Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы современности
Роль методической работы в образовательном процессе

Роль методической работы в образовательном процессе

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

учитель
педагогическая деятельность
образовательный процесс
методист
методическая работа
методы и приемы обучения
индивидуальный подход

Аннотация статьи

В статье авторы рассматривают вопрос роли методической работы в образовательном процессе, дают описание функциональных обязанностей методиста, а также приводят примеры направлений работы методистов.

Текст статьи

Педагогическая деятельность – это многоплановый процесс развития, воспитания и обучения детей, школьников, студентов. Важным фактором усвоения общеобразовательных программ является грамотное применение методов и приемов обучения. Поиск новых методов и их вариативность важны для более глубокого усвоения обучающимися нового материала, необходима и индивидуальная работа с конкретным школьником. Учитель должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, ведь от того, как учитель будет применять методы и приёмы, зависит восприятие, понимание и усвоение школьниками нового материала.

В среде педагогов можно выделить множество различных категорий: и профессиональных, и человеческих. На наш взгляд, педагоги делятся на опытных и молодых, на желающих искать индивидуальный подход к каждому школьнику или студенту и не умеющих это делать, на фанатов и равнодушных, но честно выполняющих свои должностные обязанности, на знающих и постоянно повышающих свой профессионализм и просто тихо работающих.

Можно ли обвинять «категорию педагога», которую мы вывели в негативную плоскость при описании деятельности?

Первое. Опыт приходит со временем, с годами, с десятилетиями постоянной монотонной или ярко окрашенной педагогической деятельности. Независимо от качества работы, опыт человек получает ежедневно, впитывает его и использует в дальнейшей деятельности.

Второе. Молодые специалисты делятся на ведущих и ведомых. «Ведомый» молодой специалист – это стандартная позиция молодого (до 3 лет) педагога, который нуждается в наставнике, и совместно с опытным педагогом будет разрабатывать технологические карты, оснащать уроки электронными образовательными ресурсами, изучать и применять современные образовательные технологии.

Молодому специалисту с термином «ведущий» тоже надо предоставить наставника, который не будет учить пошаговой подготовке к уроку, а будет лишь в роли наблюдателя, иногда внося элементы корректировки в деятельность молодого специалиста.

Третье. Нам известны опытные, грамотные и компетентные педагоги, которые находят подход к каждому ребенку, активно трудятся в образовательном учреждении, сотрудничают с классным коллективом, участвуют в методической жизни школы, района, города, России.

Напрашивается резонный вопрос о том, как сделать так, чтобы все учителя смогли реализовать свой талант, знания, умения, и где найти пути развития и реализации профессиональной деятельности идейных учителей, как поделиться бесценным опытом, и как мотивировать равнодушного учителя поменять свое отношение к работе, к школе, к детям, к самому себе как педагогу.

Имея большой объем и глубинные теоретические знания в области педагогики, молодой учитель не всегда владеет умением донести эти знания до обучающихся разного возраста. Можно привести яркий пример педагога (молодого учителя) иностранного языка, который получил прекрасное образование, имеет хорошее оксфордское произношение, умеет свободно общаться, синхронно переводить и даже думать на иностранном языке, но который может не владеть методиками обучения маленьких детей.

Профессиональную помощь учителю может оказать методист. Главные функции методиста – это изучение и определение содержания, разработка форм, методов и средств обучения и их систематизация, усовершенствование учебного процесса и координирование работы преподавательского коллектива. Методист также занимается вопросами повышения квалификации педагогов, организует мастер-классы, круглые столы, вебинары, выставки и конкурсы по использованию учебно-методических комплексов, обзорные практико-ориентированные семинары, конференции, учебные курсы и многое другое. В идеале, методист должен участвовать в разработке методических планов и программ, заниматься подготовкой содержательной части текстов выступлений и презентаций педагогов.

Школьные методисты тесно контактируют с педагогами-психологами и социальными педагогами, выстраивая единый, качественный подход к образованию. Именно методист должен определять направления работы молодого специалиста, или учителя, обращающегося за помощью и поддержкой, учить работать с детьми с учетом возрастных и физиологических возможностей, именно методист должен аккумулировать вокруг себя всех специалистов в определенной педагогической области, создавать условия для развития, обучения, обмена педагогическим опытом и реализации своих профессиональных амбиций. И самое главное: методист должен обладать не только грамотностью и многолетним опытом, но иметь многогранные организаторские способности, безупречное уважение коллег, показывать работу на личном примере, создавая профессиональный коллектив единомышленников.

У методистов разных специализаций, естественно, разное содержание, разные формы и средства работы. Например, специалисты по информационно-коммуникационным технологиям должны обладать математическими и техническими знаниями, умениями не только работать, но и обслуживать специальную компьютерную технику. Именно методист по информационным технологиям должен создать молодым специалистам условия, при которых каждый учитель, нуждающийся в методической поддержке, построит свой урок с методически грамотной точки зрения. Методист должен аккумулировать вокруг себя учителей информатики и ИКТ, осуществлять наставничество, создавать условия, при которых молодые специалисты могут познакомиться со структурой урока, её плотностью, разнообразием заданий, использованием грамотных и доступных методов и приемов изучения и усвоения обучающимися основ информационно-коммуникационных технологий.

Методист районного уровня отслеживает очные и дистанционные мероприятия района и города, составляет план методической работы, осуществляет информирование всех учителей информатики о датах проведения вебинаров, конференций, форумов, знакомит с тематическими сайтами, порталами, платформами, объединяет коллективы в единое образовательное пространство учителей информатики.

Рассматривая педагогическую деятельность учителей иностранного языка, можно сказать, что зачастую в общеобразовательном учреждении специалистов по иностранному языку больше, чем учителей ИКТ, особенно в школах с углубленным изучением иностранного языка, и они имеют возможность общаться между собой, обсуждать возникающие вопросы, делиться опытом, помогать в проведении и проверке олимпиадных и экзаменационных работ. И здесь роль методиста имеет огромное значение для структурирования работы учителей иностранного языка как в общеобразовательном учреждении, так и в учебно-методическом объединении каждого района.

Районный методист проводит многогранную работу с коллективом педагогов, помогает в подготовке школьников к участию в олимпиадах и конкурсах, контролирует этапы их проведения, создает комфортные условия для пребывания в чужом общеобразовательном учреждении как конкурсантов, так и их сопровождающих.

Наряду с районным методистом, методической работой в школах занимаются руководители учебно-методических объединений учителей математики, русского языка, начальных классов, истории и других предметов.

В школьной логопедической практике за 70 лет её существования в Ленинграде-Санкт-Петербурге всегда были методисты, которых называли «старшими» логопедами района. Именно от этих людей зависит напрямую методическая работа учителей-логопедов района. Только методист может грамотно организовать работу коллектива, увлечь их общим делом, создать условия для активного педагогического роста, оказать помощь и поддержку молодым специалистам, поднять коллектив на совместные педагогические подвиги по организации форумов, конференций, фестивалей, семинаров, круглых столов, открытых логопедических занятий.

Методист отслеживает, какие мероприятия коррекционно-логопедической направленности организуют в районе и городе, направляет учителей-логопедов на курсы повышения квалификации, создает условия для выступлений на открытых площадках логопедических форумов, конференций, семинаров, организует участие в публикациях в научно-методических сборниках различных уровней, активно помогает в подготовке к аттестации педагогических работников и много другое.

Важным аспектом в работе методиста является пропаганда логопедической деятельности, подъем авторитета специалиста, повышение значимости коррекционно-логопедической работы, направленной на повышение успеваемости обучающихся, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ.

Методист, независимо в какой области он работает, это важное организаторское звено в большой педагогической цепи, призванной грамотно организовывать деятельность, систематизировать её, координировать работу преподавательского коллектива, повышать престиж профессии педагога.

Поделиться

7394

Тихомирова С. А., Присталова И. А., Русинова Ю. А., Мельникова Л. И. Роль методической работы в образовательном процессе // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 апреля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 118-121. URL: https://apni.ru/article/640-rol-metodicheskoj-raboti-v-obrazovatelnom-proc

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря