Дети с тяжёлыми нарушениями речи представляют собой особую группу, у которых сохранен слух, интеллект первично не нарушен, но имеются значительные нарушения речи, влияющие на развитие психики. Понятие «тяжёлые нарушения речи» является собирательным и включает в себя разнообразные речевые нарушения: алалию, дизартрию, ринолалию, логоневроз, заикание, афазию, общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
При тяжёлом нарушении речи (ТНР) у детей наблюдается расстройство формирования всех компонентов речевой системы, фонетики, лексики и грамматики. Это в наибольшей степени проявляется в нарушении формирования различных форм монологической речи – пересказа и рассказа.
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.Б. Чиркина в своих работах отмечают, что содержание изучаемого материала должно преподноситься детям с опорой на ведущую для дошкольного возраста деятельность, которую необходимо организовать так, чтобы использовались разнообразные обучающие формы взаимодействия: игра-занятие, игра-урок [7, с. 196].
Рассмотрим основные методы и приемы, способствующие эффективной коррекции речи у детей с ТНР, которые помогают обеспечить полноценное эмоциональное и психическое развитие дошкольника с ОНР.
Для улучшения педагогических знаний и навыков применяются разнообразные методы, включая дифференцированный подход к взаимодействию с родителями. Данный подход требует соблюдения определенных условий: взаимного доверия, тактичности, чуткости и отзывчивости, а также одновременного воздействия на родителей и детей. Такая дифференциация помогает установить эффективный контакт и обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
Для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед предлагает разнообразные формы взаимодействия. Традиционные очные встречи (индивидуальные собеседования, открытые занятия, родительские собрания и т.д.), а также заочные методы (анкетирование, тетради для домашних заданий, публикации и прочие). Свою актуальность в настоящее время набирает дистанционная форма взаимодействия с родителями детей, имеющих тяжелые нарушения речи, через сайт, электронную почту или сообщества в социальных сетях.
Наиболее распространенная форма работы учителя-логопеда с родителями – это совместные занятия для детей и родителей. В ходе занятий учитель-логопед активно обучает родителей взаимодействию и корректному проведению логопедических занятий с детьми, где основное внимание уделяется развитию речи ребёнка через игровую активность.
Индивидуальные аудио-задания предоставляют возможность детям работать над своей речью в домашних условиях, под руководством родителей, и получать образец правильной речи от учителя-логопеда. Этот метод обеспечивает индивидуальный и эффективный подход к развитию речи у детей с помощью использования аудиоматериалов.
Дистанционный формат занятий позволяет учителю-логопеду предоставить родителям доступ к полезным материалам и информации, а также демонстрировать игры и упражнения через видеозаписи для облегчения обучения и поддержки выполнения домашней работы.
При выборе форм работы с родителями необходимо учитывать удобство, доступность и интерес. Родителям важно получать информацию, которая будет им полезна в понятной и наглядной форме.
В настоящее время продолжается поиск путей совершенствования логопедической работы в современных реалиях, происходит разработка новых форм и методов преодоления речевого недоразвития, определение актуальности и удобства возможностей существующего дидактического материала.
С целью исследования и поиска современных оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей был изучен опыт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Академика" г. Перми, в частности проанализирована работа логопеда и рассмотрены форматы профессиональной коммуникации с семьями на основании информации, представленной на официальном сайте.
При оценке работы учителя-логопеда Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Академика" г. Перми с родителями нами были взяты за основы традиционные и современные формы коммуникации.
Современные подходы к взаимодействию учителя-логопеда с родителями имеют свои особенности, отличающиеся от традиционных методов (родительские собрания; консультирование; беседы; домашние задания, информационные буклеты, семинары-практикумы, мастер-классы, а также посещение родителями логопедических занятий [3, с. 25]).
Одна из таких современных форм включает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ позволяет учителю-логопеду эффективно работать с родителями, предоставляя им удобные и доступные средства обмена информацией. Например, учителю-логопеду становится возможным создавать презентации и использовать их для демонстрации важной информации родителям. Кроме того, можно использовать сайт детского сада для размещения полезных материалов и ресурсов.
Интернет, электронная почта и социальные сети предоставляют специалистам дополнительные возможности. Они могут не только сообщать родителям результаты диагностического обследования и давать рекомендации, но и отправлять им презентации, ссылки на полезные информационные ресурсы, статьи и другие материалы. Такая форма работы особенно удобна для активных пользователей Интернета, поскольку доступность электронных ресурсов позволяет родителям обращаться к ним в любое удобное время.
Благодаря ИКТ учителя-логопеды могут предоставлять родителям информацию о теоретических основах логопедической работы, методиках и формах работы, а также предоставлять интересные материалы и пособия. Например, можно отправлять родителям презентации по артикуляционной гимнастике или материалы по автоматизации звуков на электронную почту.
Таким образом, использование ИКТ расширяет возможности работы учителя-логопеда с родителями, делая информацию и материалы более доступными и удобными для обмена. Это позволяет повысить эффективность обучения и помощи детям с нарушениями речи, а также укрепить сотрудничество между учителем-логопедом и родителями.
В работе логопеда используются консультации по телефону, для уточнения у родителей определённой информации. Но они лишены подкрепления наглядностью, а это, в свою очередь, снижает степень усвоения информации.
При анализе методов в работе с родителями было отмечено использование логопедом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Академика" г. Перми следующих форм взаимодействия: традиционные (проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций, анкетирование, использование тетради для домашних заданий, наглядный иллюстративный материал в группах) и современные (использование презентаций, консультирование по телефону, размещение информации на сайте ДОУ (статьи «Роль книги в развитии речи ребенка», «Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет», «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия» и «Как правильно учить с детьми стихотворения»).
Для эффективного взаимодействия с родителями дошкольников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Академика" г. Перми учителю-логопеду, на наш взгляд, необходимо расширять перечень используемых современных методов. А именно включить в работу возможность оперативного онлайн-общения и консультирования, в случае сильной загруженности родителей. Так как несвоевременное получение информации создает дополнительные коммуникационные барьеры и создает риски развития речевых нарушений у ребёнка.
Современные интерактивные формы общения логопеда с родителями могут быть так же эффективными и продуктивными, как традиционные встречи офлайн. Обмен информацией через Интернет-ресурсы способствует активному участию родителей в коррекционном процессе, помогает осознать роль семьи в обучении и воспитании ребенка, повышает педагогическую компетентность родителей и способствует установлению доверительных отношений между педагогами и родителями.