Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы современности
Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики

Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики

Автор(-ы):

Хохлова Ирина Владимировна

Крамчанинова Надежда Евгеньевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

контроль
контрольно-оценочная деятельность
виды контроля

Аннотация статьи

В современной школе наблюдается равнодушие к учебе, низкий уровень познавательных интересов. Авторы делятся своим опытом, как с помощью контрольно-оценочной системы повысить интерес к учебе и тем самым повысить уровень подготовки обучающихся.

Текст статьи

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы. Контроль и оценка в учебной деятельности позволяет учителю и обучающемуся определить уровень усвоения учебного материала и выявить проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.

Основной целью контроля и оценки качества знаний обучающегося учителем является определение качества усвоения школьниками программного материала – уровня овладения ими знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике. У многих обучающихся, которые приходят в школу, отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Это создает определенные сложности в организации учебного процесса. Поэтому в первый месяц обучения всеми учителями нашего образовательного учреждения, проводится вводный контроль. Вот и приходится задумываться о поиске новых путей улучшения качества преподавания математики. Поэтому на уроках лучше применять разнообразные формы контроля и оценки знаний обучающихся.

Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки – консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы решений. Условно контроль знаний обучающихся можно подразделить на следующие виды: текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

Текущий контроль – это контроль за усвоением знаний, умений и навыков школьниками на каждом уроке, на отдельных этапах урока. Это самостоятельные работы, тесты, устные, кроссворды и ребусы; задания «Найди ошибку», «Истинно – ложно» с использованием сигнальных карточек, система плюсов-минусов, проверка самоподготовки. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить обучающегося.

Оценку правильнее ставить за работу в течение всего урока, а не за единичный ответ. Обучение математике, как известно, сопровождается записями в тетрадях, поэтому проверка тетрадей школьников является необходимым элементом текущего контроля и учитываются при оценке успеваемости. Оценки за письменные работы играют ведущую роль в определении итоговой оценки.

Как бы не осуществлялась оценочная деятельность учителя, педагогическая оценка должна быть: объективной, стимулирующей, дифференцированной, заинтересованной, понятной. Также распространенной формой текущего контроля являются кратковременные контрольные работы, математические диктанты, тесты, контрольный устный счет, уплотненный фронтальный опрос и так далее. Все отметки за эти виды работ выставляются учителем в журнал.

Остановимся подробнее на некоторых формах текущего контроля. Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Проверку знаний и умений обучающихся можно провести и в виде математического диктанта. Мы применяем диктанты для проверки формул, основных понятий и правил на разных темах. Проводим диктанты, которые позволяют судить об уровне навыков решения несложных задач. Например, при изучении формул приведения после того, как дан алгоритм на составление формул, можно предложить самостоятельную работу в виде диктанта. Читаем начало формулы, школьники дописывают формулу целиком. Затем проводим самопроверку или взаимопроверку (дети меняются тетрадями). Читаем формулу, обучающиеся отмечают «+» или «–» соответственно правильный или неправильный ответ и говорят результаты. И сразу по количеству «+» и «–» ставиться отметка. Диктант можно проводить при закреплении изученного материала. Однако мы проводим их редко по следующим причинам: не по любой теме можно провести диктант, не все дети способны хорошо воспринимать задания на слух, если это не презентация. Но наряду с недостатками можно отметить и достоинство таких диктантов. Ответы на вопросы диктанта показывают, усвоено ли основное содержание изложенного материала.

Кроме математических диктантов на уроках геометрии мы применяем принцип разрезанные теоремы и вставь пропущенное. В последнее время широкое распространение получили тесты. Все тесты можно подразделить на две группы: проверяющие логические способности обучающихся, и проверяющие основные знания и умения школьников.

Однако тесты имеют главное преимущество перед обычной контрольной работой – оперативность: его можно провести и проверить быстрее, а оценки можно объявить сразу по окончании. Разнообразие тестов, их большое количество позволяет учителю проводить их так часто, как ему это необходимо в зависимости от цели урока, наличия учебного времени, уровня подготовки обучающихся.

Однако система тестов не может полностью заменить традиционную форму контроля – самостоятельную работу. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной темы на данном этапе. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельной работой, самостоятельная работа может быть:

Во время объяснения нового материала или сразу после объяснения можно провести обучающую самостоятельную работу. Цель такой работы состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности обучающихся довести до сознания школьника содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с раннее известными понятиями, чтобы новые знания стали не только понятны, но и прочно закреплены в сознании и памяти.

Приведем пример обучающей работы, которую можно провести при изучении темы: «Определение квадратного уравнения, неполные квадратные уравнения». Цель работы: обучающиеся должны уметь выделить квадратные уравнения среди других, уметь приводить уравнение к виду ах2 + вх + с = 0.

1. Является ли квадратным уравнение?

а) 5х2 - 7х + 8 =0, б) 3х - 5 =0, е) х2 - 2х = 0?

в) 12х – 10 = 2х, г) х(х – 5) =3,

2. По коэффициентам а, в ис составить квадратное уравнение:

а) а = 1, в = -2, с = 4;

б) а = 6, в = 3, с = 0;

в) а =3, в = 0, с = 9;

г) а = 1, в = 0, с = 0;

Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, такая работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ детям необходима помощь учителя, поэтому можно разрешать пользоваться учебником и тетрадью, справочными таблицами и т.д.

Всё это создает благоприятный климат для «слабых» обучающихся. В таких условиях они легко включаются в работу и, как правило, успешно справляются с ней.

К тренировочным самостоятельным работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Дети сами выбирают задания в зависимости от уровня знаний. Некоторые школьники, выполнив свое задание, хотят попробовать решить задание более высокого уровня. Постепенно обучающиеся привыкают не бояться трудностей и стремятся к более высокой самооценке.

Закрепляющие самостоятельные работы показывают насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли ещё заниматься данной темой. Такие самостоятельные работы способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.

При обучении математики самостоятельные работы на повторение изученного материала очень важны. Ведь перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли дети, есть ли у них необходимые знания, чтобы изучение нового прошло без затруднений.

Творческая самостоятельная работа вызывает у обучающихся большой интерес. Здесь ребята открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых, неожиданных ситуациях. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способов решения известной задачи.

Контрольная самостоятельная работа. Такие самостоятельные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они должны быть равноценными по содержанию и направлены на отработку основных навыков. Пройдена некоторая тема, у учителя возникает вопрос: а как она усвоена обучающимися?

Этой цели отвечает тематический контроль знаний – это письменная контрольная работа. Частота и содержание контрольных работ определяются программой и примерным тематическим планированием учебного материала. Итоговый контроль позволяет судить об общих достижениях обучающихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала. Под итоговым контролем обычно понимается подведение итогов обучения за год. Он слагается из системы тематического контроля и носит более обобщенный характер.

Основой формирующего оценивания является обратная связь, т.е. информирование учителем обучающегося о результатах оценивания и, наоборот, получение им от обучающихся информации об учебном процессе. Важно иметь в виду основной принцип такой обратной связи: оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя на прогресс и достижения, а не неудачи. Например, каждый ребенок может иметь защитный лист – когда он получает право 1 раз в месяц быть не готовым к уроку.

Методика «недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь и помочь тем, кто сообщает, чему они за неделю научились и какие трудности у них возникли. «Недельные отчеты» это опорные листы, которые дети заполняют раз в неделю, отвечая на вопросы:

  • Чему я научился за неделю?
  • Какие вопросы остались для меня неясными?
  • Какие вопросы я задал бы обучающимся, если я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?

Анализируя отчеты, можно узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у обучающихся.

Также возможно составлять карту понятий. Карта понятий представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области. Карта состоит из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), они связаны линиями, фиксирующими соотношение этих понятий в направлении от общего к частному.

Карта понятий позволяет определить, насколько хорошо обучающиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

Интересна рейтинговая система оценивания. Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения. Из всех систем оценивания знаний рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания обучающихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету. Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только детей, но и учителя. Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности школьников средствами современной систематической оценке результатов их работы.

Основными целями контрольно-оценочной деятельности являются следующие: активизация учебно-познавательной деятельности каждого ребенка, и самооценка уровня усвоения материала. Однако учителю необходимо заботиться об увеличении количества отметок, о необходимости оценивать знания, умения и навыки обучающихся, добиваться активного включения детей в учебно-познавательную деятельность. Перечисленные формы учета и контроля знаний школьников помогают решать основные цели урока.

Вывод

  • Систематический контроль и оценивание знаний и умений обучающихся – одно из основных условий повышения качества образования.
  • Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого.
  • Контроль для обучающихся должен быть обучающим.
  • Контроль должен раскрывать индивидуальные особенности детей.
  • Контроль повышает уровень подготовки к уроку, позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях.

Контроль на уроках математики – это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста обучающихся, состава класса, изучаемой темы и многого другого. Но все виды контроля в совокупности позволяют многим обучающимся достигнуть обязательных результатов обучения и успешно сдать переводные и выпускные экзамены.

Список литературы

  1. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
  2. Работаем по новым стандартам. Планируемые результаты. Система заданий. Математика 5-6 классы. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
  3.  Стандарты нового поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2018.
  4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с. (С. 12).
  5. Шамова Т.И., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учеб. пособие. – М. Педагогическое общество, 2014.

Поделиться

8956

Хохлова И. В., Крамчанинова Н. Е. Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 апреля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 121-126. URL: https://apni.ru/article/639-kontrolno-otsenochnaya-deyatelnost-na-urokakh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля