В настоящее время использование PR-технологий в деятельности органов местного самоуправления сопряжено с рядом проблем [1, с. 4].
Прежде всего, можно указать, что эволюция человека идет слишком быстро, скорость и уровень технического развития растут день ото дня, а новые социальные изменения сопровождаются некоторыми социальными проблемами. Сегодня техническая область PR является новейшей областью коммуникационных технологий, в которой происходит самая быстрая и мощная трансформация общественной жизни [2, с. 61]. Например, основные каналы, по которым передается информация, менялись исключительно быстро за последние несколько десятилетий. Первоначально основными каналами были печатные или рукописные издания, затем теле- или радиопередачи, но за последние несколько лет акцент сместился на интернет-коммуникацию.
Но это не остановило людей, и привычные каналы передачи информации изменились и приобрели современный вид: мобильные приложения, интернет-журналы, радиопередачи, социальные сети [3, с. 29].
Оценивая эффективность деятельности органов муниципальной власти города Уфы в социальных сетях, стоит провести контент-анализ официальных групп в социальной сети «Вконтакте». Официальная группа Администрации города Уфы называется «Город Уфа». Ежедневно в ней выходит около 10 постов. Анализ показал, что посты практически не комментируются подписчиками, что говорит о слабом уровне вовлеченности.
Однако стоит отметить, что на жалобы граждан Администрация Уфы реагирует оперативно и с фотоотчетами, что положительно влияет на имидж организации.
Рассматривая работу Администрации с печатными изданиями, то стоит отметить, что пресса города на 33,6% учреждена органами муниципальной власти. Печатные издания выпускают 12 городских газет и журналов общественно-политической направленности, что делает этот сегмент самой представительной частью местной периодики. Пять раз в неделю выпускается муниципальная газета «Вечерняя Уфа».
По данным Социологического центра «Симакс», около половины взрослого населения города Уфы не читает ежедневных газет, 67% жителей не читают еженедельных журналов, однако при этом 45% жителей города регулярно смотрят программы местных телекомпаний новостного и информационного характера [7].
Соответственно, эффективность печатных изданий ежегодно снижается, что обуславливает необходимость корректировки PR-технологий в деятельности органов местного самоуправления [5, с. 313].
Поскольку молодежь предпочитает пользоваться Интернетом и получать там все необходимые новости, городские власти Уфы активно обращают внимание на этот канал распространения информации.
Как видим, существует явная диверсификация информационных каналов по возрастному признаку.
Для каждой целевой аудитории власти должны использовать специальные каналы для доставки сообщения. Результаты применения технологии связей с общественностью зависят от каналов доставки информации и целевых аудиторий, выбранных органами местного самоуправления. Он должен быть на том канале, который более удобен для конкретной аудитории. Например, пенсионерам удобнее публиковать информацию в печатных СМИ, а молодежи лучше доносить информацию через социальные сети.
Второй проблемой, влияющей на использование PR-технологий, является недоверие населения к властям. Наиболее актуальным вопросом для жителей является взаимодействие с городскими властями, которое включает в себя непонимание гражданами форм электронного взаимодействия, дублирование обращений, неумение использовать общественные ресурсы, низкий уровень доверия к муниципальной власти.
На основании данных опроса 27 тыс. чел. информационно-аналитическим управлением Администрации города Уфы в 2021 году получены следующие результаты (рисунок) [6].
Рис. Мнение жителей города Уфы о деятельности Главы города Уфа
Исходя из представленных на рисунке данных, можно сделать вывод о том, что более половины опрошенных довольны работой Главы города Уфа. Кроме того, вторая половина опрошенных поделилась своим негативным мнением, но не стоит игнорировать тот факт, что 37% опрошенных заявили, что затрудняются ответить. Причин такого исхода много, одной из которых может быть недоверие к властям.
Последствия падения доверия граждан к Главе города могут быть не только отсутствием целенаправленной политики по формированию имиджа, но социально-общественный абсентеизм [4, с. 176]. Такая ситуация может спровоцировать нарастание недовольства ввиду недосказанности своих жалоб. Работая над этой проблемой на территории города Уфы проводятся голосования за выбор проектов благоустройства города. Однако изучение данного аспекта требует более подробного изучения.
Одной из основных целей использования PR-технологий в деятельности Администрации города Уфы является создание условий для продуктивного сотрудничества представителей органов муниципальной власти и населения города.
Кроме того, проблемой использования PR-технологий является сложность привлечения профессионально подготовленного персонала из профессиональных фирм и нехватка средств. Конечно, эти проблемы есть, но для Уфы они второстепенны. Поскольку Уфа является муниципальным образованием, в городской администрации создан отдел, отвечающий за PR-технологии.
На официальном сайте города можно увидеть всю информацию о работе Администрации города Уфы. В Администрации функционирует два отдела: Управление по взаимодействие со СМИ пресс-служба, отдел социальных коммуникаций.
При этом отдел социальных коммуникаций осуществляет работу в социальных сетях. Однако на официальном сайте не размещены положения об указанных отделах, соответственно не указаны их должностные обязанности. В отделе существует достаточно высокий уровень текучести – 21,4% в 2022 году вследствие невысокой заработной платы (24-27 тыс. руб.). В то же время только 40% сотрудников отдела имеют профильное образование.
Таким образом, в Администрации города Уфы активно применяются PR-технологии. При этом есть ряд проблем, например, нехватка квалифицированных специалистов, непонимание гражданами форм электронного взаимодействия, дублирования обращений, неумении использовать общественные ресурсы, низкий уровень доверия к государству.
Для решения указанных проблем рекомендуется повышать уровень квалификации сотрудников путем обучения, а также разрабатывать методическое обеспечение для различных ситуаций. С целью повышения уровня охвата населения в социальных сетях рекомендуется проводить анализ целевой аудитории, систематическое изучение восприятия населением органов муниципальной власти путем социологических опросов и анализа сообщений из социальных сетей. Для акцентирования внимания на определенных целевых группах возможно благодаря взаимодействию Администрации города Уфы с инфлюенсерами, которые в дальнейшем будут транслировать определенные ценности социальным группам.