Смогут ли Россия или Китай заполнить геополитический вакуум, вызванный так называемым американским "уходом" или "отделением" с Ближнего Востока. В современной истории Россия всегда была главным соперником Соединенных Штатов Америки на Ближнем Востоке, и поэтому она представляет собой возможную альтернативу, если Америка уйдет или отделится от региона. Но, наконец, Китай также присоединился к борьбе и, возможно, даже обогнал евразийские державы.
После окончания холодной войны в пользу американской стороны и появления новых технологий, которые делают эту сторону менее зависимой от ближневосточной нефти, Соединенные Штаты стали менее охотно переносить суровые политические штормы и сложные и неразрешимые проблемы в регионе, и эта политика стала более заметной на местах после того, как Соединенные Штаты обнаружили, что их вмешательство в регион, в Ираке и Афганистане заставило Соединенные Штаты пересмотреть свою политику в регионе, тем более что она не хочет новых потерь.
Хотя этот анализ справедлив со многих точек зрения, он недостаточно учитывает историческое наследие отношений между Соединенными Штатами и Россией и Ближним Востоком, а также не учитывает современные интересы и потребности обеих сторон. Примечательно, что Китай и Россия уже давно присутствуют на Ближнем Востоке, и их политика не направлена исключительно на конкуренцию с Америкой.
Россия. Исторические и современные связи.
Россия имеет долгую и сложную историю в регионе Большого Ближнего Востока, который, согласно восприятию региона ООН, также включает Турцию. Между шестнадцатым и двадцатым веками между Российской и Османской империями было двенадцать войн, и большинство из них закончилось в пользу России, за исключением Крымской войны 1710-1711 годов [1].
Однако ситуация в регионе изменилась после первой мировой войны, когда Франция и Великобритания вступили в сговор против Российской и Османской империй, нарисовали и разделили карту Леванта в угоду своим интересам и исключили Российскую империю из региона.
После падения Российской империи и создания Советского Союза, во время холодной войны в пятидесятых годах прошлого века, последний установил новую модель конкуренции между ним и Соединенными Штатами, которая включает в себя новый очень мощный элемент, а именно "геополитические стратегии". Советский Союз установил стратегическую дружбу между собой и несколькими странами ближневосточного региона в середине прошлого века, в число которых первоначально входили левые арабские республики, избавившиеся от европейского колониализма, такие как Сирия и Ирак, а позже к этой стратегической дружбе присоединились Египет и Алжир.
Что касается отношений между Россией и Ираном, отношения между двумя сторонами исторически были напряженными, особенно с точки зрения Персии после нескольких конфликтов на Кавказе с Ираном (ныне Азербайджан), Грузией и Арменией, а также Дагестаном, и эта напряженность в отношениях между двумя сторонами распространялась на эпоху шаха Пехлеви, когда было ясно, что Иран был на стороне Запада.
Что касается отношений между российской стороной, с одной стороны, и Израилем как одной из стран Ближнего Востока, с другой, то часто забывают, что Советский Союз был первой страной, признавшей государство Израиль 17 мая 1948 года [2]. Отношения между двумя сторонами прошли через несколько напряженных этапов с началом арабо-израильских войн, но рост численности российских демографических сообществ, базирующихся в Израиле, и растущий объем сотрудничества в области безопасности и технологий между двумя сторонами заметно позитивно повлияли на отношения.
Упомянули этот исторический фон, чтобы подтвердить, что уход Соединенных Штатов с Ближнего Востока после окончания холодной войны в 1990 году был нейтральным из-за распада Советского Союза, а присутствие и интерес России на Ближнем Востоке не ограничиваются исключительно присутствием Соединенных Штатов Америки в регионе.
Можно отметить, что наиболее важные мотивы России на Ближнем Востоке проистекают из ее видения своей цивилизации, которое соответствует ее восприятию своей глобальной роли, и это является отражением ее демографического состава, а также ее понимания вызовов и возможностей мирового порядка.
Россия надеется достичь на Ближнем Востоке – это не стать альтернативой Соединенным Штатам в регионе, а скорее создать уровень геополитического паритета в регионе без излишества. По сути, это требует поддержания военных объектов и объектов безопасности в регионе, обеспечения доступа к тепловодным портам Средиземного моря и обеспечения безопасности судоходства на других водных путях.
Предотвращение присутствия экстремистских элементов вблизи российских границ является ключевой мотивацией интереса российской стороны к ближневосточному региону, особенно с учетом того, что большое количество районов, где укрывается экстремизм, уже расположены недалеко от России, таких как Чечня, Дагестан, Северный Кавказ и Башкортостан в бассейне реки Волга. Кроме того, защита православных христиан на Ближнем Востоке также занимает видное место в повестке дня и интересах российской стороны.
Доступ к израильским технологиям и инвестициям стран Персидского залива также очень важен для россиян, а также облегчение доступа к рынкам российского ядерного оружия и технологий, российской нефти и газа и российских продуктов питания. Все это является одной из причин и мотивов интереса российской стороны к ближневосточному региону.
Китай. Растущие экономические отношения.
После Бандунгской конференции 1956 года Египет, Сирия и Йемен возглавили процесс установления дипломатических отношений с Китаем [3]. Поддержка Китаем деколонизации в арабском мире помогла расширить официальные отношения между двумя сторонами, о чем свидетельствует укрепление отношений между Китаем, Марокко, Алжиром и Суданом.
С другой стороны, смягчение Китаем политики культурной революции помогло ему наладить отношения с Кувейтом, Ливаном, Иорданией, Оманом и, наконец, с Саудовской Аравией. Расширение междисциплинарных экономических партнерств привело к установлению отношений между Китаем, Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром, Палестиной и Бахрейном.
Все это сотрудничество привело к увеличению числа официальных визитов между арабскими странами и Китаем в последние годы, и отмечается, что диалоговые форумы между двумя сторонами определяют Новые планы действий арабо-китайского партнерства, такие как форум, недавно проведенный Саудовской Аравией.
С другой стороны, отношения Китая с Израилем значительно развились с 1992 года [4]. В двадцать пятую годовщину отношений между двумя странами премьер-министр Израиля возглавил делегацию в Пекине для выработки всеобъемлющего партнерства между двумя странами в плане технологических и инфраструктурных проектов.
Опасения американцев по поводу этого партнерства быстро возросли из-за постоянной озабоченности Америки по поводу поступления израильских технологий в китайские компании, особенно связанных с кибербезопасностью, шпионажем и даже связанных с обычными гражданскими проектами. При таком партнерстве и таком сотрудничестве нет никаких доказательств того, что Китай пытается заменить американскую роль в Израиле или что Израиль хочет, чтобы Китай сделал это.
Что касается китайско-иранских отношений, то китайская империя и древняя Персия имели сильное морское измерение, особенно во времена династии Мин, а также долгосрочные торговые отношения. В наше время дипломатические отношения между Китаем и Ираном были установлены в 1971 году, а с введением западных санкций в отношении Ирана в 1979 году Китай стал мощным поставщиком оружия Ирану и его арабским соседям [5].
Стратегия Китая в отношении Ирана и Ближневосточного региона направлена на то, чтобы не допустить доминирования какой-либо односторонней силы в регионе. Она также направлена против любой поддержки, которая могла бы быть оказана Тайваню. Китай также работает над тем, чтобы обеспечить удовлетворение любых энергетических потребностей. Доступ к ближневосточному региональному рынку является основой экономических отношений между Китаем и другими странами региона.
Таким образом, Китай – хотя и не был непосредственно участником холодной войны – превратился в мощного соперника и потенциального противника как Соединенных Штатов, так и России в Ближневосточном регионе. Однако до недавнего времени Китай неохотно выходил на политическую сцену за пределами своего региона.
Однако, наконец, Китай вносит предложение разрешить украинский кризис и обеспечить мир и безопасность на Ближнем Востоке посредством диалога. Но, несмотря на все это, остается маловероятным, что Китай предоставит значительные гарантии безопасности Ближнему Востоку, как это делают и Соединенные Штаты, и Россия своим союзникам в регионе.
Общее заполнение американской пустоты.
Воспринимаемый вакуум, вызванный политикой США по снижению своей приверженности своим партнерам на Ближнем Востоке, не был причиной присутствия России и Китая в регионе, обе страны уже были там некоторое время.
Более того, растущая региональная активность стран региона и стремление к многополярности в отношениях с иностранными державами станут одной из веских причин сохранения присутствия России и Китая в регионе. Это в дополнение к тому факту, что Китай пользуется значительно растущим экономическим влиянием, что является одной из причин его присутствия на Ближнем Востоке, фактом, с которым Америка должна начать мириться.
С другой стороны, существует множество областей растущего, постоянного и потенциального сотрудничества между Китаем и Россией, таких как: сотрудничество между двумя странами в борьбе с экстремизмом, предотвращение распространения ядерного оружия и обеспечение безопасного судоходства по международным водным путям.