Главная
АИ #22 (152)
Статьи журнала АИ #22 (152)
Особенности ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в сельск...

Особенности ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в сельской школе

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

здоровье
здоровый образ жизни
отношение к здоровью
сельская школа
подросток

Аннотация статьи

В статье рассматривается отношение подростков сельской школы к здоровью и здоровому образу жизни. Представлены результаты исследования, которые были проведены, показывающие отношения подростков к здоровому образу жизни. Разработаны рекомендации для педагогов сельской школы по формированию здорового образа жизни у подростков.

Текст статьи

Здоровье является основной ценностью, которая влияет на благополучие общества в целом. Здоровый образ жизни является ключевым фактором для поддержания здоровья любого человека. Сохранение и укрепление здоровья являются не только личной ответственностью каждого человека, но и общественной и государственной.

Сейчас человечество уделяет большое внимание здоровому образу жизни, но большинство людей не имеют представления о том, что это такое.

На здоровье человека влияют множество факторов, среди которых и наследственные факторы, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Из всех этих факторов основным является образ жизни человека, а именно здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни – это не только рациональный отдых и труд, но также рациональное отношение к работе и соблюдению всех правил гигиены. Такой образ жизни позволяет людям дожить до здоровой старости. В конце концов, каждый человек желает и стремится прожить долгую и здоровую жизнь.

В рамках исследования проблемы сформированности у подростков основ здорового образа жизни нами было проведено социально-педагогическое исследование, направлено на выявление уровня сформированности здорового образа жизни у подростков.

Исследование проходило на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Бузюрово муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан.

В исследовании приняло участие 14 детей (обучающиеся 9-го класса). Из них 10 мальчиков и 4 девочки.

Исследование проводилось в три этапа:

  • первый этап – диагностический, направленный на выявление уровня сформированности знаний и навыков о здоровом образе жизни;
  • второй этап – практический, на данном этапе нами был предложен и проведен комплекс мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у подростков;
  • третий этап – обобщающий, на этом этапе была проведена вторичная диагностика.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

Первый этап (диагностический) включал в себя анализ социального паспорта класса, беседу с учителями, наблюдение за учениками, анкетирование и тестирование учащихся.

Социальный паспорт является внутришкольным документом, содержащим полную достоверную информацию о различных категориях семей учащихся образовательного учреждения. Социальный паспорт составляется на каждый класс классными руководителями и играет важную роль в социально-педагогической деятельности учреждения.

Социальный паспорт класса содержит информацию о материальных условиях проживания ребенка, быт, внутрисемейную обстановку, возможности для учебы, раскрытие творческого потенциала учащегося. Полученные сведения позволяют выявить особенности семейного воспитания, которые влияют на здоровье детей. Семья как первичный институт социального воспитания создает необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья своих детей. В частности, от уровня материального состояния семьи зависит физическое здоровье ребенка, от внутрисемейной обстановки и психологического климата семьи зависит психологическое здоровье и эмоциональное состояние несовершеннолетнего.

По результатам анализа социального паспорта класса, мы пришли к выводу, что уровень благополучия в семьях учащихся можно охарактеризовать как средний.

Несмотря на то, что почти 100 % подростков (13 детей) воспитываются в полных благополучных семьях, двое учащихся с 2021 года состоят на внутришкольном учете по причинам отсутствия должного воспитания со стороны родителей.

Наблюдение как метод сбора первичных данных позволило нам выявить особенности поведения подростков, рациона их питания, двигательной активности.

По результатам наблюдения необходимо отметить, что поведение большинства подростков (9 человек) характеризуется малой подвижностью. Так, во время перерывов между уроками более половины класса не выходит за пределы кабинета, то есть как минимум пол дня проводит в «сидячем» образе жизни.

При этом особое внимание следует обратить на то, что более половины учащихся (10 человек) не соблюдают правила здорового питания, а именно в их рационе преобладают вредные продукты (чипсы, газированная вода, семечки). Регулярное употребление данных продуктов приводит к тому, что пищеварительная система подрастающего организма испытывает колоссальную нагрузку, что в дальнейшем может привести к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

По итогам проведенного метода наблюдения нам необходимо провести мероприятия на тему «здорового питания», «двигательной активности как необходимого условия сохранения и укрепления здоровья», а также проводить работу по повышению заинтересованности детей к физическим нагрузкам.

Анкетирование как метод сбора информации позволило нам выявить представления о здоровом образе жизни и мотивации к его осуществлению у учащихся.

Нами использовались следующие опросники:

  • Методика «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.);
  • опросник «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская);

Методика Дерябо С.Д., Ясвин В. А. направлена на выявление того, какие ценности у подростков занимают лидирующие позиции. Обучающимся предлагалось расположить представленные в опроснике ценности в зависимости от их значимости для них. Ответы подростков позволили распределить данные ценности по порядку.

Результаты показали, что только 29 % обучающихся поставили здоровье и здоровый образ жизни в качестве высшей ценности, еще 29 % – семью, 21 % – работу, 14 % – духовный рост в качестве высшей ценности и только 7 % – другие жизненные ценности.

Как мы видим, результаты данного опросника подтвердили результаты промежуточной беседы с учащимися. Только у 29 % учащихся выявлен высокий уровень ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Опросник «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская) состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по 4 критериям степени оценки адекватности/неадекватности отношения человека к своему здоровью.

По итогам проведения анализа опросника «Отношение к здоровью» (автор Р. А. Березовская) были получены результаты степени оценки адекватности/неадекватности отношения человека к своему здоровью.

У обучающихся выявлено:

  • на когнитивном уровне – низкая степень осведомленности в сфере здоровья у 56% обучающихся (неадекватная), высокая у 44 % (адекватная);
  • на поведенческом уровне – степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни – низкая у 62 % человек (неадекватная), высокая – у 38 % человек (адекватная).
  • на эмоциональном уровне – оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему – высокий у 43 % обучающихся (неадекватная), низкий у 57 % подростков (адекватная).
  • на ценностно-мотивационном уровне – степень сформированности и мотивации на сохранение и укрепление здоровья – низкая у 36 % обучающихся (неадекватная), высокая у 64 % подростков (адекватная).

Из вышесказанного следует, продиагностировав исходный уровень отношения подростков к здоровому образу жизни, мы пришли к выводу о необходимости организации целенаправленной систематической работы по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.

Поделиться

758

Попова Н. А. Особенности ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в сельской школе // Актуальные исследования. 2023. №22 (152). Ч.III.С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/6402-osobennosti-tsennostnogo-otnosheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января