В современной мировой экономики каждое государство старается отстоять свои национальные интересы на мировой арене. К сожалению, тенденции показывают, что не все страны готовы конструктивно проводить свою внешнюю политику.
Одним из инструментов проведения внешней политики странами Западной Европы и Северной Америки в отношении Российской Федерации являются экономические санкции.
Начиная с марта 2014 года началось введение США, ЕС, Канады, Новой Зеландии антироссийских санкций, поводом которой послужил референдум, по итогам которого Крым стал частью Российской Федерации.
С начала проведения Специальной Военной Операции различные страны пытались выразить свое недовольство решением России, вводя санкции, направленные на различные экономические сферы.
Политические и экономические события, происходящие в настоящее время, напрямую застрагивают экономику РФ.
Таким образом, исследование реакции российской экономики, на вводимые странами Запада санкции, имеют важнейшее практическое значение для дальнейшего развития страны.
С момента выделения, полуострова Крым из состава Украины в 2014 году в результате референдума, началось обострение политических отношений между ведущими мировыми странами. Присоединение Крыма было расценено странами ЕС как нарушение территориальной целостности и независимости Украинского государства, в связи с чем к России были применены санкции, направленные на замораживание активов и введение визовых ограничений. По данным СМИ, в тот период США ввели санкции против более 770 россиян и компаний.
Начина я с февраля 2022 года Европейские страны начали вводить так называемые «Санкционные пакеты», включающие в себя ряд экономических ограничений против Российской Федерации.
Первый пакет санкций был введен в феврале 2022 года, после признания Россией ДНР и ЛНР как независимых республик, и включал в себя запрет на финансовое участие граждан США в непризнанных государствах. Великобританией и Австралией были введены ограничения на ряд банков и предприятия военно-промышленного комплекса.
В начале марта был принят второй пакет санкций, по которому компании «Аэрофлот», ВТБ, «Ростеха» были введены в санкционный список. Установлены ограничения на импорт высокотехнологичных товаров. ЕС запретил продавать России самолеты и запасные части к ним, передавать их в лизинг, страховать. Для российской авиации закрыли полетные зоны над Европой.
26 февраля – 9 марта 2022 года странами ЕС был представлен третий пакет санкций, по которому заморозке подверглись международные резервы ЦБ РФ в финансовых организациях стран «большой семерки». Часть банков РФ отключили от SWIFT. Были запрещены поставки технологий радиокоммуникации, телекоммуникации и навигации. В очередной раз санкционный список был расширен, а также была ограничена продажа криптовалют гражданам России.
Дальнейшие пакеты санкций только расширяли область своих ограничений. Различные депутаты, видные деятели Российской федерации, а также фирмы и компании попадали под санкционный список.
Ниже представлен неполный санкционный список США и ЕС (рис. 1).
Рис. 1
Введенные странами США и ЕС санкции не могли не отразиться на экономике России. Наибольшее влияние они оказали на отрасли, ориентированные на экспортные товары, а также на смежные с ними сферы. К ним относятся авиаперевозки, черная металлургия, телекоммуникация и связь.
В связи с санкциями в Россию не только были запрещены поставки новых самолетов, но и большинство финансовых операций, связанных с ними (в том числе и страхование, которое является обязательным условие для полетов, но и лизинг – один из основных способов приобретения авиатранспорта). Учитывая размеры нашей страны, проблемы в отрасли авиации существенны. Осуществления пассажирских перевозок по всей стране осуществляется в большей части авиатранспортом, в отличие от Европейских стран, где активно пользуются железнодорожным и автомобильным транспортом. Разрыв контрактов с лизингодателями приводит значительному уменьшению отечественного авиапарка.
Российская черная металлургия стала одной из главных жертв западных санкций. 6 сентября 2022 года был введен восьмой пакет санкций, по которому в числе мер по ограничению импорта, суммарный ущерб от него должен составить около €7 млрд, вводится запрет на ввоз стальной продукции.
С начала СВО западные политики выбрали черную металлургию в качестве одного из основных направлений санкционной атаки. Большие убытки от санкций затронули компанию «Северсталь» (по приблизительным подсчетам суммарные потери составили более $400 млн из-за ареста счетов и складов на Западе). В меньшей степени пострадает НЛМК, поскольку на часть производимой ей продукции запрет не был введен, однако в случае усиления санкций все активы НЛМК в Европе и США могут быть заблокированы (общая производительность заводов НЛМК за рубежом составляем 2,5-3 млн т. в год или долей в размере ~14-17% от общего производства).
Рис. 2
Производство стали в России по итогам 2022 года упало на 7,2%, до 71,5 млн тонн. Общее мировое производство составило 1,8 млрд тонн, что на 4,2% меньше показателя 2021 года.
В области телекоммуникаций и связи за 2022 год произошло снижение рынка на 2,8% г/г до 2,07 трлн руб. Санкционные ограничения создают значительные проблемы в области связи, и требуют переориентации на азиатский рынок.
Из-за огромного количества санкций и ограничений в различных отраслях могло показаться что Российская экономика сломлена и шансов на дальнейшее развитие нет. Но несмотря на все это ВВП России составил 34 629,2 млрд руб. за первый квартал и 34 663,6 – за второй. За полугодие ВВП составил 69 292,8 млрд руб., что примерно на 19,5% больше первого полугодия 2021 года. Суммарный ВВП за 2022 год составил 74 893 млрд руб. (2.1 трлн долларов), что позволило России занять девятое место по этому показателю.
Рис. 3
Дальнейшее развитее российской экономики не однозначно.
Некоторые эксперты говорят о пессимистичном развитии событий: вместо резкого спада российскую экономику ждет длительный и болезненный спад. По данным прогнозам, падение ВВП за 2023 должно составить более 8%. В данном случае предполагается полный отказ от импорта различных товаров и полное его замещение, пусть и за счет снижения технологического уровня выпускаемой продукции, падения ее потребительских и эксплуатационных характеристик, снижения уровня жизни населения.
Другие эксперты, говоря о развитии российской экономики, предсказывают резкий спад ВВП на 6,5%. Причинами тому могут служить сокращение потребительского спроса, спад инвестиций и снижение экспортного потенциала. В данном случае после спада в 2022–2023 годах до 2030-го прогнозируется рост инвестиций, не превышающий 2,5% в год, что не позволит повышать производительность труда и реальные зарплаты ни в коммерческом секторе, ни в бюджетном.
«Результатом такой политики в качественно новых условиях может стать затяжная стагнация, с экономической динамикой порядка 1,5% в год, с постепенно нарастающим отставанием в сферах технологий, уровне и качестве жизни, национальной безопасности», – комментирует данную ситуацию Белоусов.
В третьем варианте говорится о резком снижении ВВП на 2-3% и дальнейший его рост. Данный путь развития наша страна уже переживала не единожды. С конца 1990-х все кризисы в России происходили более-менее по одному и тому же сценарию. Такое развитие событий позволит инвестициям в основной капитал расти темпом 3,5% в год и выше, даст возможность доходам населения увеличиваться на 2,5–3,7% в год, а уровню безработицы – держаться на естественном для России уровне 4,5–5%. В итоге темп экономического роста сможет достигнуть на прогнозном периоде 2,5–2,7%, что почти соответствует предкризисным проектировкам (3%).