребывание в обществе. Из 79 статьи «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» мы узнаем, что образование обучающихся с ОВЗ «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность [7]. Но готово ли современное общество к обучению в общих классах детей обычных и детей особенных? Такие проблемы в обществе в условиях глобализации призвано решать инклюзивное образование, создание в образовательных организациях ресурсных классов. Главным принципом инклюзивного обучения является не разделение детей, а их объединение. Учебный материал среди обучающихся в ресурсных классах распределяется в равной мере. Этим вопросам в нашей образовательной организации уделяется огромное внимание. Так, согласно приказу министерства образования Белгородской области от 14.03.2023 №823 «О создании стажировочных площадок по вопросу сопровождения детей с РАС», на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» в мае 2023 года прошел обучающий семинар для педагогов, работающих по адаптированным основным образовательным программам по теме «Разработка и реализация специальной индивидуальной программы развития для обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития», основной целью которого стало повышение профессиональной компетентности педагогов, обучающих детей с интеллектуальными нарушениями и имеющими расстройства аутистического спектра. В нашей школе, как и в общеобразовательных школах, основной целью обучения является освоение программы, и умение использовать, полученные знания в практической деятельности. Что достичь с нашими детьми не так просто. Во время пандемии, а сейчас при прохождении СВО наши дети учатся дистанционно. Онлайн уроки, виртуальные внеклассные занятия, изменили роль преподавателя и учащихся – вот лишь неполный перечень новшеств.

Развивать информационную культуру нужно с начальной школы. Потому что начальная школа – это фундамент образования. И от того каким он будет, зависит будущее ребёнка. Раньше человек мог получить определённый набор знаний и использовать его на протяжении всей жизни. Однако в современном мире появилась необходимость в непрерывном обучении. Для этого нужно обратиться в учебный центр того или иного института, в котором есть курсы по повышению квалификации. Человек должен находить мотивацию для продолжения обучения. Педагогу нужно разбираться в современных тенденциях в сфере образования. В противном случае он не сможет разработать правильную стратегию обучения. Старая система образования не сталкивалась со многими проблемами, которые стали актуальными в наше время. Современные возможности образования постоянно расширяются за счет развития цифровых технологий. Их используют практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Количество людей, которые хотят получить новые знания, непрерывно растёт. Это приводит к тому, что интернет становится важнейшей составляющей современной системы образования. Кроме того, люди с ограниченными возможностями теперь не испытывают трудностей при получении образования. Они могут учиться, не выходя из дома. Современному человеку необходимо отыскивать новые необычные решения проблем. На данный момент в средних школах, колледжах и вузах начинают чаще использовать эти подходы к обучению. Дети получают возможность использовать в качестве источников информации видео-уроки или лекции. Организуются игры, квесты, опыты, практические мероприятия (экскурсии, интерактивные города профессий, интервью со специалистами).

Дети начинают очень рано пользоваться современными гаджетами, поэтому необходимо защитить школьников от негативного влияния в Интернете. Кибербуллинг, мошенничество, жестокость со стороны взрослых — со всем этим может столкнуться ребёнок. И наша задача состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться Всемирной паутиной. Онлайн-формат обучения имеет свои недостатки: отсутствие непосредственного общения и физической активности, что особенно необходимо для детей с ОВЗ. Смена обстановки также очень положительно влияет на образовательный процесс.

Чем быстрее развиваются технологии, тем больше меняется восприятие детей. Современному ребёнку уже не так интересно читать книги и делать конспекты лекций. Его привлекает визуальная, тактильная и аудиоинформация. В школах всё чаще используется интерактивные доски и интерактивные панели, с помощью которых можно визуализировать различные процессы. Экономика не может эффективно функционировать без грамотных специалистов. Следовательно, система образования является важнейшим аспектом благополучия страны. Инвестиции в эту сферу никогда не бывают безрезультатными.

Список литературы

  1. Алексашина А.В. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. С.-П., 1995. – 237 с.
  2. Бауман З. Глобализация: последствия для человека и общества. – М. 2004. – 450 с.
  3. Бек У. Что такое глобализация. – М.: Прогресс-Традиция. 2001. – 223 с.
  4. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. – М., 2004. – 209 с.
  5. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 111 с.
  6. Тараканова Е.В., Ширяева В.А. Подготовка специалистов в условиях глобализации образования. – Саратов, 2006. С. 48-49.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru
  8. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей / Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Титова В.В., Селиванова Е.Ю. – М.: АРКТИ, 2005. – 312 с.

Поделиться

988

Тульская Л. В., Макаренкова О. Г., Шершунова Е. Н., Лаврова С. В. Образование детей с ОВЗ в условиях глобализации // Развитие социально-гуманитарного знания в условиях глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/6368-obrazovanie-detej-s-ovz-v-usloviyakh-globaliz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января