Главная
АИ #22 (152)
Статьи журнала АИ #22 (152)
Особенности производства и потребления табачных изделий в Российской Федерации

Особенности производства и потребления табачных изделий в Российской Федерации

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

изготовление
табак
потребительские свойства

Аннотация статьи

В статье проанализированы все основные черты изготовления и потребления табачной продукции.

Текст статьи

Табачная индустрия – одна из отраслей пищевого производства, которая занимается переработкой сырья для табачных изделий и их выпуском. Большинство отечественных компаний относятся к международным корпорациям (к примеру, Philip Morris International). Табачная промышленность разделяется на несколько отраслей. Символично акцентируют две основные – изготовление и переработка табака, выработка табачных изделий. К ним причисляются сигареты, папиросы, сигары, сигариллы и табачные стики (например HEETS). Самостоятельно акцентируют добавочные подотрасли, специализирующиеся на упаковке или выпуске дополнительных принадлежностей.

Отечественный табачный рынок – один из крупнейших в мире. Он уступает исключительно японскому, китайскому и американскому. Главная часть заводов находится в европейской доле страны. Это Центральный, Северозападный и Поволжский федеральные округа. Мишенью научно-исследовательской работы является особенности изготовления и использования табачных/никотин содержащих изделий в РФ.

Для достижения цели были разработаны последующие задачи:

  • Изучить историю отрасли;
  • Технология изготовления;
  • Подготовка табачной композиции;
  • Изготовление сигарет/папирос;
  • Изготовление табака для кальянов;
  • Сырьё.

Вопрос исследования: табачные изделия.

История отрасли

Главные табачные заводы возникли в России в начале XVIII века. Они располагались в городе Санкт-Петербурге и селе Ахтырка на Украине. К XIX столетию изготовление расширилось, появились новые стандарты. Папиросы являются изобретением русской табачной промышленности. В 50-е годы XX столетия предприятия совершенствовали. К 70-м годам данная область достигла расцвета. Спустя десять лет начался упадок изготовления папирос, увеличился процент болгарской табачной продукции на Российском рынке. В двухтысячных годах большинство заводов стали собственностью глобальных корпораций. Одной из них в 2018 году была куплена компания «Донской табак». Она вошла в состав Japan Tobacco Inc.

Технология изготовления

В табачной индустрии есть предприятия как полного, так и неполного цикла. Предприятия полного цикла самостоятельно производят сырье, готовят мешку (смесь), изготавливают сигареты и папиросы. Предприятия неполного цикла работают с купленной продукцией и занимаются в основном производством табачных изделий. Любые виды изготовления абсолютно автоматизированы, отношение человека сведено к минимуму. На всех стадиях ведется неукоснительный контроль за качеством, а продукция проходит строгую сертификацию.

Переработка табака складывается из нескольких главных этапов:

  1. Томление и фиксация. Позволяют листьям растения окислиться, это лишает их кисловатого вкуса. Они приобретают необычный (желтоватый) цвет. Дополнительно в процессе сырье утрачивает излишки влаги и полифенолы.
  2. Ферментация. Табак подвергается химической обработке, спустя которой он значительно меньше сдерживает влагу. Листья теряют запах травы и приобретают знакомый всем курильщикам запах. После обработки усиливается способность сырья быстро гореть. Все ступени проходят на автоматических линиях. Это даёт хорошее качество любой партии.
  3. Подготовка табачной композиции. Для изготовления табачной продукции с конкретным товарным знаком используются разнообразные виды табака. Композицию по рецептам формирует купажист. Далее сырье направляется на конвейер. После чего происходит деление на табак и жилку – таким образом именуют центральную часть табачного листа. И дальше каждый тип сырья проходит особенную обработку. Жилка пропитывается влагой, затем её направляют на отлежку. Следующий этап – нарезка на специальном производственном оборудовании. Далее на конкретных аппаратах сырье подвергают экспандированию (обработка паром). Далее его иссушивают и по конвейерной линии направляют на смешивание. Табак также проходит два или три этапа обработки. Его подвергают соусированию, после чего табак приобретает надлежащий вкус. Впоследствии идет ступень кондиционирования, а затем сырье увлажняют. Оно отлеживается и сушится в специализированных станках. После чего идет смешение нескольких видов табака и жилка. Для изготовления легких сигарет последнее в композицию не добавляют.
  4. Изготовление сигарет. Измельченный табак и жилка поступают на специализированный производственный конвейер. На нем мешку заворачивают в бумагу. Получается одна огромная сигарета – стержень. Потом на специализированной линии сигарету нарезают на много разных сигарет установленного размера. На следующем производстве ставится фильтр для сигарет. Процесс производства никотиносодержащей продукции максимально автоматизирован. Администраторы станков принимают в нем посредственное участие. От них требуется загружать мешку в специализированные емкости, вмонтировать сигаретные гильзы и забрать уже готовый продукт. Одна линия производит от двух тысяч до пяти тысяч сигарет в минуту. На более крупных производствах количество выпускаемой продукции увеличивается до десяти тысяч сигарет в минуту. Итоговая продукция направляется на проверку в отдел качества товара. В случае если все в порядке, то сигареты упаковывают. Расфасовка в пачку изготавливается на автоматизированных линиях. Там же продукция упаковывается в фольгу и целлофан. Упаковка в блочную упаковку и короба также делается с использованием производственного оборудования. Специальные(акцизные) марки наносятся специализированными станками.
  5. Изготовление табака для кальянов. Табак для кальянов не похож на сигареты. Табак для кальянов лишен никотиновых смол. Его изготавливают таким образом: – Табак вымачивают в течение некоторого времени. Далее табак практически абсолютно утрачивает никотин. Следующий ход – сырье высушивают и измельчают. Следующий шаг – присоединение эссенций и ароматизаторов. После приемки ОТК продукцию надлежащим образом расфасовывают. Как правило, производители используют сорт сырья: Вирджиния, Ориенталь, Берли. Качества табака могут изменяться в зависимости от государства, в которой росли растения.
  6. Состав сортов:
  • Вирджиния. Имеет маленький процент смол, располагает сладковатым привкусом и запахом. Табачный лист светлого цвета и крупного размера. Растение беспритязательное в уходе. Выращивается в субтропических областях, к примеру Южной Бразилии или в Джорджии (USA).
  • Ориенталь. С мощным запахом. Ход выращивания и обработки наиболее трудозатратный. Рекомендуется солнечная сушка. Область обитания растения – Турция, Балканы, Ближний Восток.
  • Берли. Содержит большое обилие никотина. Листья наиболее темного цвета. Взращивают данный сорт в Цент. Америке, США.

Трудности данной отрасли в России.

Отечественная табачная промышленность почти полностью зависит от зарубежных изготовителей сырья. Доля выращенного в России или странах СНГ табака очень мала. Если не увеличивать сырьевую базу, ситуация в табачной промышленности не улучшится надлежащим образом. Антитабачная национальная программа также ударила по изготовителям. Увеличение акцизов и налогов привело к подорожанию сигарет. Благодаря этому количество оригинальной табачной продукции на рынке государства уменьшился на двадцать процентов. Большее количество мировых компаний начали налаживать изготовление в Российской Федерации, закрывая значительный процент заводов или временно приостановив изготовление. Основной проблемой данной отрасли является контрафактная табачная продукция. Независимо от ужесточения мер по маркировке табачной продукции, её количество растет все больше. Как правило, контрафакт поставляется из стран ЕЭС (в том числе, из Беларуси, Сербии, Казахстана и др.), где стоимость акциза и сигарет существенно ниже, чем в России. По подсчетам Минэкономразвития, каждый год из-за контрафактной табачной продукции бюджет теряет более десяти миллиардов рублей. В 2018 году ущерб за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров без надлежащей маркировки составил пятьдесят млрд. А за первую половину 2019 года процент контрафактного табака увеличился на 7,8% в соотношении к аналогичному периоду предвидящего года. С каждым годом объем оборота контрафактной продукции растет. Государственные органы (МВД, ФСБ, Роспотребнадзор, ФТС и др.) активно ведут борьбу с незаконным производством, реализацией, перевозкой и хранению с целью сбыта табачной продукции. В борьбе с контрафактном также принимают участие правообладатели товарных знаков, чьи права непосредственно нарушаются вследствие незаконного использования товарного знака.

В соответствии со статьями 1484, 1515 (п.п. 1 и 2), 1229 (п. 1) и 1252 (п. 4) Гражданского кодекса РФ производство, продажа, перевозка, хранение и/или иные действия в отношении сигарет, образцы которых прилагались к вашему запросу, является нарушением исключительных прав Правообладателя, поскольку он не предоставлял разрешение на использование Товарного Знака в отношении указанных сигарет. Согласно ст. 1515 (п. 1) Гражданского кодекса РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Производство, продажа и/или иные действия в отношении указанных сигарет, образуют состав правонарушения «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», предусмотренного статьей 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях или статьей 180 Уголовного кодекса РФ, если деяние совершено неоднократно или причинило правообладателю крупный ущерб в соответствии с примечанием к указанной статье.

В настоящее время ведутся активные судебные дела и формируется судебная практика по статьям 180, 171.1 УК РФ. Как правило, суд встает на сторону правообладателей, т.к. интеллектуальная собственность охраняется законом. Нарушителей привлекают к предусмотренной законом ответственности, а правообладатели товарных знаков получаю денежные компенсации за причинение репутационного и имущественного ущерба.

Итоги

Резюмируя, можно сказать, что все изменения в табачной индустрии так или иначе связаны с регулировкой цен на продукцию. Ежегодное увеличение акциза на сигареты является, по мнению правительства, самым эффективным способом борьбы с курением. Антитабачная политика произвела значительный эффект, в период с 2009 по 2019 года, где процент курящего населения сократился до 15%. Тем временем количество курящих людей всё ещё преобладает, в том числе среди молодых людей. На табачный рынок огромное влияние оказывает теневой рынок, борьба с последним является основополагающей задачей в рамках реализации общей антитабачной идеи. По мнению экспертов, для эффективной борьбы с теневым бизнесом, а, соответственно, и с активным употреблением табака населением, необходимо убрать экономическую выгоду теневого рынка, а также уменьшить разрыв налогов со странами ЕАЭС. Такие меры помогут сдержать положительную направленность сокращения оборота контрафактной продукции и, соответственно, улучшат эффективность программы по борьбе с курением.

Список литературы

  1. Табачная промышленность [Электронный ресурс]. – https://fabricators.ru/article/tabachnaya-promyshlennost
  2. ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика [Электронный ресурс]. – http://economyandbusiness.ru/osobennosti-razvitiya-otechestvennoj-tabachnoj- promyshlennosti
  3. Экспресс-обзор российского табачного рынка по итогам 2020 года [Электронный ресурс]. – https://3dpro.info/site/reviews/tobacco-market-2020/

Поделиться

1693

Воронин А. С. Особенности производства и потребления табачных изделий в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №22 (152). Ч.III.С. 6-9. URL: https://apni.ru/article/6376-osobennosti-proizvodstva-i-potrebleniya-tabac

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января