Целью обучения курсантов в военном вузе является их подготовка к продолжению образования и формирование профессиональных и личностных качеств будущего офицера-лидера, получение научных знаний, необходимых для дальнейшей служебно-боевой деятельности на высоком уровне. В настоящее время активно происходит изменение профессионального сознания, переосмысление роли научных знаний в системе подготовки офицерских кадров, понимание этих знаний как методологической платформы для формирования профессионализма будущего офицера, что требует взаимопроникновения и взаимодействия этих знаний на философском, общенаучном и частнонаучном уровнях, а значит, и интеграции научных знаний.
Воинская деятельность носит исключительно динамичный, противоречивый и многообразный характер. Она может осуществляться как в условиях мирного времени, так и в боевой обстановке. К тому же деятельность офицера – это, прежде всего, управленческая, мобилизующая, оперативная деятельность в экстремальных ситуациях, связанных с высоким риском для жизни людей. Поэтому офицер должен обладать глубиной проникновения в суть вещей, гибким и оперативным мышлением, инициативой и творчеством. Приобрести данные качества военному профессионалу невозможно науки.
В основе обучения военнослужащих лежит общественный и педагогический процесс, без которого не получиться качественная подготовка военных специалистов, а вследствие этого подразделений, частей, соединений, объединений, которые должны будут способны к эффективному, качественному выполнению поставленных задач в установленный срок по обеспечению военной безопасности государства. Так же, особо важным, в плане подготовке обучения военнослужащих является общая целенаправленная, организованная, непрерывно проводимая, взаимосвязанная деятельность обучающего по созданию и развитию знаний, навыков, умений, развитие качеств личности, необходимых для успешного исполнения военно-профессиональных обязанностей в соответствии с уставами, инструкциями, наставлениями, руководствами, приказами и директивами командования во время прохождения военной службы. С течением много времени освоения процесса обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов, были выделены следующие задачи: – освоить содержания, технологии, форм и методов обучения военнослужащих; – обнаружить совокупность связей, отношений и закономерностей, из которых состоят основные стороны развития теории и практики в обучение военнослужащих; – оценить эффективность существующих и поиск новых способов ведущих к перспективным приемам обучения. В период решения этих задач выделяется основа для теоретического строения процесса обучения, результат которого показывает усовершенствование имеющихся и создание новых методических систем обучения личного состава подразделений, частей и соединений.
Профессиональная подготовка рассматривается не только как подготовка высококвалифицированных кадров, но и как формирование личности офицера в качестве носителя высокой нравственности, профессионально-педагогической культуры и традиций своей страны. Для того чтобы обучать и воспитывать подчиненных, офицер должен обладать высокой профессионально-педагогической подготовкой.
Патриотическая воспитанность будущего офицера составляет основу его готовности к подобному виду деятельности. Патриотическое воспитание личности офицера в высшем военно-учебном заведении не ограничивается рамками обучения, хотя оно играет решающую роль в его формировании. Ведущая роль здесь отводится существующей в вузе системе воспитательной работы, которая является составной частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности высшего военного учебного заведения.
Патриотическое воспитание в вузе базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, героической истории и традициях Российской армии. При этом главные государственно-патриотические воспитательные задачи реализуются в воинской службе, повседневной жизни воинских коллективов, в совместной учебной, научной и других видах деятельности обучающихся, руководящего состава, преподавателей и командиров курсантских подразделений.
Таким образом, в системе формирования и развития профессиональных качеств офицеров, значительная роль принадлежит профессиональной подготовке, в рамках которой имеет значение изучение гуманитарных наук, которые с одной стороны, могут рассматриваться как средство формирования у сотрудников силовых ведомств общечеловеческой культуры, а с другой – являются важным инструментом совершенствования образовательной практики.