Введение
Отношение к физической культуре и спорту в настоящее время представляет интерес с двух точек зрения. Во-первых, физическая культура и спорт способны удовлетворить ряд социальных потребностей: в саморазвитии, в общении со сверстниками, в личном самоутверждении и уважении со стороны окружающих. Во-вторых, систематические занятия физической культурой и спортом являются признанным ключом к укреплению здоровья, профилактике заболеваний, а также способствуют снижению общей заболеваемости среди молодёжи.
Однако вопрос о стремлении студентов к осознанному получению знаний, умений и навыков по предмету «Физическая культура» в вузе в настоящее время стоит достаточно остро. Это, в первую очередь, связано с отношением к физической культуре в школе и университете, как к предмету второстепенному и необязательному [2, с. 417-419].
Актуальность исследования
Уровень физической подготовленности является важнейшим интегральным показателем формирования готовности молодежи к профессиональному обучению и дальнейшему совершенствованию в избранной профессии. Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных среди современной молодежи.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей, подростков и молодежи. Две трети юношей и девушек страдает хроническими или затяжными заболеваниями. Безопасный уровень здоровья имеют лишь 7% студентов; 30% – средний; 27% – ниже среднего; 36% – низкий. В целом для молодежи характерна недостаточная сформированность позитивных социально-значимых стереотипов, таких как ценность здоровья, здоровый образ жизни.
В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни является одной из наиболее приоритетных в современном обучении, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач в области образования – развития индивидуальности и формирование здоровой личности [1, с. 572-575].
Цель исследования
Провести анализ уровня физической подготовленности студентов ВолгГМУ от 18 до 25 лет.
Материал и методы исследования
Определение физической подготовленности студентов ВолгГМУ путем анонимного анкетирования.
Результаты и обсуждение
В опросе приняли участие 137 студентов 3-го (53,3 %), 2-го курса (10,3 %), 1-го курса (6,7 %), 4-го курса (6,7 %), из них: девушек – 68,8 %, юношей – 31,3 %.
В основной группе здоровья состоят 63,3 % студентов, в специальной группе – 30 %, в подготовительной группе – 6,7 %.
46,7 % студентов оценили состояние своего здоровья как «удовлетворительное», 36,7 % – «полностью здоров(а)», 10 % имеют хронические заболевания и 6,7 % оценили состояние своего здоровья как «плохое».
Придерживаются здорового образа жизни – 36,7 %, 32,5 % ответили, что не ведут здорового образа жизни и 30,8 % – стараются поддерживать нагрузку любыми видами активной деятельности. Профессионально занимаются спортом 4 % опрошенных.
33,3 % тратят на физическую активность 4-5 часов в течение недели, 26,7 % – 2-3 часа, 16,7 % уделяют время спорту только на занятиях по физической культуре, не занимаются 23,3 %.
Зарядке по утрам ежедневно уделяют время лишь 3,3 % опрошенных, 40 % не регулярно, 56,7 % не уделяют совсем.
За прогулкой на свежем воздухе предпочитают проводить время 83,3 %, продолжительностью 40-60 мин. – 50 %, более 1 часа – 36,7 %, менее 30 мин – 13,3 %.
За домашней работой 40 % опрошенных проводят 4-5 часов, 33,3 % – 1-3 часа, 26,7 % – более 6 часов. При этом 53,3 % считают нужным делать перерывы во время подготовки и уделять время небольшой зарядке.
Повышенную утомляемость с началом учебного года отмечают у себя 66,7 % опрошенных, 26,7 % находятся на грани эмоционального выгорания. 40 % участников исследования отмечают у себя учащенное сердцебиение и повышенный пульс.
В приоритете физическая подготовка находится у 43,3 % студентов. Основными факторами, побуждающими посещать семинарские занятия по физкультуре, были выбраны:
- Аттестация по дисциплине – 73,3 %;
- Поддержание физической формы – 40 %;
- Времяпровождение в кругу друзей – 33,3 %;
- Физическое совершенствование – 16,7 %;
- Спортивный интерес – 13,3 %.
Среди факторов, препятствующих самостоятельным занятиям физической подготовкой, студенты отметили следующие:
- Утомляемость после учёбы (работы) – 66, %;
- Отсутствие времени, мотивации, силы воли – 36,7 %;
- Отсутствие условий – 10%;
- Семейные обстоятельства – 6,7 %;
- Наличие свободного времени – 3,3 %;
- Состояние здоровья – 3,3 %.
Источниками мотивации для занятий спортом для молодежи являются:
- Желание в самосовершенствовании – 73,3 %;
- Круг общения – 50%;
- Спортсмены/блогеры –20 %;
- Мотивационная программа университета в социальных сетях – 10 %.
74,7% считают, что отсутствие физической нагрузки способствует ослаблению иммунитета. 90 % опрошенных убеждены, что тренировки и спорт помогают в поддержании здоровья и жизненной энергии.
96,7 % хотели бы уделять физической активности больше времени своей жизни.
Выводы
Результаты анкетирования среди студентов ВолгГМУ от 18 до 25 лет показали низкий уровень физической активности. Такие результаты объясняются влиянием следующих факторов:
- Учебный процесс оказывает прямое влияние на психологическое и физическое состояние студентов. Большинство опрошенных испытывают дискомфорт и дефицит свободного времени в связи с повышенной учебной нагрузкой.
- Отсутствие простой и понятной мотивационной и образовательной программы по приобщению студентов к активному образу жизни. Как видно по результатам исследования, большинство посещают семинарские занятия по физической культуре ради аттестации по дисциплине, при этом большинство считает нужным уделять время спорту и убеждены в его пользе здоровью.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что процесс адаптации студентов к требованиям по физической культуре в рамках вузовской программы можно сократить при решении проблем с наличием оборудованных мест для занятий, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, улучшении качества образования в учебных заведениях и изменении отношения к предмету «Физическая культура» как к предмету, необходимому для освоения жизненно-важных умений и навыков, формирующего морально-волевые качества, раскрывающему основы здорового образа жизни [3, с. 46-48].