Данная научная статья исследует музыкальную культуру Древнего Египта, одной из древнейших мировых цивилизаций. Автор рассматривает находки музыкальных инструментов, их использование и сохранность, а также изучает записи песен на иероглифах. В статье отмечается организация и значимость музыкальных ансамблей, роль руководителей ансамблей и дирижеров, а также связь музыки с религиозными и культурными аспектами египетского общества.

Аннотация статьи
музыкальные инструменты
Древний Египет
записи песен
иероглифы
музыкальные ансамбли
руководители ансамблей
дирижеры
религиозные аспекты
культурные аспекты
Ключевые слова

Древний Египет – одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке [5].

Музыка

Египет фараонов оставил множество росписей и барельефов с изображениями музыкантов. Уцелели и некоторые инструменты. Так, трубы, найденные в гробнице Тутанхамона, оказались в идеальном состоянии, на них даже смогли сыграть. Иероглифами записаны многие тексты песен [5]. Также популярными были бубны и аэрофлоты [3]. А в погребальных надписях с почтением упоминаются не только имена музыкантов, но и имена руководителей ансамблей и древнеегипетских чиновников от музыки – ответственных за танцоров фараона, придворных распорядителей. Такие "министры культуры" не могли появиться там, где люди просто играют и поют для удовольствия. Для этого нужна была организация, и довольно сложная. Первый известный по имени администратор, Кафу-анх, жил при фараоне Усеркафе, в III тысячелетие до нашей эры [3]. Для египтян был важен культ смерти и погребения: бальзамирование покойников, обустройство гробниц. Несмотря на это, древние египтяне были жизнерадостным народом и любили музыку. Множество божеств так или иначе было связано с ней. Богиней радости, музыки и танца была Мерет (Мерт). Её имя означает "возлюбленная".

Ей посвящалась одна из известных песен:

«Не было скорби в моём доме.

В нём собирались певцы и девы,

Радостно пели к богине Мерет.

Прекрасны были тела их, а заплетённые косы

Лотосом, нежной миррой благоухали.

В цветочных венках мы пили вино из далёкого Пунта...»

Надпись на саркофаге Веннефера, жреца при Рамсесе II.

И богиня Хатор любила танцевать. Её сын Айхи покровительствовал музыкантам. Изобретение музыки считали бога Тота. Музыка звучала в храмах и во дворцах, на вечеринках вельмож и деревенских праздниках. Играли на трубах и флейтах, лирах и арфах. Было множество разных ударных инструментов, например, подобия лютен. Ничего особенного! Похожим образом обстояли дела у всех народов, находившихся на близкой ступени развития. Было бы странно, если бы было иначе [5].

Ансамбли

Древнеегипетские музыканты крайне редко играли и пели в одиночку. Изображаются обычно ансамбли, чаще всего – с разными инструментами. Это не значит, что в жизни не было сольных выступлений, скорее, достойными увековечения считались именно ансамбли. Игра в ансамбле сложна. Предполагается риск, рассинхронизации между, музыкантами. В современном мире значительно облегчают ноты. В них есть тактовые черты, указания на разделы или даже просто все ноты всех инструментов (если ансамбль небольшой). Если состав ансамблей большой, партии – отдельные. В Древнем Египте нотной записи не было (или она ещё не найдена). Именно поэтому такую огромную роль играли руководители ансамблей. Фактически, они были дирижёрами, координаторами звучания. Без них звучание не получилось бы. О них отзывались с таким уважением. Современный дирижёр создаёт прежде всего исполнительскую трактовку, эмоциональную форму произведения (хотя он, конечно, напоминает музыкантам, в какой момент им вступать). Но современные музыканты сидят перед раскрытыми нотами [3].

Хейрономия

Термин "хейрономия" – жестовые ноты древне Греции, по-видимому, в Древнем Египте. Хейрономия дожила и до наших дней, иногда её используют в музыкальных школах. В Древнем Египте были свои очень жёсткие правила изображения людей. По ним мы всегда можем узнать на рисунке египетское изображение. Так, лицо рисовали в профиль, а глаза и ноги при этом – в фас. Но мелкие детали художники могли прорисовывать очень подробно и точно. И поэтому множество хейрономических знаков Египта. На изображениях довольно часто появляются дирижёры, которые показывают музыкантам ноты на пальцах – буквально на пальцах. Ранее учёные полагали, что эти дирижёры – на самом деле певцы (те из них, кто прикладывает руку к уху, чтобы лучше слышать) или просто отбивают ритм ладонями. Но, сейчас хейрономическая гипотеза – основная. Предположительно и Мерет, богиня музыки, изображалась с рукой, сложенной в хейрономический знак [5].

Коптские ноты

Существует ещё одна необычная египетская нотная запись. Пергамент с коптскими нотами из Нью-Йоркского Метрополитен-музея. Но она куда более позднего времени – уже нашей эры. В 1950-х годах музыковед Ханс Хикманн нашёл коптские ноты: 6 пергаментов с духовной музыкой. Примерно V - VII вв. Цвет означает струну, а величина кружка – продолжительность звука. Ещё нет представления о нотах в нашем понимании, запись отсылает не к звукам вообще, а к конкретным струнам двенадцати – или тринадцати струнного инструмента [3].

Танцы

Культура Древнего Египта, в которой уровень социума являлся довольно высоким, была насыщена музыкой и танцами. Египтяне очень любили веселье и ни один праздник и ни одно событие, не проходило без плясок под музыкальный аккомпанемент. Поэтому можно предполагать, что танец в Древнем Египте был основным времяпрепровождением людей самого разного социального положения. Улицы городов Древнего Египта были всегда наполнены танцовщицами, которые развлекали и восхищали прохожих. Но, люди высокого ранга редко участвовали в подобных плясках, чаще наблюдали за нанятыми танцорами, которые веселили гостей и хозяев праздника [4]. В Древнем Египте искусство танца ценилось довольно высоко. И, исходя из того, что это государство из-за определенного географического расположения было изолировано долгое время, то культура их танца развивалась самостоятельно и без вмешательства других народов и культур. Поэтому танцы в Древнем Египте были особенные, и ни на что не похожие. За долгие годы развития культуры во времена фараонов возникло большое количество видов хореографии: танцы для развлечения, гаремные, ритуальные, религиозные и даже военные. О таком разнообразии свидетельствуют различные изображения танцующих людей, дошедшие до наших дней. Со временем, в танце Древнего Египта стало прослеживаться влияние таких соседних стран, как Эфиопия, Нубия, Судан, Сирия и Палестина. Из каждого государства была перенята какая-то частичка его традиции танца. В 1500 году до н.э. в хореографии Древнего Египта появилось еще больше гибкости, элегантности и утонченности, которые были привнесены индийскими баядерками. Самым необычным танцем в Древнем Египте можно назвать астрономический танец жрецов, которые разгадывали тайны звезд и предвещали судьбы. Ритм их па воплощал в себе движение небесных тел во всей Вселенной и олицетворял гармонию безупречной небесной сферы. Выполняли этот танец вокруг специального алтаря, что символизировал солнце. Каждое движение имело свой смысл и подтекст. Например, сначала участники танца двигались с востока на запад, что символизировало движение неба, а затем с запада на восток, что олицетворяло движение планет [2]. Северно-египетские танцы отличались от древнеегипетских.

Заключение

Таким образом, несмотря на некоторые заимствования у некоторых культур Древний Египет имел достаточно оригинальную музыкальную культуру, как и уникальные музыкальные инструменты. Современные хореографические традиции Египта во многом отличаются от танцев Древнего Египта. Они стали более совершенными, появилось большое разнообразие движений. Но, невзирая на истечение стольких столетий, искусство танца этой страны осталось уникальным и неповторимым. Египтяне сумели пронести сквозь века свои традиции и манеры, присущие только их народу. Музыка является важным инструментом в современном образовании [1].

Текст статьи
  1. Алексушин Г.В. Песня на занятиях по истории в средней и высшей школе // Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе. Материалы II Самарской региональной научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков. 7-8 февраля 2002 г. Самара, 2002. С 428-429.
  2. Амелина, М. Н. Мифоритуальные аспекты формирования египетского танца / М. Н. Амелина, Е. В. Лиманская // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : Сборник статей Международной научно-практической конференции в 2-х частях, Саранск, 03 июня 2016 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Том часть 2. – Саранск: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2016. – С. 242-246.
  3. Мелющук, В. В. Бубен и его роль в профессиональном музыкальном искусстве Древнего Египта / В. В. Мелющук // Старинная музыка. – 2013. – № 3(61). – С. 19-25.
  4. Фраенова, Е. М. История музыкальных инструментов древних цивилизаций и средневекового Востока по данным музыкальной археологии (3 тыс. До Н.Э. - 1 тыс. Н.Э.). Музыкальные инструменты Древнего Египта / Е. М. Фраенова // Всеобщая история. – 2017. – № 3. – С. 22-51.
  5. Чершинцева, М. А. Музыка в синкретической культуре древних цивилизаций (на примере Древнего Египта и Междуречья) / М. А. Чершинцева // Вопросы культурологии. – 2010. – № 6. – С. 59-65.
Список литературы