Транспортировка углеводородов способна осуществляться различными видами транспорта, одним из которых является – железнодорожный транспорт. Для перегонки нефти и нефтепродуктов применяются цистерны, главной опасностью применения данного вида заполнения и опорожнения емкости является физическое свойство образования паров, вытесняемых из транспортируемой жидкости. Необратимый процесс адсорбции в ж/д цистерне несет за собой экономические, экологические проблемы и риски возникновения чрезвычайных ситуаций, а также причинение вреда здоровью людей за счет образования взрывоопасной газовоздушной смеси (ГВС).
Эмиссия углеводородов относится к качественно-количественным потерям. Качественно-количественные потери нефтепродуктов и нефти классифицируются на три основные группы – утечки и розливы, смешивание продукции разного типа, и испарения. Испарения, или же – естественные потери нефти и нефтепродукта вплоть до настоящего времени приносит экономические убытки нефтяной отрасли. Одновременно с этим, ущерб наносится окружающей среде (ОС), загрязнение атмосферного воздуха ухудшает экологическую безопасность региона производства работ.
В относительно недавнее время заметна направленность топливно-энергетического комплекса на ресурсосбережение. Внедрение новых методов и технологий обеспечивает снижение экологических проблем и одновременное увеличение экономической выгоды предприятия. Касаемо железнодорожного транспорта нефти, стоит отметить использование метода рекуперации. Струйно-абсорбционная установка рекуперации паров нефти обеспечивает герметичность при приеме-наливе углеводородов на сливно-наливных станциях. Под герметичностью подразумевается замкнутая система приема паровоздушной смеси и последующее отделение сырья для повторного возврата к рабочему объему.
Алгоритм процесса струйной абсорбции рекуперации паров ж/д цистерн представлен на рис. 1. Принцип работы струйно-адсорбционной установки основан на процессе эжектирования в струйном аппарате парогазовой смеси, последующее сжатие и адсорбция под избыточным давлением паров нефти самой нефтью, используемой в качестве рабочей жидкости.
Рис.
Основная потеря при производстве сливно-наливного процесса ж/д цистерн нефтью происходит в результате вытеснения ГВС при заполнении рабочей жидкостью, второй показатель потерь – испарение остаточных нефтепродуктов при заполнении освободившегося объема цистерны при сливе нефти. Основными учитываемыми переменными являются вид нефтепродукта, его температура, температура газового пространства, определяющие давление и концентрацию насыщенных паров. Стоит отметить, что объем ГВС приравнивается к объему используемого объема содержащейся нефти.
Расчет потерь при наливе нефти в железнодорожные цистерны за теплый период года в день на сливно-наливной эстакаде, вместимостью 57 цистерн при одномоментном заполнении состава. Исходные данные:
За объект расчета принимается модель цистерны 15-880, 8-осная железнодорожная цистерна для нефти, объемом 125 т.
- объем наливаемой нефти Vnтж = 7 125 м3;
- плотность нефти dt = 0.730 т/м3;
- окраска цистерн – черная;
- налив бензина в нижнюю зону цистерны;
- суммарное время налива нефти в цистерны, τ = 1140 мин.= 19 часов.
- компонентный состав и молекулярный вес углеводородных паров приняты как:
СН4 = 0,91; С2Н6 = 2,8; C3H8 = 19,9; C4H10 = 28,71; С5Н12 = 57.5;
остаток = 10,2;
- молекулярный вес углеводородных паров: М(СН4) - 16;
М(С2Н6) = 30; М(С3Н8) = 44; М(С4Н10) = 58; M(C5H12) = 72;
М(С6 и выше) = 100.
- средняя температура наружного воздуха в теплое время года tвт= 19.6 °C
- барометрическое давление Рат = 758 мм.рт.ст.
- средняя температура наливаемого бензина и температура воздуха в лаборатории tлТ=25 °C.
- значение коэффициента К4 для средней климатической зоны К4 =18
Имея данные найдем температурный режим за теплый период года при наливе в цистерну:
tТгц = 0,5×1,18×(25,0 + 19.6) = 44,6°С
Расчет давлений насыщенных паров бензина при tТгц = 44.6°С по графику кокса Р38 = 618 мм.рт.ст
Р44,6=572 мм.рт.ст.
Средний молекулярный вес принят как: ρ0=2.61 кг/м3, аналогично: ρ44.6=1.31 кг/м3
Расчет потерь.
Gнтц = 7125×(572 / 758)×1.31×10-3 = 7, 04341 ≈ 7.04т
Удельные потери:
qТЦ = (7.04×103) / (7125×0,730) = 1,353 кг/тонну
Потери в единицу времени;
Gcц = (7,04×106) /(19×36000)= 724,58 г/с
Данные расчеты представляют собой модель заполнения железнодорожных цистерн при условии одной установки налива, тем самым подразумевается изменение данных при необходимом количестве подключаемых наливных насосов по техническим характеристикам сливно-наливных эстакад.
Вывод: исходя из полученных данных, очевидная проблема испарений при работе сливно-наливных эстакад благополучно решается применением струйно-абсорбционная установка рекуперации паров нефти. При учете сокращения потерь испарения в 85-95%, потери в единицу времени сокращаются до интервала от 108,7 г/с до 36.3 г/с.