Главная
АИ #22 (152)
Статьи журнала АИ #22 (152)
Обучение детей татарскому языку через игровые маркеры

Обучение детей татарскому языку через игровые маркеры

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

обучение УМК
татарский язык
маркеры игрового пространства
обучение

Аннотация статьи

Данная статья рассматривает процесс реализации нового учебно-методического комплекта (УМК) по обучению татарскому языку в дошкольном образовательном учреждении. Основной целью исследования является эффективная организация использования УМК и поиск интересных способов и технологий для обучения русскоязычных детей татарскому языку с удовольствием. В статье предлагается использование маркеров в качестве инструментов для расширения и закрепления знаний детей по татарскому языку. Маркеры могут использоваться как для индивидуальной работы с ребенком, так и с подгруппой детей, а также могут быть использованы детьми самостоятельно.

Текст статьи

В течение нескольких последних лет в нашем дошкольном образовательном учреждении наблюдается бурный процесс реализации нового УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Главной целью этого процесса является эффективная организация работы по использованию УМК. Перед нами встала задача – найти интересные способы и технологии для изучения татарского языка, научить говорить русскоязычных детей на татарском языке с удовольствием.

Учитывая вышесказанное, нам пришла идея создать маркеры, посредством которых можно расширить и закрепить знания детей по татарскому языку.

Маркеры могут быть использоваться, как индивидуально с ребенком, также и с подгруппой детей; могут использоваться детьми самостоятельно. Маркеры представляют собой совокупность заданий и упражнений по одной теме. Они отвечают гигиеническим требованиям, легко трансформируются, полифункциональны.

Так нами были созданы следующие маркеры:

  • «Уенчыклар», целью которого является активизировать в речи слова, обозначающие предмет, признак предмета, закрепить навыки счета в пределах 5 на татарском языке.
  • «Яшелчәләр» – закрепить в речи слова, обозначающие овощи и фрукты, их признаки, упражнять в правильном произношении слов и фраз, закрепить навыки счета в пределах 6 на татарском языке.
  • «Пиктограммы» – закрепить знакомые глаголы, упражнять в склонении их с именами существительными.
  • «Кызыклы сәяхәт» («Увлекательное путешествие») – расширить знания детей, закрепить слова и песни из УМК, отработать навык счета.
  • «Киемнәр кибете» – закрепить с детьми названия одежды на татарском языке (күлмәк, чалбар), цвет, счет, формировать диалогическую речь.
  • «Яшелчәләр кибете» – формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей.

Для каждого маркера создан маршрутный лист, который включает в себя название маркера, цель, правила игры.

Системная работа с маркерами дает положительные результаты по обучению детей татарскому языку, созданию языковой среды, изучению и закреплению пройденного материала, помогают в усвоении лексики татарского языка.

Таблица 1

Маршрутный лист

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ЦЕЛЬ

КАК ИГРАЕМ?

«Уенчыклар»

Активизировать в речи слова, обозначающие предмет, признак предмета, закрепить навыки счета в пределах 5 на татарском языке.

В игре принимают участие 6 детей.

На полу лежит ромашка с закрытыми лепестками. Под татарскую мелодию дети передвигаются вокруг цветка. Как только мелодия перестает звучать, дети останавливаются и поочередно открывают лепестки, озвучивая, что на них изображено. Воспитатель спрашивает: «Бу нәрсә?» (Это что?) Ребенок называет. Далее задает вопрос «Нинди?» (Какой?) Ребенок отвечает Затем воспитатель вновь задает вопрос «Ниче» (Сколько?)Ребенок считает предметы вслух, называя итоговое количество. Как только все лепестки ромашки откроются, игра считается законченной.

Таблица 2

Маршрутный лист

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ЦЕЛЬ

КАК ИГРАЕМ?

«Яшелчәләр»

Закрепить в речи слова, обозначающие овощи и фрукты, их признаки, упражнять в правильном произношении слов и фраз, закрепить навыки счета в пределах 6 на татарском языке.

В игре принимают участие 6 детей.

На полу лежит ромашка с закрытыми лепестками. Дети поочередно раскрывают лепестки и называют какой овощ там изображен (помидор, кыяр и др), какой он (зур, чиста и др.), сколько овощей (бер, биш и т.д.)

Как только все лепестки ромашки откроются, воспитатель начинает вести с детьми диалог.

Диалог между воспитателем и детьми, между детьми.
Воспитатель: Салатка нәрсә салабыз?

Ребенок: помидор (кыяр, кәбестә, суган…)

Воспитатель: Салатка ничә кыяр салабыз?

Ребенок: салатка 4 кыяр, 1 кәбестә, 1 суган, 3 помидор салабыз.

Таблица 3

Маршрутный лист

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ЦЕЛЬ

КАК ИГРАЕМ?

«Мин өйгә кайтам»

Формировать умение и навыки правильно составлять предложения на татарском языке

 Играют 4 ребенка. По очереди дети кидают кубик. Считают сколько кружков на кубике: бер, ике.... Делают ход. Ставят фишку и отвечают на вопросы:"Бу кәм?", "Бу нәрсә?", "Нинди?". По стрелочкам делают переход фишки вверх или вниз. Дойдя до домика считают сколько деревьев встретилось на пути.

Семья – әти, әни, әби, бабай, малай, кыз; игрушки – песи, эт, туп, курчак, аю, куян, матур; счет – бер, ике, өч, дүрт, биш; алты, җиде, сигез, тугыз, ун;

овощи – кишер, кыяр, кәбестә, суган, бәрәңге, алма;

цвета – кызыл, сары, яшел, зәңгәр; вкус – тәмле, баллы;

мебель - карават, урындык, өстәл;

посуда - кашык, тәлинкә, чынаяк;

одежда - күлмәк, чалбар.

Поделиться

1282

Кирхиева И. Н. Обучение детей татарскому языку через игровые маркеры // Актуальные исследования. 2023. №22 (152). Ч.III.С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/6377-obuchenie-detej-tatarskomu-yaziku-cherez-igro

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января