В настоящее время санкции продолжают использоваться как инструмент внешней политики для достижения определенных политических или экономических целей.
К. Эллиотт, Г. Хафбауэр и Д. Скотт в своем научном труде дают санкциям такое определение: санкции – это преднамеренный, инициированный правительством отказ от торговли или финансовых отношений с другой страной [5, с. 20].
Экономический исследователь в сфере санкций Купер Д. в своем исследовании отмечает, что экономические санкции – это дискретные внешнеполитические действия, в процессе принятия решений которых участвуют не только бюрократы среднего звена. Он также определяет экономическое принуждение как некоторую форму негативного экономического давления, которое отправитель использует, чтобы принудить цель либо изменить свою политику, либо удержать цель от изменения своей политики [4, с. 14].
Международные санкции могут быть эффективным инструментом внешней политики, но они также могут быть обходными или нарушаемыми. Страны, которые подвергаются международным санкциям, могут использовать различные методы, чтобы снизить их воздействие или избежать их совсем. В этой статье мы рассмотрим несколько способов, которыми страны могут противодействовать международным санкциям на современном этапе.
Первым и прежде всего стоит начать с сотрудничества с другими странами, которые не применяют санкции. Когда страна подвергается международным санкциям, ее правительство может искать поддержку других стран, которые не применяют санкции, или которые не присоединились к международным санкциям. Такое сотрудничество может помочь уменьшить экономические потери, вызванные международными санкциями. Государство может установить новые торговые отношения с другими странами, чтобы заменить потери от торговли с теми странами, которые применяют санкции. В ответ на долговременные санкции и торговые ограничения, наложенные на Кубу США, Куба развивала торговые отношения с Венесуэлой. Страны устанавливают обмен нефтью и другими товарами, а также ведут совместные проекты в сфере здравоохранения и образования [2].
Второй способ – это использование альтернативных каналов снабжения. Когда страна подвергается международным санкциям, ее правительство может использовать альтернативные каналы снабжения, чтобы получать товары и услуги, которые запрещены санкциями. Государство может использовать фиктивные компании, чтобы осуществлять торговлю или переводить деньги через незаконные каналы. Этот способ может быть очень рискованным и незаконным, но некоторые страны используют его, чтобы избежать международных санкций. Во время холодной войны Советский Союз использовал фиктивные компании для перевода денег и приобретения технологий, которые были запрещены для экспорта.
Следующая тактика – это использование средств массовой информации. Когда страна подвергается международным санкциям, ее правительство может использовать средства массовой информации, чтобы снизить воздействие санкций на национальную экономику и общественное мнение. Средства массовой информации могут помочь правительству донести свою точку зрения до населения и других стран. Правительство может использовать средства массовой информации, чтобы рассказать о том, какие меры уже были приняты для борьбы с проблемами, которые стали причиной международных санкций. Это может помочь снизить давление на страну и повысить ее международный имидж. В КНДР средства массовой информации полностью контролируются государством, и они используются для создания пропагандистской кампании против санкций. Государственные СМИ, такие как газета «Родон Шимун» [3], активно освещают негативные последствия санкций, призывая к национальной единству и противостоянию.
Четвертый способ – это диверсификация экономики. Когда страна подвергается международным санкциям, ее правительство может решить диверсифицировать экономику, чтобы уменьшить зависимость от продуктов, которые подверглись санкциям. Государство-мишень может начать развивать другие отрасли экономики, которые не связаны с продуктами, подвергшимися санкциям. Этот способ может занять много времени и требует больших инвестиций, но он может помочь стране снизить воздействие международных санкций в будущем. В ответ на санкции, наложенные на нефтяную промышленность и финансовый сектор, Венесуэла стремится развивать другие секторы экономики. Они активно инвестируют в сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, добычу минеральных ресурсов и развитие туризма. Венесуэла также развивает торговые отношения с другими странами, такими как Китай и Россия, чтобы компенсировать потери от санкций [1].
Последний шаг – это противодействие санкциям на международном уровне. Когда страна подвергается международным санкциям, ее правительство может попытаться противодействовать этим санкциям на международном уровне. Субъект международных отношений может попросить других стран выступить против санкций или попытаться изменить правила международной торговли, которые позволяют применять международные санкции. Этот способ также может быть рискованным и требует больших усилий, но он может помочь стране снизить воздействие международных санкций в долгосрочной перспективе.
В заключении можно сказать, что международные санкции могут оказывать значительное воздействие на страны, но существуют различные способы, которыми правительства могут противодействовать им. Однако использование некоторых из этих способов может быть рискованным или незаконным, и каждый из них должен быть оценен в контексте конкретной ситу
Каждый из способов противодействия международным санкциям имеет свои плюсы и минусы, и правительства должны выбирать те, которые наилучшим образом соответствуют их целям и возможностям. Кроме того, необходимо учитывать международное право и принципы, такие как уважение к суверенитету других государств, чтобы избежать дальнейшей изоляции на международной арене.
Противодействие международным санкциям – это сложная и многогранная проблема, которую можно решить только при помощи комплексного подхода и с учетом всех соответствующих факторов.