В последнее время многие европейские страны и страны СНГ (Казахстан, Беларусь) признали, что помещение под опеку почти всегда влияет на развитие и здоровье ребенка без семьи. Многочисленные исследования доказывают, что дети, воспитанные в учреждениях, часто имеют физические, эмоциональные, социальные и когнитивные нарушения. Есть множество причин, по которым дети, находящиеся в Центрах содействия семейному воспитанию, имеют личностные проблемы и проблемы в развитии. Среди них:
- различные формы депривации (материнская, моторная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная);
- групповое обучение; регламентация жизни ребенка;
- нестабильность (т.е. многократная смена) взрослых, присматривающих/обучающих детей;
- отсутствие конфиденциальности; каждый ребенок находится с другими детьми и взрослыми 24 часа в сутки;
- отсутствие личных вещей или личного пространства;
- узкая развивающая среда ограничивает специфический чувственный опыт детей из-за малочисленности и однородности предметов, с которыми оперируют дети (предметы быта, специальные игрушки);
- отсутствие длительных отношений или чувства принадлежности к сообществу, что необходим для социализации;
- недостаточная психологическая и педагогическая квалификация сотрудников;
- отсутствие программ реабилитации и помощи, ориентированных на развитие ребенка, разрешение проблем, вызванных отсутствием семьи;
- единый подход к обучению каждого ребенка в учреждении.
Признаки неадекватного личностного развития заметны в эмоциях и поведении, неспособности к социальному взаимодействию, недоверии к себе, отсутствии самоорганизации и целеустремленности [3].
Поэтому в интересах детей крайне важно по возможности избегать помещения ребенка в детский дом. В отношении детей младшего возраста, уже находящихся в этих учреждениях, следует как можно скорее принять меры по их размещению в семьях, что сведет к минимуму вред и увеличит их шансы на выздоровление.
В большинстве случаев семья является единственной естественной защитной средой для ребенка. Семья обеспечивает заботу и защиту ребенка. В семье каждый ребенок – личность. В учреждении эта личность теряется среди других.
Адаптация ребенка в приемной семье осложняется целым рядом факторов, наиболее значимые из которых – это длительность институционального стажа ребенка (как долго он проживал в интернатном учреждении), опыт неблагополучия и насилия в кровной семье. Травматические переживания, вынесенные ребенком из родной семьи и детского дома, оказывают влияние на становление его отношений с приемными родителями. Чувства многих воспитанников интернатных учреждений при передаче их в приемную семью далеко не однозначно положительные: многие дети испытывают страх несоответствия ожиданиям новых родителей, боятся покидать учреждение со знакомым им распорядком и правилами жизни, переживают о том, что они предают родных родителей, тревожатся о потере свободы и независимой жизни [1].
Подготовку ребенка к устройству в замещающую семью – поэтапная психологическая диагностика, психологическая работа по отреагированию травматического опыта, коррекционно-развивающие занятия (по развитию речи, коммуникативных навыков, познавательных процессов, развитию эмоционально-волевой сферы и навыков саморегуляции, формированию адекватной самооценки, представлений об окружающем мире, по формированию «образа семьи» – представлений о семейных отношениях и ролях).
Психологическая поддержка детей перед поступлением опосредована спецификой переходного периода, характеризующегося адаптацией к новым условиям социального развития и реабилитацией прошлых негативных переживаний и стрессов.
При психологической готовности детей интернатных учреждений к жизни в замещающей семье необходимо говорить об уровне развития представлений, чувств и умений ребенка для того, чтобы он легко и продуктивно адаптировался к условиям и нормам жизни в семье. Основываясь на обзоре исследований психологической готовности человека, он различает когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты [2].
Когнитивный компонент психологической подготовки воспитанников к жизни в семье предполагает наличие необходимых представлений о правилах и содержании жизни в этом социальном институте, правах и обязанностях его членов, формах взаимодействия и ролевых функциях. Также важно, чтобы дети приобрели образ семьи в соответствии с современными представлениями, а также позитивную модель своей будущей семьи, супруга, образования, места жительства и работы. Следует отметить, что такие социальные знания могут быть приняты детьми только при условии достаточного осознания и принятия определенных условий, таких как их семейное и личностное происхождение, структура семьи, судьба и статус в обществе. Эти психологические условия также входят в содержание когнитивного компонента.
Эмоционально мотивирующие факторы, составляющие подготовку к семейной жизни воспитанников интерната, включают эмоциональное благополучие, психическую стабильность и отсутствие стойких отрицательных эмоций, особенно страха отвержения. Эмпатия и хорошее доверительное отношение к воспитателю, уверенность в надежности, поддержка, привязанность, желание разделить с воспитателем успехи и неудачи и стремление координировать поведение с воспитателем являются важными предпосылками для достижения необходимого уровня готовности. В результате дети, находящиеся под опекой приемных родителей, имеют позитивные познавательные потребности и стремление к достижениям, которые они не боятся демонстрировать, приобретают навыки, необходимые для участия в самостоятельной жизни и совместной работе, имеют позитивное отношение к жизни дома и желание жить и развиваться в семейном окружении.
Характеристики этих эмоциональных компонентов неразрывно связаны с поведенческим компонентом психологической готовности субъектов исследования. Этот элемент включает в себя определенные социальные навыки, необходимые для семейной жизни. А именно: способность регулировать свое эмоциональное состояние и сохранять стабильность поведения; самоанализ, самоконтроль и самоорганизацию; правильную оценку реальности и характера проблем; соответствовать социокультурным нормам и требованиям гигиены и самообслуживания во внешнем виде; социального взаимодействия.
Формирование новой идентичности ребенка должно быть в центре работы специалистов как в школах-интернатах (в рамках подготовки к жизни с приемными родителями), так и в государственных учреждениях и службах патронатного воспитания, а также в совместной работе с патронатными родителями (как часть психолого-педагогического сопровождения).
Но, к сожалению, содержание подготовки принимающей семьи на сегодняшний день разработано в большей степени, формирование готовности ребенка к жизни в приемной семье реже находит отражение в научных и прикладных исследованиях.