Главная
АИ #22 (152)
Статьи журнала АИ #22 (152)
Психологическая готовность воспитанников интернатных учреждений к жизни в замеща...

Психологическая готовность воспитанников интернатных учреждений к жизни в замещающей семье

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

дети-сироты
дети без попечения родителей
замещающая семья
приемная семья
психологическая готовность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализированы компоненты психологической готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье.

Текст статьи

В последнее время многие европейские страны и страны СНГ (Казахстан, Беларусь) признали, что помещение под опеку почти всегда влияет на развитие и здоровье ребенка без семьи. Многочисленные исследования доказывают, что дети, воспитанные в учреждениях, часто имеют физические, эмоциональные, социальные и когнитивные нарушения. Есть множество причин, по которым дети, находящиеся в Центрах содействия семейному воспитанию, имеют личностные проблемы и проблемы в развитии. Среди них:

  • различные формы депривации (материнская, моторная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная);
  • групповое обучение; регламентация жизни ребенка;
  • нестабильность (т.е. многократная смена) взрослых, присматривающих/обучающих детей;
  • отсутствие конфиденциальности; каждый ребенок находится с другими детьми и взрослыми 24 часа в сутки;
  • отсутствие личных вещей или личного пространства;
  • узкая развивающая среда ограничивает специфический чувственный опыт детей из-за малочисленности и однородности предметов, с которыми оперируют дети (предметы быта, специальные игрушки);
  • отсутствие длительных отношений или чувства принадлежности к сообществу, что необходим для социализации;
  • недостаточная психологическая и педагогическая квалификация сотрудников;
  • отсутствие программ реабилитации и помощи, ориентированных на развитие ребенка, разрешение проблем, вызванных отсутствием семьи;
  • единый подход к обучению каждого ребенка в учреждении.

Признаки неадекватного личностного развития заметны в эмоциях и поведении, неспособности к социальному взаимодействию, недоверии к себе, отсутствии самоорганизации и целеустремленности [3].

Поэтому в интересах детей крайне важно по возможности избегать помещения ребенка в детский дом. В отношении детей младшего возраста, уже находящихся в этих учреждениях, следует как можно скорее принять меры по их размещению в семьях, что сведет к минимуму вред и увеличит их шансы на выздоровление.

В большинстве случаев семья является единственной естественной защитной средой для ребенка. Семья обеспечивает заботу и защиту ребенка. В семье каждый ребенок – личность. В учреждении эта личность теряется среди других.

Адаптация ребенка в приемной семье осложняется целым рядом факторов, наиболее значимые из которых – это длительность институционального стажа ребенка (как долго он проживал в интернатном учреждении), опыт неблагополучия и насилия в кровной семье. Травматические переживания, вынесенные ребенком из родной семьи и детского дома, оказывают влияние на становление его отношений с приемными родителями. Чувства многих воспитанников интернатных учреждений при передаче их в приемную семью далеко не однозначно положительные: многие дети испытывают страх несоответствия ожиданиям новых родителей, боятся покидать учреждение со знакомым им распорядком и правилами жизни, переживают о том, что они предают родных родителей, тревожатся о потере свободы и независимой жизни [1].

Подготовку ребенка к устройству в замещающую семью – поэтапная психологическая диагностика, психологическая работа по отреагированию травматического опыта, коррекционно-развивающие занятия (по развитию речи, коммуникативных навыков, познавательных процессов, развитию эмоционально-волевой сферы и навыков саморегуляции, формированию адекватной самооценки, представлений об окружающем мире, по формированию «образа семьи» – представлений о семейных отношениях и ролях).

Психологическая поддержка детей перед поступлением опосредована спецификой переходного периода, характеризующегося адаптацией к новым условиям социального развития и реабилитацией прошлых негативных переживаний и стрессов.

При психологической готовности детей интернатных учреждений к жизни в замещающей семье необходимо говорить об уровне развития представлений, чувств и умений ребенка для того, чтобы он легко и продуктивно адаптировался к условиям и нормам жизни в семье. Основываясь на обзоре исследований психологической готовности человека, он различает когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты [2].

Когнитивный компонент психологической подготовки воспитанников к жизни в семье предполагает наличие необходимых представлений о правилах и содержании жизни в этом социальном институте, правах и обязанностях его членов, формах взаимодействия и ролевых функциях. Также важно, чтобы дети приобрели образ семьи в соответствии с современными представлениями, а также позитивную модель своей будущей семьи, супруга, образования, места жительства и работы. Следует отметить, что такие социальные знания могут быть приняты детьми только при условии достаточного осознания и принятия определенных условий, таких как их семейное и личностное происхождение, структура семьи, судьба и статус в обществе. Эти психологические условия также входят в содержание когнитивного компонента.

Эмоционально мотивирующие факторы, составляющие подготовку к семейной жизни воспитанников интерната, включают эмоциональное благополучие, психическую стабильность и отсутствие стойких отрицательных эмоций, особенно страха отвержения. Эмпатия и хорошее доверительное отношение к воспитателю, уверенность в надежности, поддержка, привязанность, желание разделить с воспитателем успехи и неудачи и стремление координировать поведение с воспитателем являются важными предпосылками для достижения необходимого уровня готовности. В результате дети, находящиеся под опекой приемных родителей, имеют позитивные познавательные потребности и стремление к достижениям, которые они не боятся демонстрировать, приобретают навыки, необходимые для участия в самостоятельной жизни и совместной работе, имеют позитивное отношение к жизни дома и желание жить и развиваться в семейном окружении.

Характеристики этих эмоциональных компонентов неразрывно связаны с поведенческим компонентом психологической готовности субъектов исследования. Этот элемент включает в себя определенные социальные навыки, необходимые для семейной жизни. А именно: способность регулировать свое эмоциональное состояние и сохранять стабильность поведения; самоанализ, самоконтроль и самоорганизацию; правильную оценку реальности и характера проблем; соответствовать социокультурным нормам и требованиям гигиены и самообслуживания во внешнем виде; социального взаимодействия.

Формирование новой идентичности ребенка должно быть в центре работы специалистов как в школах-интернатах (в рамках подготовки к жизни с приемными родителями), так и в государственных учреждениях и службах патронатного воспитания, а также в совместной работе с патронатными родителями (как часть психолого-педагогического сопровождения).

Но, к сожалению, содержание подготовки принимающей семьи на сегодняшний день разработано в большей степени, формирование готовности ребенка к жизни в приемной семье реже находит отражение в научных и прикладных исследованиях.

Список литературы

  1. Киселева Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях / Н.А. Киселева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. Выпуск №4. – 2014.
  2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья [Текст] / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 386 с.
  3. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психическое развитие воспитанников детских домов / Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1990.

Поделиться

947

Абдеева Р. Р. Психологическая готовность воспитанников интернатных учреждений к жизни в замещающей семье // Актуальные исследования. 2023. №22 (152). Ч.III.С. 84-86. URL: https://apni.ru/article/6401-psikhologicheskaya-gotovnost-vospitannikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января