Судебная система – это совокупность судов разных уровней, которая организована и действует в соответствии со своей компетенцией. Судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией, принимается федеральным конституционным законом.
Батова С.А. пишет: «Исходя из конституционных принципов построения судебной системы в Российской Федерации и основных направлений Концепции судебной реформы в целях обеспечения доступности правосудия, реализации права на судебную защиту, создания действенных механизмов для защиты прав и законных интересов граждан и организаций в сравнительно короткий период времени был создан Конституционный Суд Российской Федерации, возрождены суды присяжных и мировая юстиция, образована система арбитражных судов, включающая в себя самостоятельные апелляционные и кассационные арбитражные суды, сформированные по принципу судебных округов» [1]. На федеральном и региональном уровнях сформированы и активно действуют органы судейского сообщества. Для обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества создан федеральный орган – Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Для укрепления самостоятельности и конечно независимости судебной власти Правительством РФ были утверждены целевые программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 гг. и на 2007–2011гг. [2]. Это определенно способствовало улучшению материально – технического обеспечения судов в РФ. Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации создана уникальная Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие», объединяющая в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции и систему Судебного департамента. Широко распространилось внедрение в деятельность судов электронного обеспечения правосудия. Публикуются судебные акты, принимаемые судами, как судами общей юрисдикции, так и судами арбитражными на едином портале. Также увеличивается штатная численность судей и работников аппаратов судов. Это значительно улучшает разрешение материалов и судебных дел, повышая оперативность в этом направлении.
Это все говорит нам о том, что укрепляется независимость судей, провозглашенная самостоятельность судов укрепляется, а также растёт доверие народа к судебной власти.
Но все же, остаются нерешенными некоторые вопросы, касающиеся судебной деятельности. И это несмотря на все безусловно положительные результаты, которые достигнуты в этом направлении благодаря усилиям и Президента РФ и Правительства РФ. Эти вопросы касаются не только судов, но и судейского сообщества.
Новые законы, иногда принятые поспешно, а также внесение изменений в законы не всегда являются оправданными. К судебной дестабилизации на практике приводит то, что отсутствует согласованность межотраслевых и внутренних правовых норм.
В настоящее время принят Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 02.02.2011) который определяет полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции. Несмотря на то, что на всех уровнях была поддержана идея о создании ювенальных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, она осталась нереализованной. Статья 2 данного закона определяет правовые основы деятельности судов общей юрисдикции. Полномочия и порядок деятельности мировых судей согласно пункту 2 статьи 2 установлены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.
В свете выработки антикоррупционных мер, а также мер, направленных на обеспечение независимости судей, повышение качества и открытости правосудия, особую значимость приобретает принятие Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», внесенного Верховным Судом Российской Федерации. Названый Закон предусматривает широкое распространение информации о деятельности судов, что позволит сделать прозрачным движение дел в судах, содержание принимаемых судебных актов.
Как судебная система – это все же конституционное понятие, то в соответствии с Основным Законом РФ правосудие осуществляется только судом. В Российской Федерации не может создаваться никаких чрезвычайных судов. Это не допустимо в соответствии с Конституцией РФ. Также, судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ, об этом говорится в ст. 118 Конституции РФ.
Конституционные положения определяют какое место занимают высшие суды в системе судов, а также, какое место занимают другие суды подчиненные высшим судам РФ. Структура судебной системы в Российской федерации определяется не только Конституцией РФ, но и другими законодательными актами. Например, Законом о судебной системе, Законом о судоустройстве в РФ, Законом и мировых судах в РФ, Законом об Арбитражных судах, законом о военных судах.
В общем, Конституция РФ, устанавливает основные параметры судебной системы в Российской Федерации. Указанные выше Федеральные Законы регулируют деятельность соответствующих судов в Российской Федерации.
К федеральным судам в субъектах Российской Федерации относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды. Районные суды, ранее именовавшиеся городскими, межмуниципальными, окружными, приравниваются по своему статусу к районным.
Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.
Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Военные суды входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Их отнесение к судам общей юрисдикции связано с тем, что они рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, т.е. имеют такой же набор полномочий правосудия, как и другие федеральные суды общей юрисдикции. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел (ст. 4, 26). Их учреждение осуществляется путем внесения изменений в упомянутый Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. Полномочия, порядок создания и деятельности устанавливается особым федеральным конституционным законом, работа по подготовке которого в настоящее время проводится.